Образовательное пространство

Современная гуманитарная наука считает, что среда является одним из решающих факторов в развитии личности, а человек своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. Социальную среду исследуют социальная психология, социальная философия, социология, социальная педагогика. Но из них только социальная педагогика и теория воспитания глубоко и всесторонне рассматривают педагогические аспекты среды, ее воздействие на личность, обосновывают воспитательные функции. Это связано с тем, что среда как постоянный источник пополнения личного опыта, знаний является тем объективным фактором, который определяет жизненные установки, личностную направленность, характер потребностей, интересов, ценностных ориентаций, реальное поведение, процесс самоопределения и самореализации личности [2].

На современном этапе развития педагогики концептуальным осмыслением среды, разработкой подходов, принципов, конструирующих характеристик среды занимаются Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Громыко, В.А. Ясвин, Ю.С. Песоцкий и другие. Так, Ю.С. Мануйлов подчеркивает возрастающее значение среды в развитии личности, ее тесное взаимодействие с воспитательной системой. Среду он определяет как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие [8].

Проблемой проектирования среды, оказывающей влияние на культурное развитие и формирование культурной идентификации личности, занимаются Н.Б. Крылова, М.М. Князева, А.В. Иванов и другие. При культурологическом подходе рассматривается процесс вхождения человека в культуру. Разработки данных исследователей связаны с изучением среды как широкого социокультурного пространства, в котором происходит становление и развитие личности. Понятия «социокультурная среда», «культурная среда», характеризующие форму условий, обеспечивающую успешность развития личности, определяют область науки, которая получила название культурология образования [11].

Слова «пространство» и «среда» ныне популярны. К ним активно прибегают составители различного рода концепций, разработчики стратегических планов и программ развития образования. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [5].

Часто понятия «пространство» и «среда» используют как синонимы. Но ведущие специалисты разводят эти понятия. Говоря об образовательном пространстве, имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Понятие образовательная среда также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (обучающимся) [6].

Исходя из сказанного в первом разделе и текста начала данной темы, возникает вопрос о необходимости рассмотрения проявления феномена физической культуры через понятие пространство физической культуры. С. И. Филимонова подчёркивает, что переориентация исследований в сфере физической культуры и спорта в сторону «пространства» обусловлено объективно, с одной стороны, эволюцией и логикой науки, а с другой стороны, – логикой развития общества. В научной литературе до исследований С. И. Филимоновой пространство физической культуры и спорта в прямом контексте не рассматривалось. Структурирование пространства физической культуры и спорта автор основывает на работах П. Бурдье и выделяет физическое и социальное подпространства и отношения между ними (поля): политическое, правовое, экономическое, образовательное, пространственное, информационное. С.И.Филимонова рассматриваетфизическую культуру и спорт как пространство, формирующее самореализацию личности [9]. В рамках нашего предмета «Педагогика физической культуры и спорта» пространство физической культуры мы изучаем как образовательное пространство.

А.И.Кравченко характеризуя понятие «культурный комплекс», приводит в качестве примерафутбол. Культурный комплекс - это совокупность культурных черт или элементов, возникающих на базе исходного (в данном случае – мяч) и функционально с ним связанных (стадион, болельщики, судьи, спортивная одежда, правила и мн.др.) [4]. Исходя из этого, вид спорта можно определить как культурный комплекс.

Образовательное пространство - student2.ru В рамках информационно-семиотической концепции культуры А.С.Карминым предложено понятие «культурное пространство». Культурное пространство - это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. По аналогии с физическим пространством выделяют три измерения. Этими измерениями служат три основных типа смыслов, содержащихся в социальной информации: 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы.

Рис. 7 Физическая культура в трехмерной модели культуры информационно-семмотической концепции А. С. Кармина (2003)

Им соответствуют тривзаимопересекающихся «координатные оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная», 3) «регулятивная».

Расположенные в этом трёхмерном пространстве культурные феномены группируются комплексы и системы.

