Сочинение – рассуждение по тесту 36

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики.

ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

...только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

(М.Л.Андроников)

Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

(Г. А. Золотова)

Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

(По В. В. Колесову)

...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.

(Д. Н. Ушаков)

Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово.

(Н.А. Федянина)

МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

(М.А. Рыбникова)

Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.

(А. И. Тихонов)

Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.

(А. И. Тихонов)

Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...

(А. Н.Тихонов)

Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла.

(К. И. Чуковский)

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

(В. Г. Белинский)

...художественное произведение... тоже картина, только нарисованная не красками, а словами...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»

В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла.

(В. И. Даль)

Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.

(В.И.Даль)

Человеческое слово стрелы острее.

(Русская пословица)

Ласковым словом многого добьёшься.

(Русская пословица)

Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.

(Э. Э. Моррис, английский археолог)

Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.

(М.А. Светлов)

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому.

(Л. Н. Толстой)

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.

(А. Т. Твардовский)

Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА

Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.

(Ф.И. Буслаев)

Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...

(В. В. Виноградов)

Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

(В. В. Виноградов)

Местоимения — это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.

(Г. А. Золотова)

Язык неистощим в соединении слов.

(А. С Пушкин)

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.

(А. А. Реформатский)

Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...

(А. А. Реформатский)

Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.

(К. С. Станиславский)

Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.

(Л. В. Успенский)

Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.

(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)

...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...

(Д.Н. Ушаков)

...В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий...

(В. Г. Белинский) Язык есть ... необходимое выражение дара слова...

(Ф. И. Буслаев)

Высокая культура разговорной и письменной речи — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...

(По В. В. Виноградову)

Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку.

(Г. О. Винокур)

Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

(И. С. Ильинская, М. В. Панов)

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

(Д. С. Лихачёв)

...речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.

(И. П. Матвеева)

Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.

(Я. Л. Матвеева)

5-

Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

(С. И. Ожегов)

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

(М. В. Панов)

Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык — неисчерпаем.

(М. В. Панов)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Г. Паустовский)

Язык не стрела, а сердце ранит.

(Русская пословица)

Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.

(М.М. Сперанский)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

(Д.Н. Толстой)

Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...

(К. И. Чуковский)

Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.

(Л. В. Щерба)

Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

(Энциклопедический словарь юного филолога)

Сочинение – рассуждение по тесту 36

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…

Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Наши рекомендации