Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми, развивать умение родителей корректировать поведение ребенка на положительное
1.Ф.И.Ородителей_____________________________________________________
2. Имя ребенка, возраст________________________________________________________
3.Следите ли Вы за статьями в прессе, передачами телевидения по вопросам воспитания? (подчеркнуть) Да, нет, иногда_________________________________________
4. Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом (ой) в вопросах воспитания ребёнка? (подчеркнуть) Да, не, иногда___________________________________________
5.Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)? (подчеркнуть)_____________________________________
6. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)____________________________________________
7. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)_____________________________________________________________
8. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)
9.Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)__________________________________________________
10.Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?________________________________________________________
11. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?_______________________
12.Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике? (подчеркнуть)Да,нет___________________________________________________
13.Часто ли Вы реагируете «взрывом» на некоторые поступки ребенка? (подчеркнуть)Да, нет, иногда______________________________________
14.Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали? Хотели бы что-то изменить?_________________________________________________
15.Случается ли Вам просить прощения у ребенка за свое поведение? (подчеркнуть) Да, нет, иногда______________________________________________________________
16.Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка? (подчеркнуть) Семью, социальную среду, детский сад_____________________
Приложение № 3
Методика «Отражение чувств»
Цель:выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.
Содержание. Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответить на вопросы:
· Кто изображен на картинке?
· Что они делают?
· Как они себя чувствуют?
· Какое у них настроение?
· Как ты догадался об этом?
· Как ты думаешь, что произойдет дальше?
Оценка результатов.
3 балла – Ребенок самостоятельно, правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину, делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;
2 балла – Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
1 балл – Ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации.
Приложение № 4
Методика «Интервью»
Цель:Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Материал: Микрофон.
Содержание.Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия - остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада.
Оценка результатов.
3 балла - ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3 - 5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.
2 балла - ребенок формулирует 2 - 3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.
1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.
Приложение № 5
«Необитаемый остров»
Цель: Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров и порассуждать, опираясь на вопросы:
· С чего бы вы начали свое существование на острове?
· Решите какие предметы необходимо взять с собой.
· Чем будет заниматься каждый из вас. Разделите обязанности между собой.
· На острове много хищных зверей. Как будете защищать от них?
· На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
Оценка результатов.
3 балла – Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, проявляет умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить.
2 балла- Ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложения инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением.
1 балл – Ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.
Приложение № 6
Методика «Помощники»
Цель: Выявить умение детей взаимодействовать в системах « ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
Материалы: Тазики, тряпочки, клей, ножницы, кисти, полоски бумаги, лейку, тряпочки
Содержание: Взрослый предлагает детям поиграть в игру « Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана ( именно он будет отчитываться о проделанной работе, подготовить необходимый материал, расперелить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог даёт задание индивидуально каждой подгруппе:
· Помочь маме вымыть столы и стулья
· Дедушке - у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить
· Бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев
· Помочь младшему брату( сестре) навести порядок в игровой зоне
Варианты ситуаций взаимодействия детей:
· Совместно продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование)
· Организация театрализованной деятельности
· Сюжетно-ролевой игры «Строим новый город» (архитекторы рисуют ( проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей, строители строят город по макетам архитекторов, специалистов, озеленяют город, создают парки, скверы, аллеи, руководит создание нового города - мэр)
Оценка результатов
3 балла:Ребенок берет на себя функции организатора взаимодействия
распределяет обязанности, проявляет умение выслушивать сверстника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, способен
оказывать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощь к
взрослому или сверстнику.
2балла:Ребенок не достаточно инициативен, принимает предложение более активного сверстника, однако может возразить учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением, знаем нормы организованного взаимодействия, но может их нарушить ( не всегда учитывать интересы сверстника) замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается.
1 балл:Ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий, не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе, проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.
Приложение № 7
Методика «Не поделили игрушку»
Цель:Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.
Материал:Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть привлекательная игрушка.
Содержание:Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей, вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:
· Отдать игрушку тому, кто ее взял первым
· Никому не отдавать игрушку, чтобы никому не было обидно
· Играть всем вместе.
· Посчитаться.
· Играть по очереди;
· Отдать игрушку тому, у кого сегодня плохое настроение и т.д.
Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.
Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Варианты возможных конфликтных ситуаций.
Ситуация «Карандаш»:Двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной, необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находится в коробке.
Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.
Оценка результатов.
3 балла: Ребенок не провоцирует конфликт, старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
2 балла: Ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет; идет на уступки, не отстаивая своего мнения, свои желания подчиняет интересам других детей;
1 балл: Ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибег