Тема 2. Обучение родителей эффективным техникам общения с детьми

Остановимся более подробно на некоторых содержательных аспектах образовательной помощи родителям в условиях дошкольного учреждения.

По нашему мнению, основной ценностью образования современных родителей должно стать построение эмоционально-теплых взаимоотношений между родителями и детьми, способствующих как полноценному развитию ребенка, так и позитивной самореализации и саморазвитию взрослых.

Анализ конкретных проблем, с которыми родители так называемых «трудных», «непослушных» детей обращаются за помощью к педагогам и психологам, показывает, что чаще всего разнообразные жалобы взрослых в основе своей имеют одну общую причину: неблагополучие в детско-родительских отношениях. Но и в благополучных семьях возникает немало проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Причем и данная категория родителей нуждается прежде всего не столько в воспитательно-технологических рекомендациях, сколько в психолого-педагогической помощи по созданию благоприятного климата в семье.

Сформулируем некоторые теоретические положения, которые необходимо учитывать при разработке содержательного и технологического аспекта оказания образовательной помощи родителям в условиях ДОУ на современном этапе:

§ так как образование родителей должно быть ориентировано прежде всего на благополучие ребенка (социальное, эмоциональное, психологическое), то, исходя из этого, приоритетом в содержании образования родителей должна стать информация, связанная с различными аспектами детско-родительских отношений и с проблемами взаимоотношений ребенка с окружающими;

§ образование современных родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, что предполагает отказ от директивного, нравоучительного стиля общения с ними, так как чрезмерное насыщение информации для родителей требованиями, указаниями, советами по воспитанию и обучению ребенка может приводить к ее непринятию, отторжению со стороны взрослых;

§ содержание образовательной информации и способы ее подачи должны способствовать развитию рефлексии у родителей, формированию у них способности перестраивать свои взаимоотношения с ребенком с учетом возрастных, индивидуальных особенностей его развития и с учетом складывающейся семейной ситуации. В связи с этим в содержание образовательных программ для родителей должны входить вопросы, связанные с изучением родителями самих себя и своего влияния на развитие семейных, детско-родительских отношений, так как включение родителей в рефлексию содержательных сторон и методов семейного воспитания, жизненных и семейных отношений способствует и саморазвитию взрослых, и осознанию ими значимости своей родительской деятельности, и развитию взаимопонимания между родителями и детьми.

С учетом данных теоретических положений в рамках экспериментальной работы, проводимой на базе МДОУ № 127 г.Череповца, нами разрабатывается и апробируется образовательная программа «Обучение родителей эффективным техникам общения с детьми». Основная цель образовательной программы: способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Соответственно, задачами программы выступают: расширение возможностей взрослых понимать своего ребенка; развитие у родителей рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; формирование у взрослых навыков эффективного общения с детьми. Как показал опыт нашей экспериментальной работы, одним из эффективных средств развития воспитательного потенциала родителей являются разнообразные виды тренингов, в основе которых лежит овладение социально-психологическими знаниями и формирование соответствующих установок в активной форме.

Разработанный на идеях гуманистической психологии проводимый нами социально-педагогический тренинг для родителей по обучению их эффективному общению с детьми объединяет как социально-психологические, так и педагогические знания и состоит из двух этапов.

На первом этапе решаются задачи рефлексивно-личностного развития родителей, что включает в себя:

§ создание условий для изучения родителями своей личности;

§ развитие умений спонтанно и естественно проявлять свои чувства при взаимодействии с другими людьми;

§ создание условий для осознания родителями своих чувств и состояний в контакте с ребенком и осознания его состояний и чувств, а также осознания того, почему родитель и ребенок испытывают те или иные чувства.

И только уже на втором этапе тренинга родители обучаются конкретным техникам общения: технике рефлексирования Х. Джиннотта, методу передачи сопереживания и понимания К. Роджерс, методу активного слушания Т. Гордона.

Практика проведения подобных тренингов показывает, что они являются эффективной формой психолого-педагогической помощи родителям по созданию благоприятного микроклимата в семье и условий для эмоционального и социального развития ребенка, а также способствуют активизации их воспитательного потенциала и социальной активности.

Наши рекомендации