Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА: 10 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

ПРАВИЛО 1.

В разговорах с малышами не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь малышей, учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь малыша. Если малышу трудно выразить свою мысль, подскажите ему начала фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

ПРАВИЛО 2.

С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.

Зачем это нужно? Часто дети не говорят только потому, что речь им не требуется для жизни. Родители их понимают с полужеста и полуслова и предупреждают все их желания и потребности. Зачем тогда говорить? Если создать ситуацию провоцирования на речь — ситуацию непонимания речи, то малыш начинает говорить, так как речь становится ему жизненно необходима! Но ситуация непонимания речи должна быть естественна, жизненна и не должна унижать или обижать ребенка.

Как это делать?

Неправильный вариант такой ситуации речевого общения с ребенком. Например, если Вы положите на стол бананы и начнете «допрашивать» малыша: «Что ты хочешь?» и не будете понимать его жест, то это будет явная манипуляция. Малыш это почувствует и начнет плакать или бунтовать.

Давайте посмотрим на такую ситуацию с точки зрения ребенка: зачем объяснять словами, что тебе нужен банан, когда это и так понятно. Ведь на столе больше ничего другого нет! На столе ведь одни бананы! По жесту явно понятно, что малыш требует именно банан. Что тут может быть непонятного? Как мама может меня не понять?

Правильный вариант такой провоцирующей ситуации для развития речи малыша. А вот если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» и будете «не понимать» его жесты, давая вместо желаемого другие фрукты, то такая ситуация оправдана, она идет из жизни, она реальна! И она будет стимулировать речь малыша и его первые слоги или даже слова. И ребенок не будет скандалить или обиженно плакать, а будет стараться всеми силами Вам – непонятливой маме – объяснить словом, звуком или слогом, что конкретно нужно ему в данный момент. И первое слово у него обязательно появляется раньше или позже! Оно не обязательно будет полным (ведь малышу сложно сказать сразу же «апельсин» или «яблоко»), но оно будет именно первым сокращенным детским словом. Но это будет уже слово, а не просто жест!

ПРАВИЛО 3.

ПРАВИЛО 4

– правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.

Пример применения правила.

Неправильный вариант. Например, если Вы спросите: «Какое сейчас время года?», то малыш может ответить всего лишь одним словом «Лето». И требовать в данном случае от него «полного ответа» и нескольких предложений в ответ на этот вопрос — это неправильно.

Правильный вариант, необходимый для того, чтобы развивать речь ребенка. А если Вы спросите – «Чем тебе нравится лето?» или «Что за время года изображено на картинке – поздняя весна или лето?», то эти вопросы будут требовать развернутого ответа. Именно такие вопросы очень нужны и важны для развития речи и мышления ребенка. Используйте эти вопросы почаще!

ПРАВИЛО 5.

ПРАВИЛО 6.

ПРАВИЛО 7.

Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком!

Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны. Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки. Если этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае – в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление.

ПРАВИЛО 8.

ПРАВИЛО 9.

Дома обязательно должен быть домашний театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). У меня в детстве была целая сумка с фигурками, и я с удовольствием разыгрывала и с подружками, и одна разные сказки (фактически пересказывала их), а также сочиняла свои. Чаще всего это игры – импровизации. Но к дню рождения или к Новому году можно подготовить и настоящий небольшой мини-спектакль.

Домашний театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества

ПРАВИЛО 10.

Не ждите «готовых» рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего малыша, может придумать интересную речевую игру или речевое занятие именно для него. Просто творите с удовольствием и радостью.

Желаю Вам успехов и интересного речевого общения с Вашим ребенком или детьми!

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА: 10 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

ПРАВИЛО 1.

Наши рекомендации