Педагогические термины и понятия 1 страница

ДЖУМАЕВА Н.Э., СОХИБОВ А.Р.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

КАРШИ – 2014

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАРШИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ДЖУМАЕВА Н.Э. СОХИБОВ А.Р.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

КАРШИ – 2014

Авторы - составители: Джумаева Н.Э.,

Рекомендовано к утверждению:

кафедрой Педагогики факультета Педагогики-психологии Каршинского государственного университета, протокол № 1 от 28.08. 2013г.;

Научно-методическим советом факультета педагогики-психологии Каршинского государственного университета, протокол № 4 от 25.11. 2013 г.

Научно-методическим советом Каршинского государственного университета, протокол № 3 от 25.01. 2014 г.

Учёным советом Каршинского государственного университета, протокол № 6 от 25.01. 2014 г.

Ответственный редактор:

Нишанова С.К. –доктор педагогических наук, профессор.

Рецензенты:

Курасова Н.В.- к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы

Эшмурадов Э.Э.– к.п.н., ст.преподаватель кафедры педагогики

Очилова Н.М.- к.п.н., зав.кафедрой педагогики начального образования Каршинского педагогического колледжа

Аннотация

Терминологический словарь по педагогике предназначен в первую очередь педагогам и студентам, но будет интересен психологам, социологам, а также учащимся и абитуриентам.

Педагогический терминологический словарь создан для упорядочения лексики по педагогической тематике и призван облегчить читателям понимание современных педагогических терминов в целях более точного определения предмета при анализе содержания словаря.

В данном терминологическом словаре даны толкования не только педагогических терминов и понятий, но и сведения о педагогах, философах и выдающихся мыслителей Востока, а также даны крылатые выражения и афоризмы о воспитании и обучении.

Данный терминологический словарь даст возможность для самостоятельного изучения педагогических терминов и понятий будущими специалистами по всем направлениям бакалавриата и рекомендуется для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также для учащихся и абитуриентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Основными задачами, стоящими перед высшей школой – это организовать знание будущих специалистов по требованиям современности, вооружать основами каждого предмета, с целью выполнять требования «Закона об образовании», также «Национальную программу по подготовке кадров», развивать их умственное мышление на высшем уровне

В Узбекистане избран и реализуется курс на построение социально-ориентированного демократического правового государства и гражданского общества. Главной целью и движущей силой, осуществляемых в республике преобразований является человек, его всестороннее развитие и повышение его благосостояния.

Непрерывно происходят изменения во всех сферах человеческой деятельности: в научно-технической, экономической, социальной, культурной. Эти изменения находят отражение в языке, в частности, в терминологии. Словарный состав педагогики, как и любой науки, находится в постоянном движении. В условиях современной модернизации и информатизации системы образования произошла существенная трансформация содержания многих понятий педагогики, некоторые учреждения переименованы, появились образовательные учреждения нового типа, проявились тенденции активного вовлечения иноязычных заимствований, внедрения в педагогику терминов других (смежных) наук, насыщения терминологии неологизмами (например, "тьютор"). Приток новых терминов также происходит за счет роста терминов-метафор и терминов-словосочетаний (например, "Открытое образование", "Менеджмент в образовании").

Педагогическая терминология имеет многовековую историю. Педагогическая терминология начала развиваться приблизительно тысячу лет назад, а многие педагогические понятия сложились значительно раньше, чем оформились в терминах. Первое упоминание о целях воспитания встречается в пословицах, поговорках, сказках, былинах. С появлением письменности и затем книгопечатания, с дальнейшим ростом культуры и образования, с расширением контактов с другими странами накапливался материал для составления первых словарей по педагогике. Сейчас существует немало понятийно-терминологических энциклопедий, словарей и справочников по педагогике.

Терминологический словарь по педагогике подготовлен на основе современных источников (текущая литература последних лет): энциклопедических словарей, справочников по педагогике, отдельных авторских трудов и статей.

Представленный словарь является попыткой отразить современное состояние педагогической науки в терминологическом контексте.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абстрагирование — процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному, наполняя абстрактное конкретным содержанием.

Абитуриент –(новолат. abituriens – собирающийся уходить) – выпускник среднего учебного заведения, получивший аттестат зрелости. Употребляется также в значении: претендующий на поступление в другое учебное заведение.

Абстиненция(от лат. abs – из-за, teneo - держаться) - состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Характерными проявлениями А. являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, тошнота, угнетенное настроение, бессонница, страх, тревожность, попытки самоубийства.

Авеста - собрание священных книг зороастризма (огнепоклонников) народов Ближнего и Среднего Востока. Была написана в VII - VI вв. до н.э. и состояла из 21 книги, до наших дней дошло 3 книги, была энциклопедией своей эпохи и в течение веков служила учебным пособием для учащихся.

Авторитарный — основанный на слепом подчинении власти, стремящийся утвердить свой авторитет; властный.

Авторитет— влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Авторитет учителя -общепризнанная учащимися значимость достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия. К числу этих достоинств относятся эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию и с практикой, оптимизм, справедливость.

Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

Агрессивность – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

Адаптация — приспосабливаемость.

Адаптация - приспособление организмов к конкретным условиям существования.

Адаптация — способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Адаптация (социальная) — процесс, обеспечивающий безболезненное вхождение личности в социум, приспособление к нему на основе добровольного принятия общественных норм и требований, овладения практико-ориентированными знаниями и коммуникативными умениями, необходимыми для гармонизации межличностных отношений в социокультурной среде.

Адъюнкт –(лат. Adjunctus – присоединенный, помощник) – лицо, готовящееся к научно-педагогической работе в высших военно-учебных заведениях. В Западной Европе и дореволюционной России (в Акад. наук, в университетах); 2. помощник профессора или академика.

Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Акмеология– наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте.

Аксиология– наука, исследующая философское учение о ценностях.

Аксиологический ( ценностный) подход в культуре рассматривает культуру как совокупность всех богатств и ценностей общества, накопленных в процессе его развития. Эти ценности существуют в материальной и духовной формах.

Акцентуация характера (личности) – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность, раздражительность, впечатлительность, подозрительность, обидчивость и т.д.(; им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Автор термина – немецкий психолог и психиатр К.Леонгард. Учителю знание А.х.(л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним.

Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Альтруизм — бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Амбивалентность — двойственность переживания, когда один и тот же человек одновременно вызывает противоположные чувства.

Анализ– в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя; умственное или реальное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое целое, обогащённое новыми знаниями.

Анализ учебного занятия – разборсодержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Аналитические умения - теоретический анализ фактов и явлений.

Андрагогика — раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Антропология – наука, изучающая биологическую природу человека.

Антропология педагогическая — философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский); воспитание в Антропологии понимается как атрибут человеческого бытия.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алкоголизм – злоупотребление алкоголем. Принято выделять: бытовое пьянство, хронический алкоголизм, алкогольные психозы.

Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического и (или) физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррекционных методик.

Аномалия - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Антонимы — разные слова, относящиеся к одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление анто­нимов в речи является ярким источником речевой экс­прессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

Асфикция - удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

Апробация (лат. approbatio — проверка) — одобрение, утверждение на базе исследования, опытной проверки.

Аффективный — эмоционально окрашенный.

Барьер психологический - мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности общению с отдельным человеком или группой людей.

Батавия-план (Батавская система) - система индивидуального обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.

Белл-ланкастерская система - система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. - в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Беседа — 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся знание учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — педагог и психолог, доктор педагогических наук, профессор. Дореволюционные работы имели историко-философский и историко-педагогический

Безнадзорность – отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их поведением и времяпровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет.

Благотворительность – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.

Брадиламия (от греч. bradis - медленный и лат. lalia - речь) - патологически замедленный темп речи (синоним - брадифразия). Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нарушениями речевых центров в коре мозга.

Братские школы - учебные заведения, существовавшие в XVI - XVII вв. при братствах - национально-религиозных объединениях православных верующих Украины, Белоруссии, Чехии и др. стран. Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В братских школах впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А.Коменского.

Валеолог – (лат. vale – будь здоров) – специалист, обучающий детей здоровому образу жизни.

Валидность — степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению в социологических или психолого-педагогических исследованиях.

Валидность— способность психодиагностической методики адекватно оценивать и измерять ту психологическую характеристику, для оценки которой она разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста. До содержанию она означает проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно измеряемой об­ласти поведения. В. по критерию показывает, насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте поведения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее определить, выполнение теста соотносят с критерием, т. е. независимой мерой того, что должен предсказать тест. Конструктивная В. определяется путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Вербальный — устный, словесный.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредо­ванного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Виктимизация (от лат. victime – жертва) – обстоятельства, неблагоприятные условия социализации, вследствие которых человек становится жертвой.

Внеучебная деятельность– организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Внутренняя позиция - система социальных установок личности, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельность в данный период жизни.

Внушение — неосознаваемое воздействие одного человека на другого, выдающее определённые изменения его психологии и поведения.

Внеклассная воспитательная работа — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеучебная деятельность– организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Внушение — форма психологического воздействия, связанная с ослаблением осознанного контроля в отношении воспринимаемой информации.

Внушаемость— предрасположенность к внушению.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях.

Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воля— сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воспитание – 1) процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое состояние личности.

2) процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития и усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живёт.

Воспитание — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание(как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический, процесс 219 формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т.д. воспитание.

Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое — формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

Воспитание свободное — не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для него характерны категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели придавали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного 220 развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая какое-либо насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако

широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К.Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи свободного воспитания Л.Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и другие попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А.У. Зеленко, затем С.Т. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям свободного воспитания. В Москве и ряде других городов открыты вальдорфские школы, центры М. Монтессори, разрабатываются отечественные модели свободного, ненасильственного воспитания.

Воспитание социальное — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Воспитание трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь трудового воспитания — включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты. 221

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Воспитанность – это сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости – потенциального уровня развития личности, зоны её ближайшего развития.

Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности.

Наши рекомендации