Использование сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве

При ориентировке в пространстве инвалидов по зрению очень большую роль играют сохранные анализаторы. В учебниках анато­мии перечисляется пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вкусовые ощущения практически не используются в процессе ориентировки в пространстве, но добавляются два дру­гих анализатора - вестибулярный аппарат и мышечная чувствитель­ность - которые играют очень важную роль при передвижении.

Вестибулярный аппарат называют еще органом равновесия. Он находится во внутреннем ухе и реагирует на повороты и накло­ны головы и тела, а также ускорение движения в любом направле­нии. Именно с помощью вестибулярного аппарата можно обнаружи­вать при поездке в автобусе такие ориентиры как поворот или спуск с холма.

С целью развития вестибулярного аппарата и чувства про-приоцепции во время проводившегося процесса апробации данной ступени пятиступенчатой модели реабилитации впервые применя­лась специально разработанная тренировочная программа, осно­ванная на базе методик восточных оздоровительных и боевых сис­тем. Использование данной программы не является обязательным условием для развития навыков пространственной ориентировки, но может использоваться дополнительно. Тренировки рассчитаны на длительное время по 2-3 раза в неделю продолжительностью от 1 до 2 часов.

Первые заметные результаты появляются через 2-3 месяца, в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого человека. В настоящее время в Институте «Реакомп» завершается процесс адаптации программы для инвалидов по зрению.

Программа уникальна тем, что в основе тренировочного про­цесса с инвалидами по зрению лежит парная работа, в процессе ко­торой реабилитанты выполняют ряд упражнений, направленных на развитие у них специальных качеств, позволяющих адекватно реа­гировать на происходящие вокруг изменения.

Во-первых, парные упражнения позволяют выработать особое «чувство партнера», которое постепенно, по мере обучения, транс­формируется в «чувство окружающего мира пространства». В про­цессе обучения инвалиды по зрению получают навыки адекватного реагирования на происходящие вокруг изменения. Для создания равных условий во время проведения тренировочных занятий реа­билитанты, имеющие остаточное зрение, использовали специаль­ные защитные очки для глаз. За счет полного отключения зритель­ного анализатора пробуждаются и развиваются другие виды чувст­вительности. Человек приобретает способность чувствовать до оп­ределенного предела «плотности» и «пустоты» своего пространст­венного окружения.

Во-вторых, парные упражнения позволяют приобрести навыки расширения и «разделения» внимания (РВ). Во время выполнения упражнений на «раздельное внимание» реабилитанты не только выполняют разными частями тела действия, отличающиеся по рит­му и расслабленности, но и вынуждены реагировать на ежесекундно меняющиеся условия, предлагаемые партнером, что особенно цен­но для инвалидов по зрению.

В-третьих, в результате парных упражнений, развивается на­вык адекватности и быстроты реакции в ответ на внешнее воздей­ствие. Тело приобретает способность к рефлекторному ответу в со­ответствии со сложившейся окружающей обстановкой в данный мо­мент времени.

В четвертых, данные упражнения позволяют выработать реф­лекс психологического и физического расслабления на неожидан­ный удар или потерю опоры. Особая ценность данного рефлекса для инвалидов по зрению состоит в том, что при его достаточной отработанности возможно «обтекание» препятствий, с которыми они столкнулись.

В-пятых, вырабатывается рефлекс удержания равновесия как при приложении внешней силы (толчок, удар), так и без нее. Реаби­литанты учатся «слушать опору» при ходьбе, уменьшается шанс споткнуться или упасть при «шаге в пустоту».

Ценность мышечной чувствительности, как важного анализа­тора при передвижении с нарушенным зрением состоит в следую­щем. За мышечную чувствительность отвечают рецепторы

проприоцепции - это нервные окончания внутри и вокруг мышц, су­хожилий и суставов, которые определяют относительное положение и движение частей тела. Когда незрячий человек, держась за сопро­вождающего, вдруг чувствует, как его рука потянулась вверх, то это означает, что чувство проприоцепции сообщает ему о том, что со­провождающий, вероятно, поднялся на первую ступеньку лестницы. Рецепторы кистевого, локтевого и плечевого суставов «говорят», насколько высоко поднялась рука, что дает представление о высоте ступеньки. Затем, опять же с помощью мышечной чувствительности (проприоцепции), человек поднимает ногу на нужную высоту, чтобы не споткнуться о ступеньку, но при этом и не задирать ногу слишком высоко.

При самостоятельном передвижении ступени, бордюры, спус­ки и подъемы могут быть ориентирами, определяемыми с помощью мышечной чувствительности за счет рецепторов проприоцепции в ногах и ступнях, а при использовании трости человек получает ин­формацию о приближении к перепаду уровня за два шага до него за счет рецепторов кисти руки, держащей трость.

Осязательные ощущения стопами при передвижении незрячих в пространстве позволяют даже через обувь определять текстуру поверхности пути. Человек на ощупь стопой ноги способен отличать мягкую траву от тропинки и тем более твердого асфальта, а инстру­ментальное осязание с помощью трости позволяет отличить даже асфальтированную дорожку от цементированной.

С помощью осязания пальцев человек с нарушением зрения может изучить тактильную карту местности для облегчения ориен­тирования.

