Сочинение – рассуждение 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:« Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Понимание фрагмента текста
   
Наличие примеров - аргументов
1 пример из текста:     ----------------------------------------------------------------------------------------------- 2 пример из текста:    
Заключение
 
Оценочная деятельность С2К1 С2К2 С2К3 С2К4 Подпись
Самооценка          
Оценка учителя          
Эталон 2балла 3балла 2балла 2балла  

Критерии оценивания задания 15.3

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, представленным в таблице № 2. Таблица №2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы
С3К1 Толкование значения слова  
Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его
Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его
Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
С3К2 Наличие примеров-аргументов  
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста
  Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
С3К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста
В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4

Обращаем внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Речевое оформление сочинения – рассуждения 15.3

Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны сформулировать своё понимание смысла указанного слова и прокомментировать его.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2-3-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Какие слова предлагают объяснить?

Обратите внимание!

Слово, предложенное для объяснения, тесно связано с темой и идеей текста.

Потому при указании лексического значения слова и в его комментарии ориентируйтесь на предложенный текст.

Варианты вступлений.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

· Что такое ………..? На мой взгляд, это……..…

· По моему мнению, ……………… – это……….

· Смысл данного слова я понимаю так: …………

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

- пересказа текста

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли, вы должны доказать справедливость, выраженной в тезисе мысли.

Во-первых, помните о требованиях к аргументам-примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• один аргумент-пример должны быть из указанного текста;
• второй аргумент-пример должен быть основан на личной жизни (пример из личной жизни, из рассказов других, из передач телевидения, из книг, из фильмов);
• каждый пример должен соответствовать заявленному тезису.

О чем писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

· коротким, но ёмким по содержанию

· логически связан с предыдущим изложением

· не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: таким образом, итак, следовательно, значит, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Формулировка задания 15.3

Напишите сочинение-рассуждение.

Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Счастье – это…», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта или опыта ваших близких, друзей, из книг и т.д.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст.

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….

(6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

- (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

- (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда?... (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

- (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

Ю. Бондарев.

Наши рекомендации