Виды и формы уроков литературы в начальной школе

Виды уроков

Уроки литературы различаются по видам и формам. Вид урока определяется прежде всего целями урока и видом деятельности учеников и учителя.

Виды уроков:

1. Вводные уроки

Вводный урок открывает изучение темы или тематического раздела. (Например, раздел «Там, на неведомых дорожках..» в про­грамме Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой для II класса, в который входят народные волшебные литературные сказки; «Любимые дет­ские писатели» в программе В.Горецкого для III класса; «Научно-познавательная и художественная литература» в программе М.П.Воюшиной для II —IV классов и др.

Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной те­матики, пробуждение у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, а также повторение уже имеющихся у них сведений, знаний, необходимых для изучения произведений дан­ной тематической группы.

Важную роль на вводном уроке играет отобранный учителем материал. Он должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведениях, с которыми они встретятся на дальнейших уроках; материал должен быть ин­тересным и доступным детям и обязательно отвечать двум требо­ваниям: во-первых, он должен вытекать из уже изученного деть­ми, быть органически связан с изученными произведениями, тео­ретико-литературными знаниями и личным опытом ребенка, а во-вторых, открывать детям перспективу работы, то новое, что им предстоит узнать, и тем самым создавать проблемную ситуа­цию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать.

Обязательно на вводных уроках должен использоваться нагляд­ный материал: портреты писателей, репродукции картин, иллюс­трации, аудиозаписи музыкальных произведений или актерского чтения; рисунки самих детей, выставки книг и т.п.

Активная роль на вводном уроке принадлежит учителю, но это не означает, что дети должны быть пассивными слушателями.

Учитель может рассказывать, показывать иллюстративный мате­риал, читать фрагменты из литературных произведений, задавать детям вопросы, активизируя их восприятие. Учитель качественно оценивает деятельность учеников. Дети, слушая учителя, узнают что-то новое, соотносят новое со своим личным опытом, имею­щимися знаниями; отвечая на вопросы учителя, повторяют, вспо­минают.

2. Урок изучения литературного произведения.

См. предыдущие разделы.

Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении.

Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений или какие еще предстоит сформировать при изуче­нии новых произведений. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произ­ведений (см. параграф о методе литературного творчества школь­ников); сюжетные картинки; личный опыт учеников; чужой или собственный текст для редактирования.

Так, в программе М.П.Воюшиной уроки развития речи даны в определенной последовательности и направлены на закрепле­ние умений, полученных при работе с фольклорными и литера­турными словесными произведениями.

Например:

II класс (по программе I —III). В разделе «Человек среди лю­дей» после изучения рассказов В.Железникова и В.Драгунского проводится урок развития речи «Точка зрения. Стиль. Жанр. Ком­позиция» — составление рассказа от лица персонажа по серии сюжетных картинок. После изучения рассказов Р. Погодина — со­ставление рассказа по аналогии («Роль персонажа в раскрытии авторского замысла. Способы изображения персонажей»). В разде­ле «Человек и природа» ученикам предлагаются задания по выбо­ру типа текста в зависимости от темы и основной мысли сочине­ния («Типы текста: описание, повествование»). В разделе «Устное народное творчество и литература» дети сочиняют волшебную сказку («Композиция и язык сказки»). В разделе «Литературная сказка» ученикам тоже предлагается сочинение сказки («Автор­ская сказка, способы изображения сказочных персонажей»). В раз­деле «Мир вокруг нас. Детская познавательная литература» ведет­ся работа по подготовке устного журнала «Удивительное рядом».

Урок развития речи проходит в несколько этапов:

1) подготовка к сочинению;

2) написание сочинения;

3) редактирование написанного.

Наши рекомендации