Интеграгивное образовательное пространство

Понятие «образовательное пространство» (ОП) • Компоненты ОП и их характеристики • Образовательное пространство как система образовательных ситуаций • Модель образователь­ной ситуации • Типы образовательных ситуаций

Понятие «образовательное пространство». Оно вошло в научную лексику сравнительно недавно и стоит в одном ряду с понятием «образовательная среда», которое и использовалось в научной литературе уже давно. Довольно часто эти понятия упо­требляются как синонимы. В чем же различие этих понятии.' Среда — это внешняя по отношению к внутреннему миру лично­сти область, наполненная значимыми для личности предметами и коммуникациями с другими личностями. Среда в этом смысле является совокупностью внешних возможностей для реализации внутренних потребностей личности. В самом общем виде обра­зовательную среду можно определить как совокупность стабиль­ных психолого-педагогических условий протекания образователь­ного процесса.

В содержательном плане образовательная среда — это устой­чивая совокупность предметов и средств учебной деятельности, учебной информации, образовательных норм и регламента учеб­ной коммуникации, с которой личность взаимодействует [6, с. 49]. Среда в своей основе - это данность, а не результат целенаправ­ленной конструктивной деятельности человека. Следуя логике Н II Селивановой в выявлении сущности «воспитательного про­странства», можно определить образовательное пространство как результат созидательной, сознательной и интегрирующей деятель­ности педагогов [3, с. 2871.

Введение наряду с понятием «образовательная среда» понятия «образовательное пространство» обусловлено становлением гу­манистической парадигмы образования. Среда, как правило, рассматривается как воздействующий фактор в обучении и вос­питании школьников, при том, что школьники занимают позицию объектов. Разумеется, учащиеся могут проявить свою субъект- ность, принимая или отклоняя какие-то элементы среды, но это происходит стихийно и может оказаться как полезным, так и вредным для личностного роста.

В гуманистической парадигме ребенок сам творит свою жизнь, является субъектом, поэтому необходимо целенаправленное пре­образование среды в жизненное пространство ребенка, основан­ное на его взаимодействии с жизнью, событиями, другими людь­ми. В силу этого правомерно назвать такую преобразованную среду «образовательным пространством», подчеркивая этим субъ­ектную позицию детей в таком образовании.

Таким образом, в образовательном пространстве (в отличие от образовательной средь,) педагоги и учащиеся участвуют в создании функционировании пространства как равноправные субъекты' Главный принцип развития образовательного пространства - это интеграция, т.е. процесс создания новых качеств объектов через диалектическое взаимодействие субъектов, процессов, структурных подразделений. Диалектическое взаимодействие ,ре « взаимодеиствие на основе разрешения противоречий между эле­ментами одного рода (например, между различными методами)

вательнпгГпТ^351' ДаВЗЯ СПСЦиаль,юго определения образо'- 2 г РГИСТ1,а' Тем Не менее ^ркивает его важные особенности. Она говорит о том, что образовательное простран­ство «специально организованное», а также выделяет, в сущности его итеративный характер (хотя и не употребляет этот термин"' когда пишет что в нем ученик «осваивает разные виды и формы

ГбучеГи?[ГсД64ГЬНОСТИ>> В °ТЛИЧИе °Т °бЫЧНОГО пРеДметного

Можно представить интегративное образовательное про­странство учебного учреждения как совокупность субъектов целей, содержания, ередств и процессов образовательной дея­тельности с заранее заданными характеристиками, в которой осуществляется диалектическое взаимодействие элементов на основе интеграции.

именной РаЗВИТИЯ - единство и борьба противоположностей именно в силу этого диалектическое взаимодействие составляю ших пространства является условием саморазвития с^ТгЕ-

^S?™" П°ЗИЦИИ УЧЗЩИХСЯ В НСМ обеспечивает

Психологическим механизмом, обеспечивающим личностное развитие обучающихся в таком образовательном процессе явля­ется диалектическое взаимодействие противоположных процессов- персонализации (выявления уникальной сущности Человека) и стереотипизации (вписывания личности в общепринятые нормы) Согласованность этих процессов обеспечивает механизм рефлек­сии, который отвечает за осознание личностью оснований своего поведения. Механизм персонализации лежит в основе поведения ™сТяСТеГ™ПИЗаЦИЯ СВЯЗаНа С ^ржанием отношений

личности, а рефлексия определяет уровень и особенности созна- мира Ш МСХаНИЗМЫ Ре^ируют освоение учащимися внешнего

Условием включения названных механизмов в работу является организация процессов «со» - соучастия, сотворчества со живания и т.д. «Бытие-с-другими» (со-бытие) есть та подлинная ситуация развития, где зарождаются специфически человеческие бодчиков)™' ФуНКЦИОНальные °Рганы субъективности (В. И.Сло-

Можно сказать, что сущностью интегративного образователь ого пространства является его с(,бьггийгк)-демг" ь ^ ыГх Г рактер, а его назначение заключается в ro^'S", учащегося «место встречи» его внутреннего мирГс внешним на основе диалектического взаимодействия запуская теТгпм,^ работу механизмов личностного развития В "ZToZnedZlu

стпанствоГпоГ15' ЧТ° ДОВОЛЬНО часто под образовательным про­странством понимают организационно-пространственный (beно мен. При этом подчеркивается, что образовательное простпанс^во должно иметь развитую инфраструктуру, предостав^ГщуГде^ям и родителям свободу выбора содержания и способов поучения образования, т.е. пространство рассматривается ^ксовоГуГность материальных объектов, отвечающих за те или и^ьГе наппаЗия образования (образовательные учреждения у рад Г нительного образования, общественные органи'^ Т 'д )

про ™™а мы ВвГРНОСТЬ ТЭКОЙ ТРаКТ°ВКИ Образовательного пространства, мы вводим и придерживаемся психолого-лил-™ ческой интерпретации образовательного ^ос» ™" ,

жггг^....................... ^SS

Наши рекомендации