Понятие. Основные черты характера. Акцентуации характера
Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.
Черта характера – это существенное свойство человека из которого с необходимостью и определенностью вытекает та линия поведения, которая исключает другую линию поведения.
Черты хар-ра, выражающие отношение чел-ка ( А. В. Петровский):
1. Черты хар-ра, прявляющиеся в отношени чел-ка к др. людям:
-устойчивая и неустойчивая привязанность;
-принципиальность и беспринципиальность;
- общительность и амкнутость;
- отзывчивость и грубость;
- патриотизм и эгоизм;
- правдивость и лживость.
2. Черты хар-ра, проявляющиеся в отношении чел-ка к самому себе.
-самолюбие;
-чув-во собственного достоинства;
-самоотверженность;
-неуверенность в своих силах;
-эгоцентризм.
3. Черты хар-ра обнаруживающиеся в отношении чел-ка к делу:
-трудолюбие;
-бережливость;
-добросовестность и исполнительность;
-серьёзность;
- ответственность за порученное дело;
4. Черты хар-ра, проявляющиеся в отношении чел-ка к вещам:
- аккуратное и бережное отношение чел-ка к вещам, одежде, книгам;
- аккуратное и бережное отношение к собственности.
Черты хар-ра в зав-ти от преобладающего внимания психики на активность чел-ка:
1. интеллектуальные черты хар-ра:
- аналитичность;
-любознательность;
-вдумчивость
2. эмоц. черты хар-ра:
- выдержанность;
- впечатлительность;
-вспыльчивость;
-влюбчивость
3. волевые черты хар-ра:
-напористость;
-уступчивость;
-самостоятельность;
-решительность;
-дисциплинированность.
* Черты хар-ра по сфере проявления:
1. Деловые, проявл. в профессионал. деят-ти:
- профессионализм;
-пунктуальность;
-трудолюбие
2. коммуникативные, проявляющиеся в общении:
-общительность;
-внимательность
3.Волевые черты проявляются в проявлении принципиальности человека: -настойчивость;
-уверенность;
-целеустремленность;
-упорство;
-уступчивость;
-безволие;
-непоследовательность.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной, от лёгкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Акцентуация характера проявляется не постоянно, с годами существенно сгладиться, приближается к норме. Акцентуация характера часто встречается у подростков и юношей (50-80%).
Типы:
1.Гипертимический – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, лидеры, риск, отсутствует самокритичность.
2. Дистимичный – плохое настроение, грусть, замкнутость, пессимистичность, в конфликты вступают редко.
3. Циклоидный – общительность циклически меняется.
4. Эмотивный – чрезмерная чувствительность и т. д.
5. Застревающий – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
6. Возбудимый – повышенная импульсивность, раздражительность и агрессивность.
7. Демонстративный – ярко выражается потребность во внимании окружающих, тщеславие.
8.Педантичный – основательность, чёткость, высокий самоконтроль.
9. Тревожный – низкие контакты, робость, неуверенность в себе, доброта.
10. Экзальтерованный – влюбчивость, часто спорят.
11. Эксиравертированный – высокая контактность, у них масса друзей. 12. Интровентированный – низкая контактность.
Общее понятие о деятельности. Психологическая характеристика деятельности.
Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В деятельности выделяют: субъект, объект, предмет.
Характеристики (особенности):
1)социальная обусловленность;
2)целенаправленность;
3)плановость;
4)предметность;
5)субъективность.
Структура:
1. Мотив – внутреннее побуждение силы человека, которое заставляет его реализовывать эту деятельность. В основе мотива выступает конкретная потребность (состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Мотивы человеческой деятельности:
1. Органическая – удовлетворение естественных потребностей.
2. Функциональная – удовлетворяются при помощи разного рода культурных форм активности.
3. Материальная – направлена на создание предметов и инструментов домашнего обихода, который обеспечивает естественные потребности.
4. Социальные – направлены на получение признания и уважения со стороны окружающих и возможность занять опред. место в обществе.
5. Духовные связаны с самосовершенствованием человека.
2. Цель(в цели деятельности выступает ее продукт)
3. Предмет(то, с чем деятельность имеет дело)
4. Действие (часть деят-сти, имеющей вполне самостоят. осозн. Ч-ом цель).
5. Операции (способ осуществления деятельности).