Школа как культурно-образовательное пространство – это

образовательное пространство, в к-ром культивируется лично­стный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.

Школа как развивающаяся система— школа, работающая в инновационном

режиме, но сохраняющая и укрепляющая луч­шее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от ста­рого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах.

Школа как функционирующая система— школа, работающая в режиме

традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, ус­тойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.

Школа кифариста— частная платная школа в Древней Греции (Афины), где

мальчики обучались пению, музыке, заучиванию произведений Гомера.

Школа-комплекс— комплекс различных образовательно-воспи­тательных

учреждений, работающий по сквозным, согласован­ным учебным планам; может иметь различную структуру: дет­ский сад-школа-ПТУ; детский сад-гимназия-вуз; детский сад-начальная школа-педучилище (колледж)-педвуз; детский сад-школа-подростковый клуб-медико-психол. служба и др. образовательные учреждения. Наиболее сложный, мобильный вид образовательного учреждения, к-рый способен максималь­но удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и обеспечивать систему преемственного воспитания, обучения и профессиональной подготовки.

Школа малокомплектная— школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей

вместо полнокомплектных классов установ­ленной наполняемости, открываются разновозрастные с малой наполняемостью (от 2—3 человек в каждом), и один учитель од­новременно работает с несколькими классами по учебным пла­нам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Щ. м. открываются, как правило, в сельской местности.

Школа математических и навигацких наук— первая в Европе государственная

реальная школа. Была открыта по Указу Пет­ра I в 1701 г. для подготовки специалистов военного и морско­го дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принима­лись подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Состояла из трех ступе­ней:«российская школа», «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. Большое внимание уделялось практи­ческим занятиям. В 1715 г. специальные классы были переведе­ны из Москвы, где находилась школа, в Петербург, на их осно­ве была создана Морская академия.

Школа мусическая— разновидность элеметарной школы в древ­ней Греции. Главная

цель — умственное и эстетическое воспи­тание. Большое внимание уделялось музыке.

Школа риторская— учебное заведение в античной системе обра­зования, в к-ром

готовили ораторов и политических деятелей.

Школа русская национальная— школы, в к-рых реализовывались идеи

общенационального направления в русской педагогике в XIX в. Были представлены К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзи­ным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспи­тания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в обла­сти образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882— 1560) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами:анализом всей совокупно­сти реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явле­ний хозяйственной, общественой, политической и культурной жизни России. В настоящее время идет процесс возрождения Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, куль­тура, литература, православие, возрождаются духовные тради­ции русского народа.

Школа свободная (свободного воспитания)— наиболее ради­кальное

направление в педоцентристском течении, разработало идеи свободного воспитания. Адепты этой модели придавали значительно большее значение созданию условий для самовы­ражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и исключая к.-л. насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную не­обходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, по­этому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление ими личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободно­го воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом сво­бодного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому на­правлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким.

Школа соборная— в эпоху средневековья средние учебные заве­дения в крупных

городах Западной Европы, организованные при соборах, являвшихся епископскими кафедрами. Давали более широкое образование, чем монастырские и церковно­приходские школы. По характеру и методам обучения не отли­чались от др. церковных школ.

Школа труда— школа, в к-рой всестороннее воспитание детей сочетается с

выработкой у них определенного комплекса трудо­вых умений и навыков, с теми или иными формами професси­ональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказа­на представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеально­го общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подго­товки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой де­ятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.). У Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подго­товки политехнически образованного грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на За­паде выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

Школа учебы— школа, к-рая основывается в своей работе на де­тальной

регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Базируется, как правило, на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя. Сложилась в XVIII—XIX вв.

Школы воскресные— учебные заведения для взрослых и работа­ющих детей в

системе образования России XIX в., обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на конфессиональные школы различных вероисповеданий для ре­лигиозно-нравственного воспитания, общеобразовательные и профессиональные. В настоящее время возрождены и получают широкое распространение религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваива­ют основы того или иного вероучения.

Школы грамматические— школы, в к-рых в средние века пре­подавались лат. язык,

религиозные предметы и юриспруден­ция. В Древней Греции к ним относились начальные школы для мальчиков (школы грамматиста). В Древнем Риме — повы­шенная начальная школа для детей патрициев. В России — греко-лат. школы, основанные при некоторых монастырях в XVII веке.

Школы-коммуны— 1. учебно-воспитательные заведения, со­зданные в РСФСР в

1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояла из школы 1-ой и 2-ой ступени и интерната при ней. Иногда при школе открывался и детский сад. Помимо учебных занятий, воспитанники школы работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате стро­илась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до кон­ца 20-х гг.; 2. образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовер­шеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и существовали до конца 30-х гг. Обуче­ние соединялось с производительным трудом.

