Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку

Постановлением ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и ре­жиме в начальной и средней школе» (1932 г.) основной формой ведения занятий в школе был утвержден урок, не утративший, и по сей день, своей актуальности и претерпевший ряд изменений. Урок — единица образовательно­го процесса, четко ограниченная временными рамками, возраст­ным составом участников, планом и программой работы (В. А. Си­таров).

Существуют различные подходы к классификации уроков, отражающие весь спектр их градации в современ­ной дидактике:

1) по ведущей дидактической цели и месту урока в общей си­стеме занятий:

Ø вводные;

Ø получения (формирования) новых знаний (первичного ознакомления с учебным материалом; обра­зования понятий и становления правил, законов; применения полученных знаний на практике; выработки навыков — трениро­вочные);

Ø повторения (формирования умений) и обобщения;

Ø контрольные (формирования умений, контроля и коррекции);

Ø смешанные или комбинированные (С.В. Иванов, М.А. Дани­лов, Б.П. Есипов, Г.И. Щукина);

2) по цели организации, детерминированной обшедидактической целью, характеру, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся:

Ÿ уроки изучения нового материала;

Ÿ совершенствования знаний, умений и навыков;

Ÿ обобщения и систематизации; комбинированные;

Ÿ контроля и коррекции зна­ний, умений и навыков (М.И.Махмутов).

3) по способу организации или ведущему методу обучения:

û урок-лекция,

û урок-беседа,

û урок-экскурсия,

û кино-урок,

û урок са­мостоятельной работы,

û лабораторные и практические занятия,

û уроки с разнообразными видами заданий (И.Н.Казанцев) и др.

Вместе с тем все они неизменно должны выполнять обучаю­щую, познавательную, воспитательную, разви­вающую, стимулирующую и самообразовательную функции и со­ответствовать традиционному минимуму требований к организа­ции и ведению:

Ÿ четкое соответствие программе, ее концептуаль­ной основе;

Ÿ доступность,

Ÿ наглядность,

Ÿ научность сообщаемых сведений;

Ÿ обязательный нравственный аспект;

Ÿ преемственность сообщаемого материала и методики работы (связь с жизнью, тру­довой деятельностью);

Ÿ опора на многосторонние наблюдения;

Ÿ крае­ведческий подход;

Ÿ обязательное проведение практической рабо­ты по приобретению детьми умений и навыков;

Ÿ творческий и раз­вивающий характер деятельности.

Рассмотрим характеристику типичных уроков в начальной школе.

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний − это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоя­тельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа уча­щихся под руководством учителя, в третьих — практикуется и то и другое.

2. Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной ра­боты на этом уроке является вторичное осмысление ранее усво­енных знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других − решают новые задачи на известные им правила, в третьих − устно и письменно воспроизводят ранее приобре­тенные знания, в четвертых − делают сообщения по отдель­ным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

3. Уроки выработки и закрепления умений и навыков тесно связаны с уроками закрепления знаний. Учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения уча­щимися учебного материала.

4. Обобщающий урок проводится с целью оптимизации и закреп­ления знаний по пройденной теме или разделу учебного пред­мета. Такой урок особенно важен в период итогового повторе­ния, во время подготовки к экзаменам.

Обобщающий урок обычно проводится в форме беседы. Также используются:

û анализ документа,

û просмотр и обсуждение учебных фильмов, диапозитивов,

û составление обобщающей таблицы,

û лабораторные работы,

û обзорная лекция учителя.

5. Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позво­ляют учителю выявить уровень обученности учащихся в опреде­ленной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществлять­ся как в устной, так и в письменной форме.

6. В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах, наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным.

7. В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети раз­ного возраста в одной классной комнате, сложилось три ос­новных типа уроков:

ü урок, на котором в обоих классах изучается новый материал;

ü урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей;

ü урок, на котором в обоих классах проводится работа по повто­рению изученного ранее.

8. Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») − это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал не­скольких предметов.

Такой урок способствует информационному обогащению со­держания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с раз­личных сторон познавать явление или предмет изучения.

9. Нестандартный урок − это импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: «уроки - деловые игры», «уроки – аукционы», «уроки – конкурсы» и т.п.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов.

Структура урока - соотношение и последовательность прове­дения частей, моментов, этапов урока, способствующих вы­полнению учебных задач.

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:

û организация начала урока;

û проверка усвоения изученного материала;

û подготовительная работа к изучению нового;

û постановка цели и задач урока;

û объяснение нового материала;

û закрепление;

û повторение;

û подведение итогов урока;

û учебное домашнее задание.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является
сопровождающей стороной и заключается в соблюдении по­следовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока обес­печивает успех всего учебного занятия.

С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе ли­дера, который не отступит от своих требований и добьется вы­полнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение — как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее ува­жение к ученикам.

Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего за­дания) — традиционно сложившаяся часть урока, смысл кото­рой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Прежде всего, учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполне­ния домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили, зада­ние, какие были трудности.

Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивиду­альные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, си­стематичность и последовательность действий учителя и уча­щихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки цели и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постанов­ка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспи­тательное воздействие.

Объяснение, научное изложение содержания учебного материа­ла — важная часть в структуре урока. Доступная логика науч­ных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и ус­воения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, напри­мер, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем но­вого материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования опре­деленных учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Подведение итогов урока - это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретиче­ских положений с упражнениями.

Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения.

