Организация методической работы в доу
Типовым положением о ДОУ в Российской Федерации определены основные задачи дошкольного образования:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей.
Мобилизовать воспитателей для решения данных задач призвана специально организованная методическая работа.
Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, развитие творческого потенциала, повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Методическое руководство в ДОУ осуществляется старшим воспитателем. В его деятельности условно можно выделить два направления: научное управление педагогическим процессом и методическое обеспечение педагогического процесса.
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя ДОУ, строится на основе теории управления. Основным компонентом управленческой деятельности является определение цели. Цель - это идеально планируемый результат.
Основными целями методической работы могут быть:
повышение педагогической квалификации как отдельного воспитателя, так и коллектива в целом;
освоение новых педагогических технологий;
оказание помощи воспитателям в создании и развитии их индивидуальных методических систем;
развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя. Реализации данных целей способствуют задачи:
1. Выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя.
2. Выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании.
3. Развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя.
4. Развить педагогическую технику.
Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:
изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;
выбор цели и конкретных задач деятельности;
планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;
стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании
результатов диагностики;
комплектование проблемных групп педагогов;
подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых
ближних и дальних перспектив;
сбор и обработка полученной информации;
корректировка образовательного процесса в ходе различных методических занятий
с воспитателями;
поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества,
взаимопонимания и взаимопомощи.
Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива. В содержание методической работы включаются следующие направления:
1. Воспитательное. Предусматривает формирование у воспитателей нового
педагогического мышления в условиях гуманизации воспитательного процесса.
2. Дидактическое. Направлено на повышение профессиональной компетентности по
наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
3. Психологическое. Ориентировано на актуализацию знаний воспитателей в
области общей, возрастной и педагогической психологии.
4. Физиологическое. Предусматривает повышение квалификации по общей и
возрастной физиологии и гигиене.
С целью определения эффективности методической работы можно выделить ряд основных критериев:
1 .Результативность основных показателей (уровень педагогического мастерства педколлектива; атмосфера творчества в организации и ходе воспитательно-образовательного процесса; наличие авторских программ и технологий; уровень интеллектуального, физического и личностного развития воспитанников ДОУ и др.).
2. Системность в методической работе (соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы).
З.Этапностъ. Эффективность методической работы определяется наличием следующих последовательных этапов:
1-й этап - теоретический. Цель: ознакомление с идеями, передовыми системами, их осмысление.
2-й этап - методический. Цель: показ лучших образцов передового опыта; проектирование индивидуальной методической системы.
3-й этап - практический. Цель: апробация новых образовательных технологий, индивидуальных методических систем.
4-й этап - аналитический. Цель: определение эффективности методической работы; анализ причин, вызывающих наиболее типичные затруднения; планирование способов их устранения.
4.Взаимосвязь этапов и форм методической работы. Практикой доказана целесообразность выбора той или иной формы методической работы в зависимости от ее этапа.
Так, на теоретическом этапе эффективны следующие формы: лекции, научно-теоретические конференции, теоретические и проблемные семинары, консультации, аннотация литературы, аукцион педагогических знаний.
На методическом этапе целесообразны методические консультации, коллоквиумы, обзоры передового педагогического опыта, психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары и конференции, педагогические ринги.
На практическом этапе - практикумы, «творческие лаборатории», взаимопосещения, творческие отчеты, научно-практические семинары и конференции.
На аналитическом этапе - оранизационно-деятельные игры, «эстафеты» педагогического опыта, конкурсы педагогического мастерства, аукционы педагогических идей, брейн-ринги, педсоветы (по опыту контроля за воспитательно-образовательным процессом, результатам диагностики воспитателей и детей).
5. Дифференциация. Данный критерий предполагает организацию методической
работы с учетом уровня профессионализма и готовности к саморазвитию. Выделяют три
уровня педмастерства:
- низкий (интуитивный);
- средний (поисковый);
- высокий (мастерский).
