Особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми
В условиях социально-экономической нестабильности, глобального реформирования всех сфер жизни в России, материальные и психологические возможности семьи как первоначального института социализации значительно ослабли, вследствие чего значимость коррекционно-развивающей деятельности образовательных учреждений по восполнению дефектов семейного воспитания возрастает. В связи с этим главной целью школы на современном этапе общественного развития становится создание необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности каждого обучаемого, развития у него социально-значимых личностных качеств. Совершенно очевидно, что одним из таких условий выступает обеспечение успешной адаптации учащихся к школе.
Роль классного руководителя, в процессе педагогического сопровождения неадаптированных (дезадаптированными) детей, заключается в создании для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом.
Деятельность классного руководителя состоит, как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. Отсюда следует, что поддержка и сопровождение, как типы педагогической деятельности, предельно взаимосвязаны.
В работе с дезадаптивными детьми классный руководитель должен обладать профессиональной компетентностью и, как отмечает в своем исследовании Н.Е. Стенякова, «для успешного выполнения профессиональной деятельности учитель должен обладать как общими, так и специальными (необходимыми в определенной сфере деятельности) компетенциями» (Стенякова, Н Е. К проблеме профессиональной подготовки будущего педагога в современных условиях - Пенза Изд-воПГПУ,2007. - С 117-122).
Требования к профессиональной деятельности классного руководителя.Должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников и детей, имеющих трудности в обучении; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста и детей школьной дезадаптации; основы коррекционной педагогики; методики преподавания учебных предметов начальной школы и методики преподавания с коррекционно-развивающими технологиями; медико-биологические основы коррекционной педагогики; особенности анатомии и физиологии младшего школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
Должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; владеть технологиями коррекционно-развивающего обучения и воспитания; взаимодействовать с другими специалистами, работающими с детьми и с родителями, организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников; взаимодействовать (сотрудничать) с младшим школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести педагогическую работу с родителями; квалифицированно владеть теми умениями и навыками, которым педагог обучает школьников (чтение, письмо, счет, рисование, музыкальная деятельность, обслуживающий труд, физкультура); пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.