Осязание дает также информацию и о температурных разли­чиях, что также должно использоваться незрячими в процессе ори­ентировки. Например, если в солнечный полдень человек чувствует тепло на правой щеке от пригревающего солнышка, он может сде­лать вывод, что передвигается на восток. Или другой пример: дви­гаясь вдоль многоэтажного здания, человек вдруг чувствует ветер, дующий перпендикулярно линии его передвижения - это значит, что человек проходит мимо арки, имеющейся в здании, или здание, вдоль которого он шел, закончилось.

Слух помогает незрячему человеку определить характер про­странства, в котором он находится. Например, если человек слышит шелест листвы деревьев и пенье птиц, то наверняка поймет, что на­ходится в сквере (парке, лесу), а плеск воды подскажет о наличии поблизости водоема. Слух также может давать информацию о кон­кретных ориентирах или признаках знакомой местности. Такими

-.21

информативными сигналами для инвалида могут быть звуки часто открываемых входных дверей, работающих лифтов, шум торговых рядов или звуки машин, проезжающих перпендикулярно линии дви­жения пешехода (это подсказывает о приближении к проезжей части улицы) и т.д. При использовании трости диапазон звуковой инфор­мации увеличивается: отраженный от трости звук дает информацию о поверхности, которой она касается. Например, по звуку легко от­личить касание трости по линолеуму и граниту или по деревянной двери и бетонной поверхности стены. Кроме того, слух позволяет слепому на расстоянии ощутить препятствие. Эту способность на­зывают чувством препятствия. Подобно тому, как человек способен отличить на слух огромную пустую залу от узкого коридора, незря­чий может научиться определять наличие некоего препятствия на пути, например, здания, не касаясь его тростью или телом.

Обоняние, также как и слух, может давать информацию о про­странстве. Особенно это относится к закрытым помещениям с ха­рактерными запахами, например, аптекам, столовым, кофейням, рыбным магазинам. По запаху обычно легко узнать автозаправоч­ную станцию или определить, что идешь мимо кафе или столовой, если вытяжка вентиляции выходит в сторону улицы.

Если у реабилитанта есть остаточное зрение, то оно тоже по­могает в ориентировании. Выбор зрительных ориентиров зависит от характера остаточного зрения. Например, если у человека снижена острота зрения, то ориентиры должны быть крупные, яркие и кон­трастные. Высокое синее здание через дорогу, вдоль которой идет пешеход, к примеру, будет легко узнаваемо для человека со сни­женной остротой зрения и достаточно хорошим полем зрения. Че­ловек с полем зрения, суженным до 10° в виде зрительного «тунне­ля», может легко пропустить такой ориентир; такому человеку луч­ше выбирать то, что находится непосредственно на пути его пере­движения, например, мусорную корзину у края тротуара. Важно помнить, что остаточное зрение не может быть единственным или даже основным источником информации - необходимо использо­вать и другие сохранные анализаторы. Некоторые стремятся смот­реть все время под ноги, чтобы вовремя обнаружить бордюр и не ос­тупиться, что, в общем-то, разумно, но если использовать трость, то проприоцепция (мышечная чувствительность) кисти подскажет о на­личии бордюра, а зрение можно использовать для ориентирования.

. Существуют специальные техники работы тростью для людей с остаточным зрением, которые отличаются от тех, что используют тотально незрячие. Техники ориентировки в пространстве, исполь­зуемые слепыми с остаточным зрением, во многих случаях предпо-

лагают координацию работы зрения и трости. При этом зрение «сканирует» территорию, определяет наличие или отсутствие пре­пятствий и других помех на пути, но при наличии помехи не «фикси­руется» на ней, а продолжает визуальное исследование простран­ства, а трость подтверждает наличие препятствия и его конкретное местоположение для того, чтобы его обойти. Поэтому такие техники обозначают термином «подтверждающие».

Таким образом, в процессе ориентировки в пространстве при нарушенном зрении человек использует сохранные анализаторы: вестибулярный аппарат, проприоцепцию, осязание, слух, обоняние, и, если есть, остаточное зрение - которые дают важную информа­цию об окружающем пространстве. Однако, не меньшее значение для самостоятельной ориентировки, имеет высшие психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), позволяю­щие при восприятии информации от анализаторов отличать нужную от бесполезной. Именно занятия по ориентированию и мобильности призваны помочь незрячему человеку научиться получать и интер­претировать сенсорную информацию, представлять маршрут по словесному его описанию, запоминать сенсорные (слуховые, осяза­тельные, обонятельные и т.п.) ориентиры на маршруте и перено­сить свои знания и умения на новые ситуации.

Кроме того, желательно научить незрячего человека исполь­зованию при ориентировке сторон горизонта, составлению мыслен­ной карты местности и отслеживанию своего передвижения по этой мысленной карте, оцениванию расстояния по времени, анализу пе­рекрестка и выбору безопасного места и времени для пересечения улицы и т.д.

Навыки ориентирования и техники мобильности не изучаются отдельно друг от друга. Ориентирование и мобильность нераздели­мы, так как без безопасного передвижения нет возможности ориен­тироваться, познавать мир, изучать новые маршруты и исследовать новые пространства. Поэтому при обучении навыкам ориентирова­ния и мобильности нельзя забывать ни один из компонентов.

Наши рекомендации