Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.

Хитрюк, В. В.

В. В. Хитрюк. - Минск :

Х52 Основы дефектологии : учеб. пособие Изд-во Гревцова, 2009. - 280 с.: ил. ISBN 978-985-6826-75-0.

Раскрываются основные положения дефектологии: структура дефектологиче­ского знания, психологические основы, общая психолого-педагогическая характе­ристика различных категорий детей с особенностями психофизического развития и др.

Предназначено для студентов педагогических специальностей вузов, практи­кующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слуша­телей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

УДК 376(075.8) ББК 74.3я73

© Хитрюк В.В., 2009 © Оформление. ООО «Издательство Гревцова», 2009

ISBN 978-985-6826-75-0

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основе государственной политики в сфере образования ле­жит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение не рядом с другими детьми, а вме­сте, в более благоприятных условиях, чем изоляция, в условиях максимально способствующих социальной адаптации личности. Содержание, формы и модели организации образования детей с особенностями психофизического развития имеют специфику, де­терминированную рядом социальных и культурных факторов, ха­рактером и глубиной нарушения развития, индивидуальными осо­бенностями детей.

К сожалению, исследователи констатируют тенденцию к увели­чению числа детей, имеющих проблемы психофизического разви­тия. Так, если в 1995 г. число детей с особенностями психофизиче­ского развития было 93 342 ребенка, то к 2006 г. их число увеличи­лось до 126 379 человек, что составляет 6,5% от общей детской по­пуляции. Сегодня, по мнению некоторых исследователей, к группе детей с особенностями психофизического развития, кроме традици­онно выделяемых категорий детей с интеллектуальной недостаточ­ностью, трудностями в обучении, нарушениями речи, слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, причисляются и дети с эмоциональными расстройствами (проявлениями раннего детского аутизма, синдромом дефицита внимания, психопатоподобным по­ведением и др.).

Дети с особенностями психофизического развития могут обу­чаться и воспитываться как в специальных учреждениях образо­вания, так и в условиях интегрированного обучения и воспитания. Педагоги, не имеющие специального образования, вовлекаются в педагогическое сопровождение детей с особенностями психофи­зического развития. Это означает, что современные требования, предъявляемые к педагогической подготовке, сфера профессио­нальной реализации педагогов определяют целесообразность и не­обходимость изучения учебной дисциплины «Основы дефектоло­гии». Знание специфики детей с особенностями психофизического разнития дает возможность педагогу организовать образовательный

процесс с опорой на принципы коррекции и компенсации наруше­ния, избежать ошибок в определении путей и методов обучения и воспитания ребенка.

Цель изучения учебной дисциплины «Основы дефектологии» состоит в формировании профессиональной педагогической ком­петентности будущих педагогов посредством овладения знаниями и умениями работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Среди основных задач изучения дисциплины «Основы дефек­тологии» можно выделить:

• овладение общими представлениями об особенностях познава­
тельной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей лично­
сти в целом различных категорий детей с особенностями психофи­
зического развития;

• ознакомление с системой специального образования в Респу­
блике Беларусь;

• изучение проблем и условий образовательной и социальной
интехрации детей с особенностями психофизического развития.

Предлагаемая книга - это попытка представить в обобщенном виде сложную и очень объемную специальную педагогическую ин­формацию в форме, доступной для каждого педагога.

Содержание пособия отражает современный уровень состояния и проблемного поля дефектологии, отношение общества к детям с особенностями психофизического развития, роль и место системы специального образования, тенденции развития коррекционно-педагогической помощи таким детям, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и типовым учебным планам по специальности «Дошкольное образование», квалифика­ционным характеристикам будущего специалиста.

Учебное пособие структурировано по принципу учебно-методического комплекса, и его содержание представлено четырь­мя основными блоками: 1) информационным (раскрывает основ­ные теоретические положения современного научного поля дефек­тологии); 2) контрольно-проверочным (практические задания дают возможность определить уровень учебных достижений студентов); 3) дидактическим (сопровождает содержание практических заня­тий); 4) справочным (знакомит с наиболее яркими персоналиями отечественной и зарубежной дефектологической науки, содержит глоссарий основных дефектологических терминов).

Контрольно-проверочный блок представлен тематическими те­стовыми заданиями, которые имеют уровневый характер. Задания

репродуктивного уровня ориентированы на узнавание, воспроизве­дение ранее приобретенных знаний в том виде, в котором осущест­влялось их усвоение, конструктивного уровня - на воспроизведе­ние приобретенных знаний в измененных условиях, а выполнение заданий творческого уровня предполагает перенос полученных зна­ний (умений, компетенций) в новые условия. Такой подход позво­ляет выявить уровень владения учебным материалом, проследить и сохранить этапность формирования знаний, индивидуализировать процесс обучения. Использование предложенных заданий в ауди­торной работе способно придать практическим и семинарским за­нятиям творческий поисковый характер, повысить познавательную активность и профессиональную мотивацию студентов, сформиро­вать умения применять теоретические позиции, закономерности, положения ори анализе, оценке и решении практических задач.

