Современное образовательное пространство Башкортостана

(Об опыте внедрения регионального компонента в школьное историческое и культурологическое образование)

Башкортостан – уникальный субъект Российской Федерации. Чтобы обосновать данное утверждение, приведем некоторые информационно-справочные сведения. Республика является самым первым автономным образованием в составе Российской Федерации. Это произошло еще в 1919 году. Регион расположен на границе Европы и Азии. Ее территория 143 тысячи квадратных километров, охватывает часть Восточно-Европейской равнины, горной системы Южного Урала и возвышенностей Зауралья. На территории республики 12 тысяч рек, много озер, огромные смешанные леса. Башкортостан граничит со Свердловской, Оренбургской, Челябинской областями, с Удмуртией и Татарстаном. Первые люди на территории современной Башкирии появились примерно 50 тысяч лет назад.

Сегодня в республике 54 района, 21 город и 4532 населенных пункта. Столицей республики является город Уфа, где проживает 1млн. 112 тыс. человек, а всего в республике проживает более 4 млн. человек. Башкортостан – один из наиболее стабильных регионов России. Регион занимает 9-е место по добыче нефти и 1-е по ее переработке. В хозяйственном комплексе республики к наиболее развитым отраслям относятся: нефтехимия, машиностроение, сельское хозяйство и др. В республике, как в зеркале, отражаются все тенденции, происходящие в экономической, социальной, духовной и политической жизни страны. Например, как везде, происходит религиозный бум. За последние 20 лет было открыто 1000 мечетей, 200 православных храмов. Это происходит на фоне закрытия общеобразовательных школ.

В целом, в республике царит дружба различных народов, трудовая активность населения.

Большая республика имеет большую образовательную систему. Возьмем только школьное образование. Сегодня в Башкирии функционирует примерно 1500 общеобразовательных школ и школ-интернатов. Среди них: сельских примерно1100 и городских 400. Сюда же входят 83 гимназии, 58 лицеев и 3 кадетских корпуса. В школах обучаются примерно 96 тысяч человек. 100 одаренных школьников получают стипендию Главы республики. В республике изучают 14 родных языков и более 41% общеобразовательных учреждений являются национальными школами. Кроме того, в образовательной системе функционируют 37 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В системе образования работает более 42 тыс. педагогических работников, в том числе более 35 тыс. учителей.

В образовательном пространстве республики функционируют 10 государственных и 3 негосударственных вуза с филиалами, в которых обучаются более 150 тыс. студентов. Средних профессиональных образовательных учреждений (колледжей и техникумов) 75, где обучаются 68 тыс. студентов. Это второе место в России. Начальных профессиональных образовательных учреждений 85, и в них обучаются 30 тыс. человек. Во всех перечисленных образовательных организациях внедряется региональный компонент. Наша задача рассмотреть, как осуществляется данная проблема в школьном образовательном процессе республики. В большей степени вопросы внедрения регионального компонента решаются учителями истории и обществознания, их у нас по последней сверке кадров 2625 человек, в том числе штатных 1852 и нештатных 773. Интегрированный курс ИКБ (История и культура Башкортостана) ведется специалистами в количестве 1523 человека. Учителя географии, биологии, русского языка и других родных языков, музыки и изобразительного искусства, как и везде, участвуют в этом социально значимом процессе.

Для того, чтобы понять сущность и содержание регионального компонента, необходимо дать ему определение. С нашей точки зрения, региональный компонент – это совокупность ценностей различного характера, накопленных в историческом прошлом в конкретной географической и экономической среде. Региональный компонент – это понятие, термин, ряд идей и мировоззренческий ориентир.

Мы считаем, что в содержание регионального компонента в области школьного образовательного процесса входят:

- история региона;

- культурные ценности, достижения;

-родные языки народов, проживающих в регионе;

- географическая среда;

- экология региона и др.

Понятие региональный компонент можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле региональный компонент – это прошлое, настоящее и будущее населения, территория, политико-административное устройство, накопленный духовный потенциал конкретной составной части Российской Федерации.

Сохранение регионального компонента в образовательном пространстве является острой и весьма сложной проблемой. Само понятие интерпретируется по-разному, и здесь очень много различных суждений и мнений по его сущности и содержанию. Следует отметить, что само понятие по своему содержанию носит многомерный характер.

У нас практически все учителя знают нормативно-правовую базу внедрения регионального компонента в образовательное пространство республики. Мы изучаем нормативные документы на КПК, во время семинаров и вебинаров. Здесь мы исходим из того, что современному учителю необходимо быть в юридическом отношении грамотным человеком и владеть правовой культурой. В нормативную основу введения регионального компонента мы включаем три группы документов. К ним относятся: федеральные, региональные и локальные документы.

Федеральные нормативно-правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013 г.).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

5. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию «Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Раздел 3.1. Примерный учебный план).

6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05.2015 г. об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Региональные нормативно-правовые документы:

1. Конституция Республики Башкортостан (Принята 24.12.1993 г.).

2. Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан». Принят Государственным собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.05.2013 г.

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.01.2013 г. № 54 «О долгосрочной целевой программе «Развития Образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 годы».

4. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 28.04.2015 г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год».

К локальным документам относятся различные рекомендации, инструкции, письма отделов образований районов и городов, а также приказы директоров общеобразовательных организаций или же решения педагогических советов, касающиеся регионального аспекта в образовательном процессе. При организации курсовых мероприятий мы проводим, так называемые, входные контроли по знанию нормативных документов, это увеличивает компетентность учителей.