Школы церковно-приходские— начальные школы в дореволю­ционной России,

находившиеся в ведении приходов. Учителя­ми в этих школах были священники, дьяконы и дьячки. В свое время сыграли большую роль в распространении грамотности.

Школы цеховые— начальные школы для сыновей ремесленни­ков в городах

Западной Европы. Начали возникать в XIII — XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Были общеобразовательными школами на родном языке. Обу­чали:чтению, письму, счету, элементам геометрии и естествоз­нания. Появление цеховых и гильдейских школ нарушило мо­нополию церкви в образовании. К концу средних веков цеховые школы объединились с гильдейскими, постепенно превратив­шись в городские или бюргерские школы, содержащиеся на средства городского самоуправления.

Школы цифирные— начальные государственные школы в доре­волюционной

России. Указом Петра I (1714) были созданы во многих губерниях для обучения детей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали:чтению, письму, арифметике и началам геометрии. Учителями в этой школе были воспитанники Школы математи­ческих и навигацких наук. После смерти Петра I в 1744 г. были реорганизованы в гарнизонные школы.

Школьные советы— см. Самоуправление школы.

Э

Эвристика педагогическая(от греч. heurisro — нахожу) — мето­дология

образования, с помощью к-рой раскрывается и реали­зуется в ходе поисковой деятельности творческий потециал всех участников образовательного процесса; дидактическое и мето­дическое направление эвристики, к-рое изучает принципиаль­ные закономерности построения новых для обучаемого дей­ствий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-позна­вательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обуча­емого к реальному творчеству. Отличительная особенность эв­ристической учебной деятельности — получение нового для его участников образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, правила и т. п. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель помогает ученику придти к новым идеям и довести их до реального продукта. Основной единичной формой Э. п. яв­ляется не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педа­гогика предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания об­разования, планировании, проведении и оценке занятий. Кро­ме традиционного предметного содержания образования вво­дится метапредметное. П. Ф. Каптерев в конце XIX в. призы­вал широко использовать эвристическую форму обучения. Одним из современных разработчиков этого направления был В. И. Журавлев.

Эвритмия(от греч. eurhythmia — слаженность, ритмичность) — искусство движений,

разработанное Р. Штейнером на основе антропософии. Э. придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с др. видами ис­кусства.

Эгалитарный— уравнительный.

Эгида— защита. В древнегреч. мифологии Э. — название щита Зевса и Афины, символ

покровительства и гнева богов.

Эгоизм(от лат. ego — я) — ценностная ориентация субъекта, ха­рактеризуемая

преобладанием в его жизнедеятельности своеко­рыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и соц. групп. Но бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на поло­жительное отношение их к себе.

Эгоцентризм(лат. ego — я, centrum — центр круга) — позиция личности,

характеризующаяся сосредоточенностью на преувели­ченном подчеркивании своего «я», собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. лю­дей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо со­знавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегать ими.

Эгоцентризм мышления — скрытая умственная позиция, означающая неспособность человека изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоре­чий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позво­ляет понять возможность существования др., противопо­ложных точек зрения.

Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания др. являются лишь поводом переживать за себя.

ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объяв­лений)— программа,

позволяющая организовать на ЭВМ сис­тему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим вла­дельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользовать­ся ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных.

Эдукология инфосферная— научная область, изучающая комп­лекс

упорядоченного и стихийного циркулирующего в инфор­мационной сфере Земли знания о мировых (общее), региональ­ных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах как информационного фонда Земли-Космоса в условиях становления и функциониро­вания глобального информационного пространства и информа­ционно-образовательного общества. Разрабатывается В. А. Извозчиковым.

Эйдейтизм(от греч. eidos — образ, наружный вид) — своеобразная разновидность

образной памяти, проявляющаяся в возможно­сти нек-рых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.

Эйфория(от греч. eyphria— хорошо переношу) — психическое со­стояние,

характеризуемое беспричинным радостным, блажен­ным настроением, беспечностью, безмятежностью, не соответ­ствующими объективному положению человека.

Экзистенциальный мотивационный вакуум— ощущение утра­ты основного

жизненного мотива — смысла жизни.

Эклектика(от греч. eklekticos — выбирающий) — отсутствие един­ства, целостности,

последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, про­тивоположных воззрений.

Экология человека— наука, изучающая общие закономерно­сти взаимоотношений

природы и человека и разрабатываю­щая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимо­действия.

Наши рекомендации