В соответствии с уровнем педмастерства воспитателей методист разрабатывает индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня направлена на мотивацию к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями; с воспитателями среднего уровня - на стимулирование творчества и создание индивидуальной педагогической системы.
Важная роль в работе старшего воспитателя отводится организации работы методического кабинета в ДОУ, который является центром сбора, обобщения и распространения педагогического опыта.
Оснащение методического кабинета может быть представлено следующими разделами:
нормативные и инструктивные материалы;
методические материалы;
методическая, научно-исследовательская и справочная литература;
дидактический и наглядный материал;
детская художественная литература;
передовой педагогический опыт;
материалы по работе с родителями.
Литература:
1. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным учреждением. - М.,
1984.
2. Васильева А., Бахтурина Л., Кабитина И. Старший воспитатель детского сада.
-М., 1990.
3. Белая К. О нетрадиционных формах работы/Дошкольное воспитание. 1990, №12.
4. Белая К. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве.
/Дошк.восп. 1997, №2.
5.Никишина И.В. Методическая работа в дошкольном учреждении: организация, управление. Волгоград, 1995.
6. Калмыкова В. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. М.,
1997.-с.34-38.
7. Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы
дошкольного образования /Дошкольное воспитание. 1991, №5 - с.40.
Контрольные задания по теме: «Организация методической работы в ДОУ»
1. На что направлена специально организованная методическая работа?
а).................... б)................. в)...............
2. Дайте определение понятия «методическая работа».
3. Рассмотрите нижепредложенную схему, дополните ее, указав все функции
организации методической работы.
Методическая работа
Организация методической работы
Функции
-а
О Ю
СЗ «
a к
§8.
II
II
« 5
|
О
О
М.
I
M
4. Что в методической работе определяется целями и задачами с учетом
результатов воспитательного процесса ДОУ, уровня педагогического мастерства и
квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического
коллектива?
5. Какие два главных направления можно выделить в деятельности старшего
воспитателя?
I ..................................... II ...........................
6. Сопоставьте направления методической работы с их характеристиками:
а) воспитательное 1) обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным
б) физиологическое проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ;
в) дидактическое 2) повышение квалификации воспитателей
г) психологическое по вопросам теории и методики воспитания
дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации образовательного процесса.
7. Назовите четыре основных критерия эффективности методической работы:
а)........................ б)...................... в).................... г).......................
8. Верно ли, что системность (критерий эффективности методической работы) -
это соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы?
9. Заполните таблицу, внесите в графы необходимые буквы, предварительно дав
определения понятиям: «цель» и «задача»:
Системность | |
Цели | Задачи |
? | ? |
а) формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
б) развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя;
в) развитие педагогической техники: организаторских, коммуникативных и других
умений;
г) выработка у воспитателей потребности в саморазвитии, самообразовании и
самовоспитании;
д) повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического
коллектива в целом;
е) выявление исходного уровня педагогического мастерства каждого воспитателя (уровня его
знаний, педагогических способностей и умений);
ж) освоение новых педагогических технологий.
10. С воспитателями какого уровня методическая работа предполагает
стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности,
на создание индивидуальной методической системы? Выберите верный ответ, отметьте
его каким-либо знаком:
а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.
11. С воспитателями какого уровня методическая работа ориентируется на
выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение
творческими знаниями? Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:
а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.
12. С воспитателями какого уровня методическая работа направлена на
формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой?
Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:
а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.
13. Сопоставьте этапы методической работы в ДОУ с их целями и задачами:
1) теоретический, а) выявление результативности работы, анализ
2) методический, наиболее типичных затруднений и способов их
3) практический, устранения;
4) аналитический. б) построение замысла индивидуальной методической системы;
в) осознание идеи, осмысление передовых систем;
г) показ лучших образцов передового опыта;
д) самостоятельная разработка и апробация воспитателями
новых технологий обучения и воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