Сознание как высш. форма развития психики, его стр-ра, св-ва

Психология как наука. Исторический путь развития психологии как науки. Предмет, задачи, методы психологической науки.

Психология– наука, изучающая факты, механизмы и закономерности психической жизни.

Основные этапы ее развития:

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Объект – человек. Предмет:

§ психические процессы личности (познавательные, эмоциональные и волевые);

§ психические состояния личности (состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, стресс, эйфория, паника);

§ психические свойства личности (темперамент, характер, направленность);

§ психические образования (ЗУНы (знания, умения, навыки), привычки).

Задачи истории психологии:

• Изучение психологической объективной закономерности и явлений);

• Изучение психических процессов;

• Изучение психических свойств личности;

• Изучение психологических особенностей деятельности человека.

Понятие о психике в свете теории отражения. Основные формы психического отражения.

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключ. В способности субъекта активно отражать явление объективного мира.

Отражение - способность объектов воспроизводить пространственную временную структуру другого объекта. Виды отражения:

1) физическое (характерная для взаимодействия объектов неживой природы);

2) физиологическое (свойственно объектам живой природы и проявляется в виде реакции на воздействие раздражителя);

3) психическое (свойственно живым организмам, имеющим высокоразвитое цнс).

Человек в процессе антропогенеза совершенствует данный вид отражения и у него появляется сознание.

Формы проявления психики: психические процессы, св-ва, состояния.

Психика у человека проявляется в 3 видах психического явления:

1. Психологические св-ва личности: темперамент (от рождения, тип нервной деятельности), характер, направленность, способности (одаренность-талант-генеальность).

Свойственны человеку на протяжении длительного или всего периода жизни.

Устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения личности.

2. Психические состояния: состояния бодрости, тревога, радость, стресс, апатия.

Характеризующие функционирования психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности и т.д. Наиболее сложные, но менее длительные. Продолжаются в течении нескольких часов, дней недели.

3. Психические процессы - явления психики, кот. имеет начало, длительность и конец. Продолжаются от доли секунды до десятков минут.

а) познавательные процессы (обеспечивают отражение, познания окружающего мира; ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).

б) эмоциональные процессы (отражают переживания человека своего отношения к объектам окружающего мира другим людям и самому себе; эмоции, чувства).

в) волевые процессы (обеспечивают произвольную регуляцию поведения и деятельности; воля).

Сознание как высш. форма развития психики, его стр-ра, св-ва.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как интегрирующая форма психики.

Условия возникновения сознания:

1!) совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

2) рост экономического благосостояния разных народов и стран, то есть становление человеческой, материальной и духовной культуры.

В структуре сознания выделяют три основных компонента:

1. Познавательный:представлен психическими процессами, обеспечивающими человеку получение и преобразование информации об окружающем мире как на уровне чувственного (ощущение и восприятие), так и на уровне логического познания (мышление, воображение). Психические процессы: внимание, память, речь.

2. Отношенческий (аффективный): Эмоционально процессы сознания отражают отношение человека к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Эмоции и чувства играют роль шкалы оценок сознания.

3. Регулятивный: Регуляциючеловеческой деятельности, направленную на достижение поставленных целей, а также на преодоление препятствий на пути к ним обеспечивают волевые процессы сознания.

Свойства сознания:

ü Идеальность (нематериальность сознания). Способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физ. на них воздействия в результате работы с их сформировавшимися образами, схемами;

ü Интенциональность, т.е. устремленность сознания к конкретному объекту (предмет – это конкр. предмет, другой человек, собственный мир).

ü Объем сознания. Определяется кол-вом внешних или внутренних объектов сознания. Внимание и восприятие, оперативный объем которых определен экспериментально и составляет 7±2 информационных единиц.

ü Социальная обусловленность: социальные отношения человека с другими людьми в совместной с ними деятельности.

ü Коммуникативность -способность к трансляции другим людям того, что осознает данный человек.

ü Идеаторность –это свойство сознания воспроизводить и создавать идеи, образы без непосредственной опоры на чувственный опыт человека.

ü Креативность (творческость)заключается в возможности объективации идей, мыслей человека.

Функции сознания: отражательная, регулятивная, креативная.

Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов, состояний, обусловленных взаимодействиями, во влиянии которой человек не дает себе отчета.

Виды:

- отговорки;

-навыки;

-эмпатия (сочувствие, сопереживание);

-описки;

-сноведения.

Общее между сознанием и бессознательным – соц. обусдловленность.

Разница –сознание подчиняется контролю, бессознателное – нет.

Наши рекомендации