Особенности, направления организации внеклассной работы в деятельности классного руководителя

Содержание внеклассной воспитательной деятельности реализуется в комплексном подходе к воспитанию, в который включены и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.

Внеурочная воспитательная деятельность (согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), ставит своей целью развитие личности младшего школьника. Классный руководитель должен так организовать внеурочную воспитательную деятельность, чтобы предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий (далее УУД). В этом и состоит ее особенность. Универсальные учебные действия - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:

· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

· осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

· стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД способствуют, при организации внеклассной воспитательной деятельности, формированию основ саморегуляции, т.е. способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Критерии сформированности у младшего школьника произвольной регуляции своего поведения и деятельности:

-умение выбирать средства для организации своего поведения;

-запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

-планировать, контролировать действие по заданному образцу, правилу, с использованием установленных норм;

-предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

-начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-сдерживать ненужные реакции.

Познавательные УУД включают:общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации и др.), логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство и др.), а также постановку и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера и др.).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Содержание воспитательной деятельности младших школьников во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов, таких как:

· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

· умение давать оценку своим действиям;

· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

· умение выражать собственное мнение и т. д.

Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, особенно первоклассники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную жизнь. Поэтому важно включать ребёнка в общность разновозрастных увлечений людей, способных не только осваивать разные виды творчества (художественные, интеллектуальные, танцевальные, свободное общение и т. д.), но и создавать собственные проекты деятельности. Примером таких включений могут стать участие учеников начальной школы в конкурсах социальных проектов, спортивного мастерства (художественная гимнастика, шахматы), выставках технического творчества и т.п.

При выборе кружков, клубов и секций в направлениях внеурочной деятельности следует учитывать социальный запрос, желания родителей и детей, эффективность реализации посредством их целевых установок образовательной программы начального общего образования, объективных возможностей образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования в микрорайоне гимназии.

Внеурочная воспитательная деятельность осуществляется во второй половине дня. Каждое образовательное учреждение в соответствии со своими задачами планирует направления воспитательной деятельности. Например:

-спортивно-оздоровительная - "Азбука Здоровья", "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки", "Панорама развивающих курсов", "Зимние забавы", Полезные привычки", "Осенний кросс", "Весёлые старты", "Береги здоровье смолоду», «Русские забавы»- разучивание детских народных и славянских игр и др.

-художественно – эстетическая – "Алло, мы ищем таланты!", "Картинная галерея", «А, ну-ка, мальчики", "О бабушках и дедушках Ярмарка чудес", "Тропинка школьная моя", "Мы крутим глобус" и др.

-научно – познавательная - "Мои любимые уроки", "Мы уже писать умеем", "Кто лучше считает?", "Клуб Почемучек", Праздник первой отметки, Лингвистический кросс, Математический кросс, "Что? Где? Когда?" предметные недели и др.;

-военно-патриотическая - «Свой край люби и знай» - экскурсии, поездки по родному краю, «Люби всё живое» - конкурс видео-, фотоальбомов, «Ветеран живёт рядом", "Символика родного края", «Герои города в названиях улиц", «Подарок ветерану", "Символика России"и др.

-общественно-полезная - «Музейное дело» - работа учащихся в школьном музее; «Хранители традиций» - сбор краеведческого материала, создание экспозиций для пополнения школьного музея. Направление поиска выбирают дети вместе с родителями и классным руководителем;

-социальная деятельность" - Любимая школа - чистая школа", "Содержи в порядке книжки и тетрадки", "Как трудится моя семья", "Книжкина больница", "Данила - мастер", Операция "Чистюлька" и др.

Другой пример, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Во внеклассной деятельности можно выделить следующие элементы: общешкольные и классные традиционные праздники, предметные недели, культурно-просветительные мероприятия, спортивные мероприятия, коллективно творческие дела, которые в том числе можно отнести к формированию мировоззрения учащихся.

Разработка программ кружковой работы во внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы и интересов детей.

Наши рекомендации