Выбор темы курсовой работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Нижний Новгород
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................ 1. Выбор темы курсовой работы …………………………………………… 2. Разработка рабочего плана ………………………………………………. 3. Структура курсовой работы ……………………………………………… 4. Оформление курсовой работы …………………………………………… 5. Защита и порядок аттестации курсовых работ.……………………… 6. Примерная тематика курсовых работ …………………............................. Список литературы….................................................................................... Приложения ……………………………………………………………….... |
Введение
Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков во время практики, и их использованию в исследовательской и практической работе по направлению подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью».
Курсовая работа должна иметь теоретический проблемно-поисковый характер, то есть отражать различные подходы к решению главной задачи определенной научной проблемы, а также содержать авторское видение способа решения поставленного в теме работы познавательного вопроса. Ее объектом должен быть спектр проблем или отношений, входящих в объем содержания изучаемого предмета, рассматриваемый с одной определенной точки зрения, а не какой-либо частный теоретический, прикладной или научно-методический вопрос.
Курсовая работа является учебно-исследовательской работой, которая представляет собой:
ü изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;
ü авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
ü проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.
В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:
ü закрепление, углубление и совершенствование знаний и профессиональных умений;
ü формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
ü овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки и использования;
ü систематизация научных знаний;
ü формирование компетенций, определенных федеральным образовательным стандартом по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
ü ознакомление с постановкой эксперимента и с другими методами исследования в период практики.
В результате выполнения курсовой работы студент по должен показать готовность к овладению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим организаторам работы с молодежью необходимо:
ü научиться пользоваться библиографическими указателями по дисциплине «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», а также связанными с ней такими дисциплинами, как «Социология», «Психология и педагогика», «Психологические основы работы с молодежью», «Социальные технологии работы с молодежью», «Правовые основы работы с молодежью», «Социальная педагогика», «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи»;
ü изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
ü грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
ü собрать, проанализировать и обобщить опыт организации молодежной работы и диагностировать состояние и результаты педагогических процессов в молодежной среде (если это определено темой работы);
ü выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Выбор темы курсовой работы
Темы курсовых работ по дисциплине «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» определяются и утверждаются на заседании кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им.К. Минина.
Научный руководитель обеспечивает:
- выбор (уточнение) темы курсовой работы;
- разработку задания по выбранной теме;
- планирование и контроль за выполнением исследования;
- научно-методическое руководство;
- помощь в определении круга источников и литературы по избранной теме и в овладении навыками работы с источниками;
- групповые и индивидуальные консультации;
- оценку курсовой работы и составление отзыва.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
ü соответствовать задачам подготовки бакалавра по направлению подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью»;
ü учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований в молодежной среде;
ü приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют преподаватели и коллектив кафедры в целом;
ü учитывать разнообразие интересов студентов в современных подходах к педагогическому обеспечению социального развития молодого человека и выработке профессиональных умений и навыков в разработке педагогических технологий и методик педагогического влияния на молодых людей.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами.
1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента.
2. Студент работает по теме, соответствующей его интересам.
После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
2. Разработка рабочего плана
Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.
Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:
ü работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;ü работа с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов;ü выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;ü систематизация отобранного материала, его изучение;ü составление плана курсовой работы для его представления научному руководителю.Рабочий этап включает в себя:
ü написание чернового варианта курсовой работы;
ü работу над выводами по главам, параграфам;
ü формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему);
ü определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.);
ü представление чернового варианта научному руководителю работы.
Заключительный этап:
ü доработка чернового варианта курсовой работы с учетом замечаний и
рекомендаций научного руководителя;
ü написание (отпечатывание) представляемого на защиту текста курсовой работы;
ü оформление курсовой работы в соответствии с установленными
требованиями;
ü представление работы научному руководителю и получение его оценки;
ü сдача курсовой работы на защиту.