Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Кафедра спортивно – педагогических дисциплин

Методические рекомендации

по дисциплине « Методика преподавания гимнастики »

на тему:

Общеразвивающие упражнения.

Разработала старший

Преподаватель кафедры СПД

_______________В.С. Лебедева

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

ПЛАН.

1. Характеристика ОРУ.

2. Классификация ОРУ.

3. Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ.

3.1. Формирование правильной осанки.

3.2. Укрепление сердечно-сосудистой системы.

3.3. Укрепление дыхательной системы.

3.4. Развитие двигательных качеств.

3.4.1.Развитие силы.

3.4.2.Развитие гибкости.

3.4.3.Развитие координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений.

4. Способы разучивания ОРУ.

5. Способы проведения ОРУ.

6. Правила подбора и последовательность упражнений в комплексе.

Вопросы и задания.

Литература.

Характеристика ОРУ.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – простые, несложные, элементарные движения телом и отдельными его частями, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Смена исходных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, развитие физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, формирование правильной осанки. ОРУ легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Особую роль ОРУ играют в формировании правильной осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном и школьном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающееся в 11 – 13 лет.

Выполнение ОРУ в подготовительной части урока должно обеспечивать оптимальное возбуждение коры больших полушарий головного мозга, более ровный поток нервных импульсов, идущих из моторной зоны больших полушарий, причем происходит общая активизация деятельности внутренних органов. Все это обеспечивает готовность организма к выполнению упражнений, которые осваиваются и используются для развития физических качеств (силы, гибкости, ловкости, силовой выносливости), формирования правильной осанки в основной части урока. В заключительной части урока ОРУ выполняются в целях активного отдыха и переключения, учащихся на другой вид деятельности.

Классификация ОРУ.

Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:

· упражнения для рук и плечевого пояса;

· упражнения для мышц шеи;

· упражнения для ног и тазового пояса;

· упражнения для туловища;

· упражнения для всего тела.

Конечно, следует отметить, что это деление условное и можно говорить лишь о преимущественном воздействии упражнений на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений, предназначенных для одной части тела, участвует и значительное число и других мышц. Кроме того, в зависимости от методической направленности все они могут быть связаны с развитием отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.), свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.), повышением функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов). Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, круговые движения, повороты и т.д. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

К этой группе упражнений можно отнести следующие:

1. Поднимание и опускание рук и плечевого пояса.

2. Сгибания и разгибания рук.

3. Повороты рук.

4. Круговые движения руками (поочередные, одновременные, последовательные).

5. Взмахи и рывковые движения.

6. Упражнения в статических положениях.

7. Упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса.

В каждой подгруппе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в упражнениях на сгибание и разгибание рук существуют упражнения для пальцев, кистей предплечий, плеча. Сжимание и разжимание кулаков или теннисного мяча укрепляют мышцы кистей, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

Упражнения для мышц шеи.

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Повороты головы налево, направо.

3. Круговые движения головой.

Упражнения для ног и тазового пояса.

1. Поднимание на носках.

2. Ходьба на носках.

3. Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением.

4. Приседание на двух и одной ногах.

5. Ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе.

6. Поднимание и опускание ног.

7. Сгибание и разгибание ног (стоя, сидя, лежа).

8. Выпады и пружинящие движения в выпаде.

9. Повороты ноги наружу и вовнутрь.

10. Круговые движения стопой и ногой.

11. Взмахи ногами вперед, назад, в стороны.

12. Упражнения в статических положениях (полушпагаты, шпагаты, удержание ноги, поднятой вперед, назад, в сторону).

13. Упражнения на расслабление мышц ног.

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание ног, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности в суставах, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и, таким образом, на развитие силы и гибкости ног. При поднимании ног из исходного положения, сидя, лежа значительную нагрузку, получают мышцы брюшного пресса. Статические упражнения, махи ногами с опорой и без опоры способствуют развитию гибкости и функции равновесия. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, Улучшают процессы обмена.

Упражнения для туловища.

1. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны из различных и.п. (стоек, седов, положений лежа).

2. Повороты туловища налево и направо.

3. Круговые движения туловища с различными положениями рук.

4. Прогибания тела в положении лежа на животе, поднимание при фиксированном положении туловища.

5. Сгибание и выпрямление туловища в упоре лежа, в упоре лежа сзади, в упоре стоя на коленях.

6. Статические положения.

7. Упражнения для расслабления (лежа на спине с опорой головой и руками слегка прогнуться и расслабленно лечь).

Упражнения для туловища и мышц шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют растягиванию связок, а это в свою очередь определяет анатомическую подвижность суставов, оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки. Упражнения с наклонами вперед и в стороны помогают добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из исходного положения на спине и на животе, так как позвоночник освобожден от тяжести тела и можно избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса, не нагружая его. Кроме того, позвоночник находится в правильном положении, таз фиксирован, угол его наклона не влияет на осанку. В упражнениях из исходного положения лежа на животе при поднимании и опускании верхней части туловища, головы развивается подвижность и правильное положение грудного и шейного отделов позвоночника, в тоже время поясничный отдел фиксирован и не

может иметь излишнего изгиба, к чему у детей имеется склонность. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому такие упражнения для них очень полезны. В некоторой степени упражнения для туловища влияют и на укрепление мышц, участвующие как вспомогательные в дыхании: при боковых поворотах, наклонах в стороны и вперед нагрузку получают косые мышцы живота, зубчатые мышцы. Упражнения для туловища, в которых участвует значительное количество крупных мышечных групп, повышают обменные процессы.

Упражнения для всего тела.

1. Движения руками с одновременным наклоном туловища вперед, назад, в сторону и выпадом вперед (в сторону, назад).

2. Поднимание рук вперед (вверх, назад) с наклоном вперед и приседанием.

3. Круговое движение туловища с подниманием рук вверх и поочередным сгибанием и разгибанием ног (при наклоне туловища вправо сгибать левую ногу, а при наклоне влево – правую ногу).

4. В упоре лежа сгибание и разгибание рук с одновременным подниманием и опусканием ноги.

5. Волнообразное движение телом (движение начинается руками, затем продолжается туловищем и ногами).

6. Мост из положения лежа на спина и наклоном назад стоя спиной к гимнастической стенке с помощью партнера и самостоятельно.

7. В висе спиной к гимнастической стенке поднимание ног.

8. Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке переход в вис прогнувшись с согнутыми и прямыми ногами.

9. Упражнения на расслабление мышц всего тела (лежа, расслабление мышц всего тела, максимальное напряжение мышц тела и последующее расслабление; постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других).

Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ.

Наши рекомендации