Представленная ниже структура типичных уроков претер­пела изменения в рамках модели «Начальная школа XXI века» (рук. проекта Н.Ф. Ви­ноградова). С учетом возраст­ных особенностей младших школьников (в том числе максималь­ной концентрации внимания на одном виде деятельности в те­чение 15 мин.) была представлена дробная структура урока, объе­динившая все традиционные этапы в три — адаптационный, фор­мирующий и творческий. Поскольку на современном этапе урок рекомендуется рассматривать с позиции эффективности позна­вательной деятельности детей младшего школьного возраста, а некоторые из традиционных этапов имеют близкую смысловую нагрузку, в условиях развивающего обучения снимаются услов­ности в обязательном, жестком следовании приведенному по­рядку — учитель сам вправе структурировать материал в зависи­мости от основной цели, придерживаясь трех обозначенных выше этапов, связанных со спецификой познавательной деятельности ребенка:

1) адаптационный (стадия актуализации знаний, моти­вации деятельности): происходит настрой на работу; припоми­нание материала, необходимого для усвоения новой темы (се­рия вопросов, беседа), чередуемое с решением детьми постав­ленной учителем проблемы (обсуждение ситуации, показ опы­та, выполнение практического задания), любое упражнение про­блемного характера, которое подвело к осознанию актуальности и спорности рассматриваемого вопроса; предложение детьми способов решения проблемы (формулирование того, что пред­стоит узнать);

2) формирующий(основной) (усвоение нового мате­риала — совместное открытие знаний): возможны либо работа детей под руководством учителя (сообщение сведений через рас­сказ, чтение учебника, проведение опытов и практических ра­бот), либо проблемное изложение (от самостоятельного откры­тия детьми к проблемному объяснению педагогом); первичный контроль за усвоенным чаще всего осуществляется в форме фрон­тального опроса;

3) творческий (закрепление) — практическая, творческая работа по самостоятельному применению полученных знаний и способов действия на практике: индивидуальная деятельность школьников в виде ответа на вопросы и выполнения заданий по теме краеведческой направленности или их спектра с возмож­ностью самостоятельного выбора наиболее приемлемого вариан­та (пакета заданий), творческой работы. Результатом данного эта­па служит подведение итогов работы: вспомнить основные поня­тия, установить связь с ранее изученным материалом, поделиться опытом в решении проблемных задач. Данный этап заканчивается подведением итогов (обсуждение и оценка результатов с фикси­рованием в дневниках и классном экране успеваемости, форму­лирование главной идеи) и ознакомлением с содержанием до­машней работы. На дом могут быть даны разнообразные задания на индивидуальное или групповое выполнение, с родителями и без них (причем совместная со старшими работа может носить разнообразный характер: чтение и подборка дополнительной ли­тературы, проведение опытов, посещение музеев и выставок), предполагающие не заучивание материала, а осознание и смыс­ловое воспроизведение школьниками учебной информации с це­лью ее дальнейшего использования при решении учебной, про­блемной ситуации.

Поскольку тип урока определяется конкретными целями, дан­ные этапы могут быть вписаны в любую модель урока (в том числе авторскую). Такой подход к структу­рированию урока дал возможность взглянуть по-новому на тради­ционные этапы его проведения в разнообразной форме и на орга­низацию мобильности работы внутри блоков.

Подготовка учителя к уроку − постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя. И. П. Подласый выделяет три этапа в данном процессе:

¨ диагностика,

¨ прогнозирование,

¨ проектирование (планирование).

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов будущего урока и выбор оптимального по принятому критерию. Проектирование (планирование) − завершающая стадия полго­товки занятия: создание программы управления познаватель­ной деятельностью учащихся.

При подготовке к уроку необходимо определить воспитываю­щие возможности урока. Воспитательные задачи данного урока легче реализовать, если они являются компонентами общей системы воспитания и формирования личности школьников. Нельзя готовиться к уроку, думая только о конкретном мате­риале, изолированно от содержания всего предмета и воспита­тельного процесса в школе.

Один из этапов подготовки учителя − тематическое планиро­вание уроков.

Краткое содержание тем дается в учебной программе. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уро­ков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное со­держание и предполагаемые методы работы. В тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти методы теоретического овладения понятиями и закреп­ления их в практической учебной деятельности. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учи­телю заранее известно, какой урок имеет явно выраженное теоретическое содержание, на каком уроке проводятся само­стоятельные работы, упражнения, наблюдения, опыты.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты:

ü название темы каждого урока;

ü образовательные цели и задачи;

ü воспитывающее влияние урока;

ü основное содержание материала;

ü способы изложения, самостоятельные работы, возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств;

ü предполагаемые формы контроля и проверки материала;

ü календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексно­го подхода к изучению учебных предметов, помогает и облег­чает подготовку учителя к каждому отдельному уроку. Поурочное планирование зависит от тематического и представ­ляет собой разработку конкретного плана проведения отдель­ного урока.

План урока выглядит так:

· название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспи­тательные);

· оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);

· предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);

· задание на дом, рекомендации, советы.

В плане точно обозначаются примеры, задания, работа с тек­стами, виды объяснения, самостоятельные работы и т.п. Указы­вается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы. Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые момен­ты в содержании и методах проведения учебного занятия.

Вопросы и задания

1. Какие типы уроков вам известны? Назовите основания для их классификации.

2. Охарактеризуйте основные типы уроков.

3. Что такое структура урока? Какова структура типичного урока? Какие изменения претер­пела структура урока в рамках модели «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Ви­ноградова) и др.?

4. Из каких этапов складывается подготовка учителя к уроку?

Наши рекомендации