В контексте трёхмерной модели культуры, предложенной А.С.Карминым вид спорта как культурный комплексимеет пространство, образованное тремя плоскостями: технологической, социально-ценностной и когнитивно-ценностной [ 3].

Технологическая (регулятивно-когнитивная) плоскость представлена:

- составом допустимых действий и способов спортивного противоборства(спортивной техникой и тактикой).Состав действий, на основе которых организуется соперничество, условия их проведения едины для всех участников, то есть унифицированы. И таким образом обеспечивается объективность при сравнении тех способностей, на выявление которых ориентировано конкретное соревнование;

- правилами выполнения действий. В спорте большое нравственное значение имеют средства достижения победы. Способ проведения и правила спортивных соревнований несут в себе объективные возможности отрицательных нравственных последствий. В частности, всякое нарушение объективности судейства искажает не только результат, но и нравственное воздействие соревнования. Правила соревнований могут допускать обман партнера: футболист делает обманные «финты», шахматист ставит партнеру ловушки и т.д., но эти действия входят в сценарий соревнований и не являются нечестными. Но в любом случае в этом пространстве действуют определенные правила. Эти правила обязательны и нерушимы. Нарушение правил разрушает пространство соревнования, обесценивает его, поэтому внутри игрового, соревновательного пространства-времени царит особый, собственный, безусловный и непреложный порядок. Отсюда возникаетэстетика игры, соревнования;

- инвентарем, оборудованием, площадками и стадионами. Соревнования протекают обособленно от «обыденной», практической жизни в замкнутом пространстве - времени. У них четко фиксированные единицы времени – начало и конец, в пространстве – игровая зона: стадион, биллиардный стол, шахматная доска и т.д. Соревнования протекают внутри этого игрового пространства, которое может быть материальным или идеальным;

- формой одежды. Возникает ощущение того, что в сфере соревнований законы и обычаи повседневной жизни не имеют силы. Это подчеркивается переодеванием, символикой;

Когнитивно-ценностнаяплоскость включает в себя:

- модель спортсмена. Представления о модельных характеристиках идеального спортсмена данного вида спорта. Уровень развития его двигательных качеств, владения техникой и тактикой вида спорта, личностных качеств;

- знания об истории развития вида спорта, о выдающихся спортсменах;

- теорию и методику подготовки, т. е. знания, которые обеспечивают успешность подготовки спортсмена к соревнованиям;

- терминологию;

Социально-ценностная плоскость –это:

- взаимоотношения, которые складываются между членами одной команды, соперниками, участниками соревнованиями, судьями и болельщиками, в соревнованиях проявляется интенсивность действий и напряженность отношений соперничающих участников. Интенсивность стимулируется желанием победить, выиграть. Напряжение вызвано неуверенностью в исходе соревнования, наличием шансов, как на победу, так и на неудачу. Именно напряжение и состязательность придают соревнованиям остроту, интерес, эмоциональную насыщенность;

- объединения болельщиков (клубы фанатов команд или спортсменов). Всякая развитая игра порождает стремление к ассоциации, к объединениюсоревнующихся в некое содружество. Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденной жизни миру. Поэтому консолидация соревнующихся обладает тенденцией к долговременному самосохранению – в виде компаний, клубов, союзов;

- нормы поведения. Деятельность всех участников соревнований (спортсменов, судей, зрителей) регламентируется в соответствии с принципами и нормами общечеловеческой этики поведения. Таким образом обеспечивается гуманный характер соперничества, неантагонистическое противоборство;

- сленг. Специальный игровой и соревновательный жаргон;

Социокультурное пространство вида спорта является образовательным пространством, так как человек, погружённый в него, «впитывает» в себя, осваивает и присваивает социально-культурный опыт, т. е. происходит процесс социализации. Процесс социализации может быть как стихийным в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и относительно управляемым в условиях педагогически целенаправленного контролируемого воздействия с учетом особенностей пространства вида спорта.