В пособие включены также примерные сценарии проведения пресс-конференции и деловой игры, педагогические этюды для ана­лиза и обсуждения, а также список литературных источников для самообразования.

Учебное пособие по дисциплине «Основы дефектологии» пред­назначено для самостоятельной работы студентов дневной и заоч­ной форм обучения педагогических специальностей вузов, прак­тикующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Автор выражает уверенность в том, что полученные теоретиче­ские знания в процессе творческого переосмысления материалов пособия помогут сформировать гуманное отношение к детям с осо­бенностями психофизического развития и, в целом, повысить каче­ство профессиональной подготовки будущих педагогов.

Автор

Глава 1 ( ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормаль­ные сверстники, ребенок, но иначе развитой ... дефективным ребенок представляет отличный, своеобразный тин развития.

Л.С. Выготский

1.1. Дефектология как интегрированная область научного знания

1.1.1. Дефектология как наука: предмет, объект, задачи

Как целостная наука дефектология сложилась в результате уста­новления общих закономерностей в развитии, обучении и воспита­нии различных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Теоретические основы отечественной дефекто­логии были заложены Л. С. Выготским.

Дефектология как интегрированная область научного знания сегодня переживает времена вытеснения самого термина «дефек­тология» по причине недостаточной корректности - семантика его имеет уничижительный характер - указание на дефект. Изменение терминологии связано с необходимостью уже в самом понятии пе­ренести акцент с выявления отклонений на их устранение, с недо-статкоп (дефектов) личности па ее позитивные стороны.

Кщс одним фактором, оказавшим влияние на необходимость из­менения терминологии, является все большее число случаев в со-иргменпой психолого-педагогической практике, когда трудно по-гтпинп. однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ргГк'ика (нарушение4 выражено неярко, отклонения имеют негрубые формы, т.г. речь идет о пограничном состоянии между нормой и на­рушенным ра.ши гнем).

Однако до сих пор не найден эквивалент термина, приемлемый по этимологии и адекватно отражающий содержание данной науки именно как интегрированной области знания. Поэтому при харак­теристике области дефектологических знаний в целом специалисты вынуждены использовать формулы типа «специальная психоло­гия», «коррекционная педагогика и психофизиология отклоняю­щегося развития» и другие. Понятие «коррекционная педагогика» имеет большее педагогическое значение, чем «дефектология», но его клинический аспект значительно уже.

Дискуссия о правомерности использования тех или иных тер­минов продолжается, однако, термин «дефектология» не утратил своей актуальности и пока еще достаточно широко используется

исследователями.

Дадим несколько определений термина «дефектология».

1. Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos -
учение) - интегрированная область научного знания, соединяющая
клинико-физиологическое и исихолого-педагогическое направ­
ления исследований процессов развития, обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития (Н.Н. Мало-

феев).

2. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
пития детей с физическими и психическими недостатками, зако­
номерностях их воспитания, образования и обучения (Краткий де­
фектологический словарь, 1970, с. 87).

3. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
иития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспита­
нии (Дефектология. Словарь-справочник, 2005, с. 76).

4. Дефектология - наука, включающая специальную (коррекци-
онную) педагогику, специальную психологию и клинические (ме­
дицинские) дисциплины (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Сту-
пикснич. Педагогический словарь, 2006, с. 58).

Как отмечал Л.С. Выготский, «...дефектология изучает развитие, у которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспро­порции, спои метаморфозы, свое перемещение центров, свои струк­туры; ... ;>то особая и относительно самостоятельная область знания о глуГижо своеобразном предмете».

Очгниднп, что дефектология рассматривается как интегриро-ИйМНли область научного знания, которая включает, по крайней Мире, три направления: педагогическое, психологическое, клинико-||ж;11И)Логическое и изучает развитие детей с особенностями психо-фИШРПткош развития, закономерности их обучения и воспитания,

определяет условия, способствующие преодолению (ослаблению) имеющихся у них нарушений в умственном и физическом разви­тии.

Изучение любой науки предполагает знание и правильное ис­пользование специальной терминологии. В развитии дефектологи­ческой науки терминологический аппарат претерпел значительные изменения.

Отечественные и зарубежные исследователи в начале XX в. ис­пользовали термин «ненормальные дети». Практически в это же время в ходу было понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.), а в конце 30-х годов появился термин «ано­мальные дети», охватывающий все проявления недоразвития. Все частные термины (глухой, слабовидящий, умственно отсталый и т.д.) указывали на определенный недостаток.

В 60-х годах XX в. за рубежом по мере развития идеи и внедрения моделей интегрированного обучения стали происходить изменения в терминологии. Так, в США начали использовать достаточно ши­рокий и не всегда точный термин «дети с особыми потребностями (нуждами)», а законодательно применялся термин «disabled» -лицо с ограниченными возможностями.