Для эффективной работы с учительским корпусом необходимо выработать н предложить им теоретико-методологические основы введения регионального компонента. С нашей точки зрения, локально-историческая и культурологическая теория, базирующаяся на изучении процессов, происходивших в конкретных пространственных и временных рамках, позволяет учителю сформировать у учащихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе нашей страны в мировую культуру. Опора на эту теорию способствует пониманию учащимися роли и места Башкортостана в истории России. Данная теория исходит из того, что человек является продуктом той среды, где он родился и живет. Его задача – изучить, собрать, систематизировать, развить и передать следующим поколениям все ценности, которые были созданы до него. В этом смысл человеческой жизни. Локально – историческая и культурологическая теория имеет множество направлений, в том числе методологию синтеза, т.е. слияния. В методологии синтеза важное место занимают такие подходы, как: познаваемость, многоуровневость, многофакторность, научность и др. В целом теоретико-методологической основой внедрения регионального компонента в образовательную сферу является разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических, культурологических и др. знаний. Это область изучает развитие общества, региона, и человека. Это путь приобретения знаний прежде всего в духовной сфере, где происходит понимание духовности, во всем многообразии ее развития в пространстве и во времени.

В области исторического образования нами была предложена Примерная программа для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-9 классы/ М.А. Бикмеев. – Уфа: Китап. 2013. – 184 с. В этом документе подчеркиваются Главные цели изучения историивсовременных общеобразовательных школах Республики Башкортостан. Ими являются обучение, воспитание, развитие и социализация личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей республики, страны и человечества в целом, активного и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Следует отметить, что в ходе многочисленных курсов повышения квалификации и во время семинаров мы давали учителям истории республики методические рекомендации, связанные с использованием регионального компонента в области исторического образования. Смысл этих рекомендаций заключается в том, что при изучении любой темы по истории России должны быть включены вопросы или примеры по истории региона. Таким образом, мы предложили проводить все уроки на многоуровневой основе. К примеру, скажем, рассматривая эпоху Ивана Грозного, учителя в обязательном порядке должны изучить с учащимися проблемы добровольного вхождения башкир в состав Росси и Восточную политику государства, опирающуюся на башкирские земли. Так учителя добиваются осмысления учащимися сложных вопросов, путем показа, как происходили события, явления и процессы в стране и как они преломлялись, находили свое отражение на региональном уровне. И еще, по теме Великой Отечественной войны все учителя работают по предложенной нами логической схеме, которая выглядит следующим образом: Советский народ внес в достижение Победы решающий вклад, народы Башкирии – существенный вклад, жители Чишминского района –важный вклад и каждая конкретная семья – свой посильный вклад. Все элементы логической схемы должны быть рассмотрены различными методическими приемами и способами. Таких примеров можно привести много.

Кафедра истории, обществознания и культурологии постоянно собирает, изучает, систематизирует опыт работы передовых учителей по использованию регионального компонента в их образовательной деятельности. Собранные образцы уроков и внеурочных мероприятий опубликовываются в виде сборника под названием «Передовой опыт- достояние всех». Уже обобщены и популяризированы лучшие достижения учителей республики в серии из десяти книг.

Полностью учитывается региональный компонент в организации и проведении уроков по интегрированному курсу ОДНК НР. По этой предметной линии нами с учетом регионального компонента разработаны Концепция и Примерная программа, Методические рекомендации и Учебные пособия. Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской общности, Республике Башкортостан, уважение и бережное отношение к историко-культурному наследию. Ведущими принципами организации образовательной деятельности по курсу являются: культуроведческий, диалогический, краеведческий, непрерывности, преемственности и поступательности.

Основным замысломосуществления образовательной деятельности по данному курсу в образовательных организациях республики является синхронное, системное и многоуровневое изучение развития истории, культуры, нравственности народов России и родного края. Синхронизация истории России и Башкортостана происходит на основе линейного подхода к изучению исторической ленты, при этом основной акцент делается на духовный рост людей на различных этапах развития общества, т.е. учащиеся должны знать динамику роста человека и его духовного мира. При этом необходимо понять факторы, повлиявшие на духовный мир человека. Вся учебная деятельность должна осуществляться на многоуровневой основе, т.е. на изучении развития общей культуры, нравственности народов России, Башкортостана, конкретного района или города, населенного пункта, семьи и человека, что может дать логически правильное восприятие историко-культурного наследия и способствовать общему развитию учащихся. В настоящее время по ОДНК НР образовательная деятельность в республике осуществляется в 5-7 классах, а в 8-9 классах уроки проводятся по Истории и культуре Башкортостана. По мере введения стандартов нового поколения и 8-9 классы перейдут к ОДНК НР. Во всех школах региона изданы приказы об организации образовательной деятельности по предметной области, где отражены региональные аспекты проведения уроков. Учителя, преподающие эту предметную область, по нашей рекомендации разработали свои рабочие программы.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с внедрения регионального компонента в образовательную сферу, следует отметить, что в данной области возникают определенные сложности. К ним можно отнести следующие положения:

- нехватка теоретической, учебной и методической литературы для организации образовательной деятельности;

- отсутствие учебников нового поколения, учитывающих региональную специфику;

- непонимание значения внедрения регионального компонента в образовательную сферу в широком плане со стороны чиновников, отвечающих за образование в целом;

- учительский корпус еще не полностью осознал, что на историческую авансцену вышел новый человек, человек XXI века. Он не лучше и не хуже представителей старших поколений, он просто другой, и учить его надо по- новому.

Бикмеев Михаил Ахметович, заведующий кафедрой истории, обществознания и культурологии Института развития образования Республики Башкортостан, доктор исторических наук, профессор. Заслуженный работник образования. г. Уфа; конт. инф.: [email protected]

Наши рекомендации