Организация методической работы в общеобразовательной школе (ретроспективный анализ)
На сегодняшний деньв общеобразовательных организациях, в основном, остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века. Эта структура имеет в своей основе предметный (цикловой) принцип организации методической работы, - это школьные методические объединения (ШМО), координирует и направляет работу которых - методический совет. Для традиционной модели методической службы методический совет является новым структурным элементом. Методический совет как координирующий и направляющий орган появился в школах в связи с требованием времени, в конце 90-х годов ХХ века.
Методическая работа в школе, организованная по предметному принципу – это система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Возможны и другие варианты определений методической работы, например, методическая работа в школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Важно одно: методическая работа направлена на повышение профессионального мастерства педагога, позитивное развитие педагогического коллектива и, как следствие, повышение качества подготовки обучающихся.
Методическая работа, представляя собой важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, играет особую роль в системе внутришкольного управления, способствует активизации творческой деятельности учителей и воспитателей, обеспечивает развитие и совершенствование учебно-воспитательной работы школы. Поэтому ответственность за организацию методической службы в школе возлагается на администратора - заместителя директора по учебно-воспитательной работе, до недавнего времени – заведующего учебной частью. Непосредственным организатором деятельности по повышению профессионального уровня педагогов в области воспитания является заместитель директора по воспитательной работе. Основные направления методической работы в школе, содержание ее деятельности, структуру определяет педагогический совет — главный коллегиальный орган управления образовательным учреждением. Важным показателем эффективности методической работы является её соответствие требованиям (критериям) оптимальности методической работы:
- критерий результативности заключается в том, что результаты образования, воспитания и развития школьников постоянно и достаточно быстро растут за счет улучшения работы учителя;
- критерий рациональности затрат времени заключается в росте мастерства учителя, при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование;
- критерий стимулирующей роли заключается в том, что в результате методической работы и самообразования достигается усиление мотивов творческой деятельности, улучшение психологического климата, рост удовлетворенности результатами своего труда.
Система методической работы осуществляется в соответствии
с принципиальными требованиями:
- актуальность, связь с жизнью;
- научность, соответствие современным достижениям;
- системность, целеустремленность, планомерность;
- систематичность, последовательность, непрерывность;
- комплексный характер, единство и взаимосвязь всех сторон
и направлений повышения квалификации;
- творческий характер;
- конкретность, дифференцированный подход;
- практическая направленность;
- коллективный характер;
- оперативность, гибкость, мобильность;
- оптимальное сочетание форм и видов методической работы.
- многообразие и оптимальное сочетание методов и средств повышения квалификации и мастерства учителей;
- создание благоприятных условий для процесса повышения квалификации учителей.
Функциями методической работы являются:
- совершенствование, обогащение знаний;
- развитие мировоззрения, взглядов, убеждений, мотивов творческой профессиональной деятельности;
- развитие современного стиля педагогического мышления, профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Содержание методической работы в школе:
1. Дидактическая подготовка - повышение квалификации учителей по актуальным проблемам совершенствования обучения, его оптимизации и интенсификации, совершенствование дидактических знаний, формирование
современного дидактического мышления, развитие умений в области планирования, проведения и анализа уроков.
2. Частнометодическая подготовка-это повышение квалификации учителей-предметников в области содержания и методики преподавания учебного предмета, актуальных проблем методологии, теории и прикладного использования связанных с ним научных дисциплин.
3. Воспитательная подготовка включает повышение квалификации учителей, классных руководителей, воспитателей по вопросам воспитания школьников в процессе обучения и во внеурочной работе.
4. Психолого-физиологическая подготовка предусматривает повышение квалификации учителей и воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии, возрастной физиологии
и школьной гигиены.
5. Техническая подготовка - это повышение квалификации учителей в области изучения и применения новых видов оборудования, технических средств обучения и воспитания, в том числе компьютеров.
6. Расширение культурного кругозора предполагает широкое ознакомление с произведениями художественной литературы и других видов искусства, достижениями науки, техники, спорта.
К середине 70-х г.г. ХХ века сложились основные формы методической работы. На основании анализа развития общего образования
в советский период можно сказать, что генезис системы образования привел к установлению в 70-80-е годы ХХ в. мощного теоретико-методического обеспечения общеобразовательных учебных заведений, ядром которого стала методическая работа в школах. Анализ опыта работы школ в 70-80-х годах ХХ века позволил определить главные формы и методы методической работы.