В настоящее время термин «аномальные дети» практически нигде не применяется. В качестве эквивалентных в разных стра­нах используются альтернативные понятия, среди которых мож­но назвать: дети с особенностями психофизического развития (официально признанный в Республике Беларусь), дети с осо­быми образовательными потребностями, дети с отклонениями в развитии, дети с патологией развития, дети с дизонтогенезом (на­рушение индивидуального хода развития), дети с трудностями в обучении, дети с недостатками в умственном и физическом раз­витии, лица с ограниченными возможностями здоровья (россий­ский вариант) и др.

Термин «дети с особенностями психофизического развития» семантически подтверждает отказ социума от деления людей на полноценных и неполноценных, т.е. смещает акцент с недостатков в развитии на потребности детей в особых педагогических условиях, «на ответственность общества за выявление и удовлетворение их потребностей» (В.Н. Наумчик и др.).

В нашей стране нормативно закреплена (закон «Об образо­вании лиц с особенностями психофизического развития (специ­альном образовании)») корректная терминология: понятие «ум­ственная отсталость» обозначается термином «интеллектуальная

недостаточность», понятие «задержка психического развития» -термином «нарушения психического развития (трудности в обу­чении)».

С позиций психолого-педагогического аспекта в дефектологи­ческой науке принято выделять следующие основные предметные области:

• сурдопедагогика (обучение и воспитание неслышащих и сла­
бослышащих) и сурдопсихология;

• тифлопедагогика (обучение и воспитание незрячих и слабови­
дящих) и тифлопсихология;

• олигофренопедагогика (обучение и воспитание детей, имею­
щих интеллектуальную недостаточность) и олигофренопсихоло-
гия;

• логопедия (теория и практика преодоления нарушений разви­
тия речи) и логопсихология.

В исследовании стоящих проблем дефектология опирается на следующие мировоззренческие аспекты:

• онтологический определяет место специального образования в
структуре бытия;

• гносеологический дает представление о связи обучения и позна­
ния;

• аксиологический называет приоритеты и ценностные предпо­
сылки специального образования;

• философско-антропологический обобщает научные данные о
человеке с особенностями психофизического развития;

• историко-философский реконструирует взгляды философов
прошлого на специально-педагогическую проблематику;

• социально-философский изучает явления дефектологии в со­
циокультурном контексте.

Целидефектологической науки по степени общности подразде­ляют на общие и частные. Общие цели:

• определение путей повышения уровня функционирования де­
той :ш счет коррекции недостатков психического и (или) физиче­
ского развития и компенсации их педагогическими средствами;

• изучение и определение путей реабилитации (реадаптации) и
аЛилитации детей с особенностями психофизического развития.

Специфические цели:

• преодоление чувства малоценности личности и воспитание
чуистна собственного достоинства у лиц с ОПФР;

• формирование адекватных форм социального поведения лю­
дей с ОПФР.

Основнымизадачами дефектологии являются:

• разработка методологических, теоретических и методических
основ эффективных систем специального обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития, направленных
на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня
личностного развития, образования, жизненной компетенции, ин­
теграции в социум;

• изучение и определение педагогических закономерностей раз­
вития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных
возможностей жизнедеятельности;

• обобщение и популяризация передового педагогического опы­
та работы с детьми с ОПФР.

Центральная проблема дефектологии - поиск путей разрешения противоречия между необходимостью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт и возможностью сделать это, по­скольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач.

Дефектология как наука широко опирается на результаты пси­хологических исследований в различных отраслях: общей психоло­гии (психические процессы, свойства, состояния и др.), психологии развития, медицинской психологии, педагогической психологии, психодиагностики.

В основе дефектологического знания лежат психологические за­коны, теории, учения, закономерности:

• законы психического развития личности (развитие психики
детей, имеющих различные нарушения, подчиняется тем же основ­
ным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор­
мально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский));

• теории компенсации (А. Адлер, Л.С. Выготский);

• учение о зоне ближайшего развития и ведущей роли обучения
(Л.С. Выготский);

• положение о закономерностях, общих для всех типов нарушен­
ного развития: снижение способности к приему, переработке, хра­
нению и использованию информации; трудности словесного опо­
средствования; замедление процесса формирования понятий и др.

Таким образом, дефектология является самостоятельным инте-гративным научным полем, детерминированным историческими, социально-экономическими и культурными особенностями социу-

ма, опирающимся на мировоззренческие аспекты, имеющим выра­женную ирактико-ориентированную составляющую, психологиче­ские и социокультурные основы, свой объект исследования.

Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития

Отношение к лицам с особенностями психофизического разви­тия в ходе исторической эволюции человеческого общества было не­однозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, же­стокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.

В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эво­люции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Во временном отрезке от античных времен до наших дней - «путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии» - автор выделяет пять периодов эволюции, «условными рубежами» кото­рых являются значимые исторические события, изменения отно­шения государства к лицам с отклонениями в развитии. В рамках периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии определены этапы становления нацио­нальных систем специального образования и проведено соотноше­ние этих позиций. Автор отмечает, что для России, как и для стран Западной Европы, сохраняются все периоды эволюции, однако, этапы становления и развития национальной системы специаль­ного образования в хронологическом отношении значительно за­паздывают.

Наши рекомендации