Критерии оценивания уровня освоения дисциплины 4 страница

Установление обстоятельств, способствовавших нарушению правил пожарной безопасности. Принятие мер по предотвращению этих преступлений.

Тема 36. Расследование нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Типичные следственные ситуации. Источники информации об этих преступлениях. Оценка информации и принятие решения о возбуждении уголовного дела.

Неотложные следственные действия. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства; обнаружение микрообъектов. Допрос потерпевшего и свидетелей. Допрос подозреваемого. Освидетельствование. Назначение экспертиз. Версии и основания их построения. Планирование расследования.

Использование результатов неотложных следственных действий для установления и розыска скрывшегося водителя и транспортных средств. Использование криминалистических учетов, помощи общественности и средств массовой информации. Взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел при расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Последующие следственные действия. Задержание и допрос подозреваемого. Проведение очных ставок. Следственный эксперимент. Проверка и уточнение показаний на месте.

Установление обстоятельств, способствовавших совершению дорожно-транспортных преступлений, и принятие мер к их устранению.

Тема 37. Расследование преступлений в зависимости от специфики субъекта преступления

Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних. Типичные обстоятельства, обусловленные возрастными особенностями правонарушений. Оценка исходной информации и принятие решения о возбуждении уголовного дела о преступлении несовершеннолетних. Использование криминалистических учетов в расследовании преступлений несовершеннолетних.

Тактика проведения отдельных следственных действий. Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

Судебные экспертизы по делам этой категории. Назначение и использование в расследовании судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз.

Осуществление воспитательного воздействия на правонарушителя в процессе расследования. Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных аппаратов, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, с семьей, школой, общественностью.

Установление обстоятельств, способствовавших преступлениям несовершеннолетних, принятие мер к их устранению.

Методика установления следователем фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Особенности расследования преступлений лиц с психическими аномалиями.

Особенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан.

Особенности расследования преступлений, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях.

Тема 38. Расследование экологических преступлений

Криминалистическая характеристика этих преступлений. Следственные ситуации, типичные для расследования незаконного занятия рыбным промыслом, незаконной охоты, незаконной порубки леса, загрязнений земли, воздуха и водоемов веществами, вредными для здоровья людей. Источники информации об этих преступлениях, ее оценка и принятие решения о возбуждении уголовного дела. Взаимодействие с охотинспекцией и другими ведомственными органами при возбуждении уголовного дела и расследовании. Взаимодействие с общественностью и использование средств массовой информации для розыска и задержания браконьеров и установления других нарушителей законодательства об охране природы.

Характер версий и планирование расследования. Осмотр места происшествия, вещественных доказательств. Изучение технологических процессов на предприятиях. Использование помощи специалистов. Назначение экспертизы. Использование заключений экспертов в установлении факта и обстоятельств нарушения законов об охране природы и выявлении виновных лиц. Допрос свидетелей. Следственный эксперимент.

Допрос подозреваемого и обвиняемого.

Установление обстоятельств, способствовавших нарушению законодательства об охране природы, и принятие мер к предотвращению этих преступлений.

Тема 39. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации

Возникновение компьютерных преступлений за рубежом и в нашей стране в современных условиях.

Криминалистическая характеристика деятельности по замышлению, подготовке, совершению и маскировке преступлений в сфере компьютерной информации.

Формы, содержание и информационное значение следов компьютерных преступлений. Предварительная проверка материалов о преступлениях, совершенных в сфере компьютерной информации.

Типичные исходные следственные ситуации. Первоначальные следственные действия: сочетание их с оперативно-розыскными мероприятиями. Типичные следственные версии – модели механизма преступной деятельности.

Последующие следственные действия. Назначение экспертиз. Установление при расследовании причин и условий, способствовавших совершению преступлений с использованием компьютеров. Принятие мер к их устранению.

Тема 40. Расследование проявлений организационной преступности

Понятие организованной преступности, ее уровни. Признаки организованной преступной деятельности. Преступная группа как форма организованной преступности.

Криминалистическая характеристика проявлений организованной преступности. Взаимодействие следователя с оперативными работниками при возбуждении дел о таких преступлениях. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы.

Защита потерпевших и свидетелей от посягательств на них членов организованного преступного сообщества. Предотвращение провокаций против следователей (оперативных работников) или их компрометации. Преодоление других форм противодействия расследованию.

Тактика использования результатов прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров, а также материалов, полученных оперативным путем.

Определение структуры преступной организации: установление коррумпированных должностных лиц, входящих в преступную группу; роли этих лиц в деятельности группы; методов вовлечения в преступное сообщество; способов совершения и сокрытия преступлений; форм контроля над противоправной деятельностью со стороны руководителей сообщества. Меры по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного деятельностью преступного сообщества, а также конфискации имущества его членов.

Тема 41. Расследование преступлений в экстремальных ситуациях

Понятие экстремальных ситуаций и их виды. Элементы экстремальных ситуаций, влияющие на методику расследования.

