МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

Ф КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

Карагандинская государственная медицинская академия

Кафедра физиологии

Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

Тема: «Рубежный контроль по физиологии крови и железам внутренней секреции»

Дисциплина: «Физиология»

Специальность 051302 «Стоматология»

Курс: 2

Составитель: доцента, к.б.н. Крекешева Т.И.

Караганда

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № 12 от 01. 02. 2008 г.

Зав. кафедрой,

профессор Ф.А. Миндубаева

· Тема: «Рубежный контроль по физиологии крови и железам внутренней секреции»

· Цель: показать роль крови в системе жизнеобеспечения организма, знание ее состава и механизмов саморегуляции основных констант крови, функций форменных элементов крови, критерии деления крови на группы по системе АВ0, системы резус, правил переливания крови.

· Задачи обучения:

- показать знание разделов «Физиология крови» и «Физиология желез внутренней секреции»

· Основные вопросы темы

«Физиология крови»

1. Понятие о системе крови.

2. Основные функции крови.

3. Объем крови. Состав крови.

4. Основные физиологические константы крови.

5. Гемолиз крови. Виды гемолиза.

6. Характеристика форменных элементов крови, их роль в организме.

7. Гемоглобин, физиологическое значение, соединения гемоглобина.

8. Лейкограмма.

9. Понятие о гемостазе.

10. Процесс свертывания крови и его фазы.

11. Фибринолиз.

12. Противосвертывающая система крови.

13. Система АВ0. Группы крови.

14. Совместимость различных групп крови.

15. Основы переливания крови. Явление обратной агглютинации.

16. Резус принадлежность крови.

17. Трансфузионный и трансплацентарный механизмы резус - иммунизации.

18. Физиологические основы переливания крови.

«Железы внутренней секреции»

1. Железы внутренней секреции, их физиологическое значение.

2. Биологические особенности, классификация, механизм действия гормонов.

3. Гипоталамо-гипофизарная система, участие ее в регуляции функций организма.

4. Гормоны гипофиза, их роль в организме. Влияние гормонов гипофиза на зубочелюстную систему.

5. Эпифиз. Зобная железа. Их секреторная функция и связь с другими эндокринными железами.

6. Гормоны щитовидной и околощитовидной желез, их роль в регуляции минерального обмена в тканях зуба.

7. Гормоны поджелудочной железы и их роль в регуляции обмена веществ.

8. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма, влияние их на состояние зубочелюстной системы.

9. Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, участие ее в адаптивных реакциях организма.

10. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль.

11. Тканевые гормоны.

12. Инкреторная функция слюнных желез.

· Методы обучения и преподавания: дискуссия, ситуационные задачи, устный опрос, тестирование.

Литература

· Основная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Н. А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2001. – С. 139 – 162, 136 – 138, 336 – 337.

2. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко. – Санкт –Петербург,1994. - Т. І. - С. 56-71,209-220, 493- 522, 544.

3. Физиология человека / Под ред. Н. А. Агаджаняна, Л.З.Теля, В.И. Циркина, С.А. Чесноковой. – М.: Медицинская книга, 2005. – С. 173 – 209, 271- 284.

5. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – М.: Медицина, 2003. – С. 199 – 218, 237-272.

· Дополнительная

1. Инькова А.Н. О чем говорят анализы: нормы лабораторных и функциональных показателей - Ростов-на-Дону, 2001. – 96с.

2. Крылов А.В. , Татков Н.С. О нормах гематологических показателей / Медицинский журнал, 1969. - №5. – С. 23-25.

3. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985. – С. 178- 208, 217-229, 237- 239, 403- 419, 426.

4. Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А Камкина, А. Каменского. – М.: Академия, 2004. – С. 763 – 770.

Таблицы

Определение группы крови

Схема, показывающая совместимость кровяных групп у человека

Резус-фактор

Гормоны гипофиза

Релизинг – факторы

· Контроль

· Вопросы: обратная связь «студент - студент»

Тесты (см. приложение )

Ситуационные задачи

1. Низкие концентрации тироксина через кровь усиливают выработку тиреотропного гормона гипофизом и тиролиберина гипоталамусом. Назовите данный тип регулирующих связей.

Ответ. Данный тип регулирующих связей относится к обратным восходящим отрицательным саморегулирующим связям.

2. В 1 МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г - student2.ru крови содержится 6 млн эритроцитов. Сколько всего их в циркулирующей крови, если 20 % всей крови находятся в кровяных депо? Вес тела принять за 80 кг.

Ответ. Если принять, что в организме 7% веса тела приходится на кровь, то у человека весом 80 кг. ее 5,6 л. В условии задачи сказано, что циркулирует 80% всей крови, т.е. 4,5л. (или МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г - student2.ru ). Если в 1 МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г - student2.ru крови 6 млн эритроцитов, то в циркулирующей крови данного человека их МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г - student2.ru млн.

3. У матери, имеющей резус – отрицательную кровь, первая беременность привела к резус – конфликту. Почему это могло произойти?

Ответ. Вероятно, матери когда-то была перелита резус – положительная кровь и у неё в организме находились резус- антитела.

Подписание протоколов

Приложение.

Ф КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

Карагандинская государственная медицинская академия

Кафедра физиологии

Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

Наши рекомендации