Основной особенностью пространства вида спорта является соревновательность. Н.Н.Визитей, проводя социологический анализ спорта, особо подчеркивает, что спорт - это, прежде всего, соревновательность. Соревновательность универсальна, онапронизывает практически все стороны жизни человека, но наиболее ярко представлена в спорте. Спорт - пространство внешнего самоутверждения человека, возникающей в связи с этим высокой мотивацией достижения и повышенной конфликтностью ситуации. Напряжение и состязательность придают соревнованиям остроту, интерес, эмоциональную насыщенность и определенное этическое содержание.Спортсмен – это человек, который практически всегда поставлен в ситуацию нравственного выбора. Ему требуется большая моральная сила, высокая нравственно-психологическая устойчивость.Фактически спортсмен постоянно находится в ситуации, когда его действия оказываются реально направленными или на утверждение, поддержание принципа «честного соперничества», или на отрицание этого принципа [1].

Другой особенностью пространства вида спорта является его целостность.Общепризнанными воспитательными задачами, решаемыми в процессе физкультурно-спортивной деятельности, являются формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, а также волевых, эстетических и других личностных качеств.Любое личностное качество представляет собой весьма сложное образование и включает в себя целую совокупность разнообразных личностных черт и свойств. В связи с этим в педагогике реализуется идея об интегративном, целостном характере формирования личностных качеств [10]. В процессе воспитания формируется не одно, а множество различных качеств: интеллектуально-познавательных, социально-этических, нравственных, художественно-эстетических и т.д.

Третьей особенностью выделенного пространства является длительность пребывания в нем спортсмена.Присутствовать в социокультурном пространстве вида спорта спортсмен может как реально в момент тренировок и соревнований, так и «виртуально», то есть только в своем сознании. «Виртуальное» присутствие в соревнованиях проявляется в том, что спортсмен задолго до соревнований и длительное время после их окончания «переживает» определенные эмоциональные и интеллектуальные состояния и «проживает» в сознании соревновательные действия и взаимоотношения с соперниками. Чем значимее для участника деятельность, событие, ситуация, тем дольше он продолжает находиться в пространстве, которое представлено в его сознании, то есть воздействие социокультурного пространства растянуто во времени, а не заканчивается финишем или свистком судьи.

Таким образом, пространство вида спорта представлено многими факторами, которые могут оказывать влияние на спортсменов, зрителей и общество в целом. Анализируя пространство, мы выделяем факторы, которые создают потенциал, то есть возможности вида спорта как средства формирования личности.

А говоря о среде, мы имеем в виду конкретные качественные и количественные характеристики материально-технической базы, социальных отношений преподавательского состава и контингента, занимающихся образовательного учреждения (школа, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и др.)

Практические задания

1.Установите правильное соотношение понятий (I – 2,…)

1.Технологическая (регулятивно-когнитивная) плоскость   • Состав допустимых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой). 2. Модель спортсмена. 3. Объединения болельщиков 4. Форма одежды. 5. Правила выполнения действий. 6. Взаимоотношения. 7. Теория и методика подготовки. 8.Инвентарь, оборудование, площадки и стадионы. 9. Знания об истории развития вида спорта. 10. Нормы поведения.
• Когнитивно-ценностная плоскость
3. Социально-ценностная плоскость

2. Выделить особенности образовательного пространства и образовательной среды.

Понятие Особенности
Образовательное пространство    
Образовательная среда    

3. Каковы особенности пространства вида спорта?

4. Почему пространство вида спорта является образовательным пространством?

Литература

• Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2006. 328с.

• Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 31 - 34.

• Кармин А. С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 830с.

• Кравченко А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2001.496с.

• Краткий педагогический словарь ; под ред. Г.М. Андреевой и др. М., 2005. С. 68.

• Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах: http://portalus.ru (c) 06 марта 2011.

• Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

• Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1997.300 с.

• Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры»,2004. 316с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс: учеб. пособие для вузов. Мн. : Выш. шк., 2003. 272 с.

11 Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74–78.

Наши рекомендации