Задачи уроков чтения в начальной школе
Методика обучения чтению
Курс лекций
Преподаватель
Наумова Н.В.
Методика обучения чтению
Методика преподавания русского языка включает в себя следующие разделы:
1) методика обучения грамоте - это обучение чтению и письму в 1 классе с 1 по 3 четверти (Азбука или Букварь);
2) методика чтения и внеклассное чтение;
3) грамматика, правописание и развитие речи;
4) методика развития связной речи.
Результатом обучения в начальной школе должно стать соответствие ребенка примерному портрету выпускника начальной школы, описанному в стандарте начального общего образования, а также сформированность универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Задачи уроков чтения в начальной школе
Для определения задач уроков чтения в начальных классах, следует, в первую очередь, обратиться к тексту ФГОС НОО:
в процессе обучения осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение»:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Исходя из вышеизложенного, можно обозначить цель и задачи уроков литературного чтения:
Цель - заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель- человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована духовная потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания.
Задачи уроков чтения:
1) Урок чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно-образовательных задач. Определяя материал чтения младших школьников, методика руководствуется основным педагогическим требованием – воспитывать всесторонне развитых, нравственных людей общества. (Воспитательная задача)
2) Первоочередной является и задача формирования у детей навыка правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения, умения работать с текстом, самостоятельно читать книги, развитие интереса к процессу чтения, потребности читать. Мысль, чувство и техника, слитые воедино – тип правильной читательской деятельности. (Задача формирования быстрого и осмысленного чтения)
3) Через литературу детей вводят в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; осуществляется воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Чтение помогает осознать свои обязанности в коллективе, развивает чувство товарищества, дружбу, интернационализм. (Задача социализации)
4) Расширяются и углубляются знания учащихся об окружающем мире: о родине, природе, животных и т.д. (Образовательная задача)
5) Развивается связная речь, воспитывается культура речи, расширяется, уточняется, активизируется словарь учащихся. (Задача развития речи)
6) С помощью книг формируются элементы литературоведческих представлений через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. (Литературоведческая задача)
«Искусство развивает способность видеть окружающий мир глазами другого человека». (Л.Толстой)
«Литература - учебник жизни». (Н.Чернышевский)