Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
ПрофильПсихология и социальная педагогика
Очное отделение
Курс 1 _
Семестр1
Всего часов -108
Лекции -14 час.
Семинары -22 час.
Практические занятия
Лабораторные
Самостоятельная работа -72 час.
Форма отчетности:экзамен – 1 семестр
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Программу разработал канд. Пед. наук, доцент Кобизь Т.Н.
Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и эстетического воспитания
Протокол № 1 от 21 сентября 2011 г.
Завкафедрой Т.Н. Кобизь
Смоленск 2011
1.Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП 3.1.8. Модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». 3.2. Вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. 3.1.13 История социальной педагогики.
Учебный курс - «История социальной педагогики» входит в вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. Опирается на предметы базового цикла – «Педагогику». Предшествует освоению дисциплин – «Социальная педагогика», «Социальные педтехнологии».
На основе курса формируется современное педагогическое мировоззрение, необходимое для профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.
2. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у студентов историко-педагогической компетентности, представляющей собой интегральную совокупность когнитивно-познавательных и операционально-поведенческих качеств личности, которая формируется на основе предметных знаний, умений, опыта и отражается в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в будущей деятельности.
Задачи освоения дисциплины
Познавательная:
- понимать основные подходы к изучению истории социальной педагогики(принцип историзма, цивилизованный и сравнительный подходы);
- овладеть элементами историко-педагогического мышления, умения диалектического анализа историко-педагогических явлений фактов и событий
- выработать умения объективно и критически подходить к оценке современных теорий воспитания, как зарубежных, так и отечественных; извлекать важные основополагающие идеи педагогов, пользуясь первоисточниками;
- приобретение студентами умений анализировать опыт социального воспитания отечественных и зарубежных педагогов, и применять их прогрессивные идеи в воспитательной работе.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к историко-педагогическим и философско-историческим проблемам;
- воспитывать ценностное отношение к роли образования в жизни конкретного человека, общества, государства, мирового образовательного процесса.
Развивающая:
- развить навыки историко-педагогического анализа и творческого мышление студентов;
- познавательную активность будущих педагогов;
Требования к уровню освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины3.1.8. Модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». 3.2. Вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. 3.1.13 История социальной педагогики.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
-владеть историческим методом и уметь его применять к оценке социокультурных явлений (ОК- 2);
-готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- генезис и основные этапы становления социально-педагогической мысли и практики, начиная с самых ранних этапов развития человечества до наших дней;
- мировоззренческие основы и ценностные основания важнейших педагогических систем (учений, концепций, определяющих ход развития мировой и отечественной социальной педагогики;
- тенденции, функции и задачи образования в современный социально-экономической ситуации.
Уметь:
-объективно и критически подходить к оценке современных теорий воспитания, как зарубежных, так и отечественных; извлекать важные основополагающие идеи педагогов, пользуясь первоисточниками;
- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания в соответствии с уровнем и особенностями развития общества, его культуры и науки в каждую историческую эпоху.
Владеть:
- методологией анализа и оценки социально-педагогических теорий прошлого и настоящего;
- применять на практике знания взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в профессиональной деятельности.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
Текущий контроль –экспресс-опрос, выступления студентов по выносим вопросам для обсуждения по темам семинарских занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы (ответы студентов).
Промежуточный контроль – тестирование. Ответы на количество тестов: 100%- 80% - «5», 70% - «4», 60%-50% -«3», ниже 50% - «2».
Итоговый контроль (с учетом промежуточного контроля) - (Экзамен ) – вопросы для экзаменов(по билетам).
5» - полный и расширенный ответ на поставленные вопросы с опорой на первоисточники;
«4» - полный ответ на поставленные вопросы согласно одного учебного источника;
«3» - краткий ответ на поставленные вопросы согласно одного учебного источника;
«2» - нет ответа.
4. Содержание дисциплины
Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока. Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения. Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в. Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время.Социальная педагогика в конце XIX - н. XX вв. за рубежом. Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX- н.ХХ вв. Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917 - 30-е гг. XX в.). Педагогика среды. Социальное воспитание в России 40-50-х гг. XX в. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX -начало XXI в.). Современный опыт социального воспитания в Западной Европе и США.
5. Тематический план
№ | Разделы и | Всего | Формы занятий | |||
п/п | темы | часов | лекции | Семин. | Практич. Лаб. раб | Сам.р.….ст работа |
Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока. Социальное воспитание в Античном мире. | ||||||
Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения. | ||||||
Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в. | ||||||
Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время. | ||||||
Социальная педагогика в конце XIX - н. XX вв. за рубежом. Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX- н.ХХ вв. | ||||||
Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917 - 30-е гг. XX в.). | ||||||
Социальное воспитание в России 40-50-х гг. XX в. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX - начало XXI в.) | ||||||
Современный опыт социального воспитания в Западной Европе и США | ||||||
ИТОГО |