Раздел 1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

Начальная школа

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования

Методические рекомендации

Данные рекомендации составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисным учебным планом общеобразовательных организаций ДНР на 2015-2016 учебный год (приказ МОН ДНР № 314 от 16.07.2015), Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

При составлении рекомендаций использованы: Методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Методическое письмо Министерства образования и науки Украины «Инструктивно-методические материалы по контролю и оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов» (приказ МОН Украины от 21.08.2013 г. № 1222).

Акцентируем внимание, что оценивание обучающихся в начальной школе осуществляется вербально:

• в 1 классе – по всем предметам;

• во 2 классе – в I семестре по решению педагогического совета;

• во 2-4 классах – по предметам: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ»;

В конце четвертей, семестров, учебного года по всем предметам, где оценивание осуществляется вербально, в графе для выставления четвертной, семестровой, годовой отметок выставляется – «зачт.» (зачтено).

Отдельные виды проверок, в случае вербального оценивания (за ведение тетради, диалог, диктант, самостоятельная работа, тест и тд.) в журнале словом «зачт.» (зачтено) не фиксируются.

Об особенностях вербального оценивания в начальной школе рекомендуем ещё раз прочесть в научно-методических материалах:

· Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів початкових класів. – Початкова освіта, 2014. - №4(724), спецвипуск – с.8 – 15; «Орієнтовні вимоги до оцінювання навчальних досягнень учнів». – Початкова школа. – 2014. - №4 – с.21 – 22;

· Савченко О.Я. Дидактика початкової освіти: підручн. – Грамлта, 2012. – с.198-207, с.212-216;

· Дидактико-методичне забезпечення контролю та оцінювання навчальних досягнень молодших школярів на засадах компетентнісного підходу: монографія/СавченкоО.Я. та інш. – Педагогічна думка, 2012. – с.31-35;

· Баранников А.В. О необходимости введения новой системы оценивания. – на сайте http://donippo/blogspot.com/ в разделе «Рекомендации».

Раздел 1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

В данных рекомендациях использованы следующие определения:

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

1.1. В процессе обучения важно применять такие виды контроля:

по месту в процессе обучения:

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Сюда же входят обязательные виды проверок («Аудирование», «Списывание», «Диалог», «Устное сочинение и изложение», «Диктант», «Проверка языковых знаний, умений и навыков» и тд.)

Периодический контроль – проверка степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля знаний, умений и навыков (далее – ЗУН) обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных дисциплин за год (полугодие) в соответствии с Критериями оценивания учебных достижений обучающихся в системе общего среднего образования.

по содержанию:

прогностический (планирующий) контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или количество таких операций;

пооперационный контроль руководит правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль за результатом осуществляется после выполнения действия;

относительно субъектов контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль осуществляется учителем или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний (рефлексивный) контроль осуществляется обучающимися (самоконтроль и самооценка).

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личностных показателей каждого отдельного обучающегося. Индивидуальная динамика развития и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его собственными результатами, полученными ранее, и не допускают сравнений его с другими детьми.

Предметом контрольно - оценочной деятельности являются:

- Степень овладения знаниями и умениями обучающихся по учебным дисциплинам;

- Уровень личностного развития обучающихся.

Устный контроль осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. Следует учитывать, что монологическая речь обучающихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. Согласно учебной программе учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения обучающимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.

Тестовые задания могут быть использованы при формировании самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Задания тестовых работ помогают установить наличие или отсутствие у обучающихся определенных знаний и умений.

В учебном процессе сочетаются контрольно - оценочная деятельность учителя, контрольно - оценочная деятельность ученика в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно - оценочная деятельность обучающихся относительно процесса и результата собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Наши рекомендации