Семинар 1. Основы методологии научного исследования
Цель: формировать знания студентов об основах методологии и научного педагогического исследования.
Самостоятельная работа:
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Каковы функции методологии в педагогике?
2. Какие основные признаки методологии?
3. Какие основные стратегии исследования?
4. Каковы основы и принципы методологии педагогики?
5. Какова концептуальность исследования?
Задания для подготовки к занятию:
1. Почему в настоящее время возрастает роль методологии в определении перспектив развития педагогики и психологии?
2. Какие две функции определяют разделение основания методологии на две группы теоретические и нормативные.
3. Какие методологические принципы психолого-педагогического исследования Вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.
4. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.
Тестовые задания:
1. Вставьте пропущенные слова.
Гипотезы - (...), сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психолого-педагогических (...); соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.
2. Установите соответствия между понятиями и их содержанием.
3. Вставьте пропущенные слова.
Исходя из определения, рядом с цифрами вставьте нужные слова, выбирая их из следующего списка:
а) метод
б) методика
в) методология
Список литературы:
1. Абрамова А.Н. Внедрение достижений педагогической науки в практику работы средних профессионально-технических училищ. – М.: ВНМЦ ПТОМ, 1986.
2. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И. и др. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
5. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.
6. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.
7. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. – М,: Издательство «Прометей», 2012.
Семинар 2. Основные понятия в области
Научного исследования
Цель: формировать знания студентов об основах методологии и научного педагогического исследования.
Самостоятельная работа:
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Каковы основные понятия: проблема, предмет и цели исследования?
2. Каковы взаимосвязи, отношения, проблемы, предмет и цели исследования?
3. Какова система целей в области педагогического исследования?
4. Каковы основные требования, предъявляемые к научным исследованиям в области профессиональной педагогики?
Задания для подготовки к занятию:
1. В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.
2. Определите о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
коллектив педагогов и учащихся средней школы № 130 г. Москвы;
процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие бывают уровни методологических знаний?
2. Как можно определить понятие проблемы исследования?
3. Что такое предмет исследования?
4. Каковы цели исследования? Приведите примеры.
Деловая игра
Цель игры:закрепить знания, полученные в ходе изучения темы.
Задачи игры: сформировать умение правильно формулировать вопросы.
Развивать педагогическое мастерство.
Подготовка к игре.
Всем участникам дается задание подготовить интересные вопросы для игры «Интервью».
Ход игры:
Выбирается ведущий «корреспондент», который по очереди каждому участнику задает вопросы. Участники «респонденты» должны отвечать на них четко и ясно. Вопрос может повторяться несколько раз, но в разной формулировке, для разных респондентов, затем выбирается следующий корреспондент.
Вопросы задаются по изученной теме.
Вопросы:
1. Что такое методология?
2. Что такое методы в педагогике?
3. Что такое метод исследования?
4. Что такое методика исследования?
5. Какие бывают уровни методологических знаний?
6. Как можно определить понятие проблемы исследования?
7. Что такое предмет исследования?
8. Каковы цели исследования?
Итоги игры.Обсуждение прохождения игры и коллективная рефлексия. Оценка вклада каждого из студентов в коллективную работу.
Список литературы:
1. Абрамова А.Н. Внедрение достижений педагогической науки в практику работы средних профессионально-технических училищ. – М.: ВНМЦ ПТОМ, 1986.
2. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И. и др. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
5. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.
6. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.