Современное мировое образовательное пространство

Интеграция отечественной системы специального дефектологического образования с мировым образовательным пространством

Вопросы

Современное мировое образовательное пространство

1. Понятие образовательного пространства и его место в философии образования Понятие образовательного пространства является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано не только с развитием педагогической науки, но и с другими более фундаментальными процессами, происходящими в обществе.

Между тем, понятие образовательного пространства в педагогике и философии образования совершенно не разработано, и не раскрыта его суть. Приведем, к примеру фрагмент из глоссария терминов, популярных в настоящее время в педагогике (1):

"Пространство образовательное"- education space - данное понятие отсутствует в Британской энциклопедии, БСЭ, Международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогической энциклопедии, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д.

"Образовательное пространство" стало встречаться как речевой оборот в педагогической среде в конце 80-х годов, вошло в доктринальные документы (Закон об образовании, проект Федеральной программы образования в России), встречается в педагогических журналах как метафора сохранения федерального единства в образовании при проведении децентрализации образования и преодолении центробежных сил в образовании. Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России - вещь довольно условная.

Научное понятие "образовательное пространство", "единое образовательное пространство" не сложилось, не сформулировано, не определено.

Появляются статьи, в которых рассматриваются различные характеристики образовательного пространства. Так, например, В.И. Гинецинский рассмотрел проблему структурирования образовательного пространства. В его статье (2) рассматривается введение классификационных характеристик для оценивания качества национально-государственных образовательных систем. Образовательное пространство рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако, генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов авторов статьи. Культурологический подход к образовательному пространству развивается в работе В.А. Конева (3). Кроме того, необходимо отметить, что появилось довольно много статей, посвященных формирующемуся в настоящее время и тесно связанному с образовательным пространством современному информационному пространству. Одной из задач настоящей статьи является попытка раскрыть содержание, особенности, значение, роль понятия, влияние различных факторов на формирование образовательного пространства.

Быстрое вхождение словосочетания "образовательное пространство"в лексикон не случайно. Оно совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, несет образовательные функции и оказывает "давление" на образовательное пространство. Однако, не следует все причины популярности словосочетания полностью сводить к формированию информационного пространства. Из-за увеличения темпов жизни многие интеграционные и дезинтеграционные процессы оказались обнажены, и на них стали чаще обращать внимание. Е. Ямбург, 1994 (5) о том, что при всей искаженности жизненного фона, на котором развертывается драматическая картина выживания и развития школы, единое образовательное пространство не только генерализирующая идея, вокруг которой возможно выстраивать стратегию образования, но и та недалекая реальность, контуры которой проступают уже сегодня.

Следует также отметить, что проблема уточнения понятийно-терминологической

В педагогике фактически развивался и разрабатывался раздел, который получил название педагогики среды. Аналогичные вопросы рассматриваются в рамках социологии (раздел социология образования). В данных разделах подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С.Т. Шацкого. Он обосновал три точки зрения: а) полной автономии школы в вопросах воспитания, самодостаточности школы; б) очень тесной неразрывной связи школы и среды; в) промежуточный взгляд на роль среды, необходимость учета взаимодействия школы и среды в вопросах воспитания личности (9).

С нашей точки зрения, набирающие силу тенденции горизонтальной интеграции в обществе и образовании позволяют утверждать, что открытость школы должна быть возведена в ранг дидактического принципа, на котором должно основываться проектирование всего учебно-воспитательного процесса. Открытость педагогических систем проявляет себя, например, не только при обсуждении роли среды, но и в формировании содержания образования, в комплексе вопросов, которые возникают при обсуждении роли наследственности в образовании и воспитании и многом другом. Таким образом, один из подходов к выяснению сути образовательного пространства основан на принципе открытости образовательного процесса.

При этом превращение образования в социальный институт сопровождается приобретением образовательным процессом стабильного, организованного характера, привносит устойчивость в существование общества, регулярность в удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Следовательно, соответствующим специальным образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды - медии, выполняющие функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры, превращаются в образовательное пространство и составляют его суть.

К определению образовательного пространства можно подойти и с более формальной (информационной) точки зрения. Если взять за основу понятие образовательной услуги и образовательной информации, то образовательное пространство можно определить как пространство, в котором осуществляются образовательные услуги.

Формирование образовательного пространства – технологизация образовательного процесса.Технологизация образования строится на осознанном человечеством принципе, утверждающем необходимость передачи накопленной в результате социальной эволюции информации и возникновение системы, которую Н.Н. Моисеев называет системой "Учитель" (10). Дальнейшее развитие системы "Учитель" связано с переводом ее от состояния, в котором доминирует искусство, в состояние доминирования педагогических технологий. Это этап "индустриализации" образования, проникновения в нее идей машины, автомата, алгоритма. Не случайно в последние годы все больше говорят и пишут именно о педагогических технологиях (о технологизации образования см. работу Т.С. Назаровой) (12). Нам кажется совершенно правильным замечание Т.С. Назаровой о том, что образовательные технологии фактически отвечают за общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства, выступают в роли локомотива, ведущего данный процесс.

Свойства и характеристики образовательного пространства

Отличием образовательного пространства от физического (и некоторых других) является то, что на формирование данного пространства влияют не только реальные образовательные события, уже произошедшие, но и потенциально мыслимые, виртуальные, возможные, которые могут никогда и не произойти или происходят только в мыслях субъектов образовательного процесса.

Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства.

