Особенности воспитательной работы классного руководителя

Существуют несколько понятий воспитательной работы:

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Воспитательная работа – это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Педагоги школы или внешкольного образовательного учреждения, социальные педагоги осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на ученика: она предполагает как учёт особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, – утверждает Н. М. Таланчук [12], – должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива». В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

1. Изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;

2. Программирование воспитательных воздействий;

3. Реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

4. Анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

1. Сплочение коллектива;

2. Формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

3. Включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

4. Развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

1. Социальная помощь семье;

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом;

3. Коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

4. Нейтрализация негативных воздействий социума;

5. Взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность [12].

А. С. Сагай [16] в своей работе «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе» пишет, что деятельность классного руководителя достигает своей цели тогда, когда она проводится в рамках определённой системы. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Основными разделами деятельности классного руководителя являются: изучение воспитанников, организация и воспитание классного ученического коллектива, повышение качества знаний и укрепление дисциплины, организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы и работа с родителями учащихся.

Начнем с изучения самих учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Вторым пунктом следует организация и воспитание классного ученического коллектива. Это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно–воспитательных задач.

Далее следует поговорить о повышении качества знаний и укреплении дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Важным разделом работы классного руководителя является организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно–воспитательная работа и организация практических дел школьников.

В последнюю очередь поговорим о работе с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями своих подопечных. Так организуется тесная связь школы с семьёй. Классные руководители чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Особенности применения КТД в разных возрастных группах:

Особую сложность для классного руководителя как правило представляют первые классы. У детей на этом этапе школьного образования крайне медленно проходит адаптация, часто наличествует низкая мотивация к учебе, присутствует заниженная самооценка, отсутствует навык сотрудничества. Исходя из перечисленных трудностей, педагогу необходимо добиться обеспечения системного подхода в воспитании младшего школьника, развить коммуникативные навыки детей, что позволит снизить негативные последствия адаптации, повысит мотивацию, разовьет навык сотрудничества, повысит уровень самооценки. Здесь спектр мероприятий, как правило, не ограничен – можно проводить совместные с родителями праздники, спортивные соревнования, творческие мастерские, познавательные игры, посещение выставок, концертов, знакомство с произведениями искусств (музыка, живопись) [13].

Как правило, необходимость сплочения коллектива сохраняется и в 5 классе. Причинами могут быть новая обстановка, вынуждающая снова пройти период адаптации, внутренние распри в детском коллективе, появление новых учащихся и тд.

В 11 классе как правило уже сформирован сплоченный коллектив. Классному руководителю на данном этапе нужно лишь шлифовать неровности – необходимо довести до совершенства навык работы в коллективе, отстаивание своего мнения, способности прислушиваться к мнению других, умение рассчитывать время. Собственно, главным пунктом КТД здесь будет рефлексия – будущим студентам необходимо уметь анализировать и обобщать проделанную работу и ее влияние на самого себя. Популярностью на этом этапе особенно пользуются спортивные, патриотические и творческие мероприятия (например, театральные вечера) [12].

Таким образом, особенностями воспитательной работы классного руководителя становятся:

1. Проведение воспитательной работы, направленной на повышение качества знаний подопечных; укрепление дисциплины в классном коллективе и сплочение воспитанников;

2. Осуществление дифференцированного подхода. Коллективы неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому воспитаннику, тщательный учет личностных особенностей. Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждым воспитанником;

3. Проблема требовательности к классному коллективу. Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства каждого учащегося.


Наши рекомендации