Понятие "образовательное пространство" принадлежит к числу наиболее общих и предельно абстрактных концептов философии образования.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Современное развитие российского общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее. Инновации в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Кроме названных тенденций, в мировом образовании вступает в силу \"рыночный\" и \"деловой\" подход, стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность ее ров ВНИВИ, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям, обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого тип в, независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодежи, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования, поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалиде.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

- создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

- обеспечение всеобщего уважения к законности и правам человека;

- привлечение большего количества стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

- исследование состояния образования в мире, в частности в регионах и странах;

- прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

- пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

- сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования ежегодно

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
американская: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехлетний в структуре университета, далее магистратура, аспирантура

Французская модель: единый колледж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей-университет, магистратура, аспирантура

немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия, основная школа-институт, университет, аспирантура

английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная колледж-школа - университет, магистратура, аспирантура

российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны были быть выполнены к 2010 г., входят:
♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);
♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;
♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

1. .Политический смысл интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования продиктован политико-экономической целесообразностью и возросшей мобильностью общества, возрастанием роли знаний, необходимых для укрепления его интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала. Эффективность и качество получения и распространения знаний определяются уровнем развития и близости национальных образовательных систем.

2. Конец ХХ столетия обозначил существенное воздействие на общественное развитие ряда глобальных проблем человечества, разрешение которых может быть взаимоувязано с задачами локального характера. Любые национальные образовательные системы должны формировать гражданина мира. Однако освоение глобальных ценностей не должно мешать и противодействовать ментальным, корневым особенностям национальных систем образования и воспитания.

3. Вхождение России в Болонский процесс следует рассматривать в контексте национальных интересов России, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда ивысшего образования. Участие России в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров.

4. По результатам исследования определено, что:

5. принципы Болонского процесса предполагают разработку и использование системы зачетных единиц, которая призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности;

6. система зачетных единиц является механизмом, позволяющим оценить трудозатраты студента на освоение отдельных дисциплин и образовательной программы в целом, а также сформулировать условия аттестации студентов в терминах зачетных единиц;

7. в перспективе это позволит расширить введение в вузах многоступенчатой структуры основных образовательных программ, дающих возможность их совмещения с учебными программами вузов зарубежных стран, что увеличивает мобильность студента в процессе получения высшего образования;

8. перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

9. Сущность современного образования заключается в том, что оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов. Самообразование, неформальное образование, информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образования и образовательного общества.

10. Главная идея современного образования, состоит в создании такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Характеризуя новую, отвечающую современным и будущим требованиям систему образования, специалисты разных стран используют термины «продолжающееся», «дальнейшее», «перманентное», «непрерывное», «пожизненное» образование.

11. Совокупный учебно-воспитательный процесс должен обеспечивать формирование личности как члена социума, ощущающего свое неразрывное единство с другими личностями, осознающего многомерность своего индивидуального воздействия на них и посредством профессиональной деятельности включающегося в решение проблем, стоящих перед обществом и человечеством.

12. 2. Конкурентоспособность российского образования в современных условиях неразрывно связана с реализацией новых тенденций в образовательной политике России:

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (О П Лиферова)

Первый тип составляют регионы, являются генераторами интеграционных процессов ярким примером такого региона может служить Западная Европа Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х pp в западноевропейских странанах.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации

В мире формируется новый Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - генератор интеграционных процессов В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд д, Филиппины и Индонезия Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовки кадреів.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагируют на интеграционные процессы Прежде всего это страны Латинской Америки и в процессе истории, и сейчас Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных них импульсов со стороны США и Западной Европпи.

К третьему типу относятся регионы, которые являются инертными по интеграции образовательных процессов В эту группу входит значительная часть стран Африки от Сахары до юга (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Южная но-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанав.

В процессе образования человек осваивает материальные и духовные культурные ценности Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации Одновременно она является также оберегом, показателем духовн ной культуры, которую передают от поколения к поколению Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяют по отношению к языку Поэтому одна из задач образования в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных цинностестей.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества Они являются ведущими факторами общественного прогресса и развития цивилизации

Взаимодействие культуры и образования можно рассматривать в разных аспектах:

- на уровне социума, в историческом контексте;

- на уровне конкретных социальных институтов или сферы среды развития человека;

- на уровне учебных дисциплин

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений

Образование выполняет социокультурные функции:

- социализации личности и преемственности поколений;

- общение и приобщение к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- формирование духовности человека и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов

С позиции Практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании ос мира, формах, видах и качестве получения образованийи.

протяжении XX - начала XXI вв в мировой практике продолжаются интенсивные эксперименты по поиску новых путей развития школы и вузы Как следствие, есть огромное разнообразие типов школ В системе высшего образования формирует ется многоуровневая система, в которую входят учебные заведения высшего профессионального и последипломного образования В мире известны разные модели образования Поиск новых моделей продолжается, и этот процесс непрерывный Эффекты тивность определенной модели образования подтверждает практикактика.

Библиографический список:

1. Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. ╧ 3. С. 94.

2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. ╧ 3. С. 10-15.

3. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. ╧ 10. С. 46-57.

4. Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. Человек в информационном пространстве // Проблемы информатизации. 1996. ╧ 4. С. 3.

5. Ямбург Е. Единое образовательное пространство // Народное образование. 1994. ╧ 1. С. 24.

6. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980.

7. Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. (Ссылки на другие литературные источники в этой брошюре).

8. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. С. 5-6.

9. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. Т. 4. С. 179-184.

10. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. ╧ 6. С. 32-45.

11. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. ╧ 3. С. 20-27.

12. Ньютон И. Математические начала натуральной философии", цитируется по изданию ⌠Философия естествознания■. Вып. 1. М.: Политиздат, 1966. С. 152.

13. Там же. С. 138.

Плюсы и минусы дистанционного образования  

+Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Читайте также: Язык в «цифре»: 5 главных плюсов изучения английского онлайн

Минусы

-Необходима сильная мотивация

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

-Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

-Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

-Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

-Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Современное мировое образовательное пространство - student2.ru

Наши рекомендации