Организация начального этапа расследования в экстремальной ситуации. Создание следственно-оперативной группы для расследования массовых беспорядков и других преступлений в условиях особого (чрезвычайного) положения. Организация работы такой группы. Меры по обеспечению следственной тайны. Организация сбора первичных сведений о преступлениях в районе чрезвычайного положения. Регистрация, учет и систематизация этих сведений.

Взаимодействие с командованием армейских подразделений, внутренних войск, школ милиции, обеспечивающих порядок в условиях экстремальной ситуации. Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности и прокуратуры. Взаимодействие с сотрудниками местных органов внутренних дел.

Тактика осмотра места происшествия в экстремальной ситуации. Особенности выявления и допроса потерпевших и свидетелей – очевидцев. Планирование расследования. Необходимость использования типовых программ действий.

Использование в целях доказывания материалов задержания граждан, нарушающих особый режим; материалов досмотров транспортных средств и граждан; материалов контроля паспортного режима и реализации пропускной системы.

Сочетание действий по пресечению правонарушений, ликвидации экстремальной ситуации, ее последствий с действиями по расследованию преступления. Участие в войсковых операциях и организация поисковых мероприятий.

Особенности обыска, предъявления для опознания. Использование специальных познаний на первоначальном этапе расследования в экстремальной ситуации. Приоритет предварительных (доэкспертных) исследований. Действия по обеспечению будущих экспертиз материалами для исследования. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в экстремальных условиях.

Оценка и использование результатов расследования в экстремальной ситуации после ее разрешения.

Тема 42. Расследование преступлений «по горячим следам» и нераскрытых преступлений прошлых лет

Специфика расследования преступлений «по горячим следам». Особенности взаимодействия с оперативными подразделениями.

Влияние временного фактора на процесс расследования преступления.

Сущность проблемы нераскрытых преступлений прошлых лет, ее социальный, криминологический, процессуальный и криминалистический аспекты.

Факторы, влияющие на процесс расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. Цели, объекты и методы анализа материалов приостановленного дела о нераскрытом преступлении. Формы фиксации хода и результатов такого анализа. Изучение оснований выдвижения и полноты проверки первоначальных версий. Построение новых версий. Планирование поисковой работы следователя по приостановленному делу. Тактические особенности отдельных действий следователя, проводимых без возобновления производства по делу. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника.

Особенности планирования расследования по возобновленному делу. Особенности тактики следственных действий после возобновления производства по делу. Использование криминалистических учетов в работе по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет.

Выявление причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений и обстоятельств, помешавших их своевременному раскрытию. Принятие мер к устранению таких причин и условий.

Семинарские занятия

Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Работа на семинарских занятиях направлена на закрепление теоретического материала, на обсуждение наиболее значимых тем курса криминалистики. Начинать подготовку к семинарскому занятию следует с ознакомления с вопросами плана и методическими рекомендациями. Затем студент должен изучить материал, изложенный по теме семинара в учебной литературе, а также в конспекте лекций. При необходимости нужно обратиться к нормативной базе и дополнительной литературе. Очень важно научиться выделять самое важное в изучаемой теме. Для проверки усвоения темы необходимо ознакомиться с контрольными заданиями и тестами, а также с вопросами для самоконтроля, которые приведены в седьмом разделе учебного комплекса. Существует ряд способов запоминания материала: повторение всего материала или его отдельных частей, разбивка текста на части, конспектирование основных вопросов (это развивает не только логическую, но и зрительную память). Материал будет усваиваться хорошо только при систематической подготовке к занятиям. Студент должен стремиться не автоматически заучить текст, а выделить актуальные проблемы в рамках той или иной темы, выработать по ним свою позицию. На выступление по одному вопросу плана семинара должно отводиться не более 10-15 минут, не желательно затягивать ответ, дискуссии можно оставить для конференции, научного кружка. По вопросам семинара студент должен уметь приводить примеры из следственной практики, специальной литературы.

Раздел 1. Введение в криминалистику

Семинарское занятие по теме № 1 «Предмет, система и задачи криминалистики» и

№ 2. «Криминалистическая идентификация и диагностика».

Вопросы:

1. Понятие, предмет криминалистики. Краткая история криминалистики.

2. Система криминалистики.

3. Место криминалистики в системе юридических наук.

4. Общая, специальные и конкретные задачи криминалистики.

5 Понятие, научные основы и задачи, виды криминалистической идентификации.

6.Стадии криминалистической идентификации.

7. Понятие криминалистической диагностики, ее задачи и значение

8. Экспертные диагностические задачи.

Темы для докладов:

1. Основоположники криминалистической науки в России.

2. Связь криминалистики с естественными и техническими науками, математикой, кибернетикой, логикой, психологией, теорией информации и другими науками.

3. Методы криминалистики.

4. Природа криминалистики и её место в системе научного знания.

5 Криминалистическое учение о признаках..

6. Использование результатов криминалистической идентификации и диагностики в раскрытии и расследовании преступлений

7 Диагностика в работе следователя.

Методические рекомендации:

Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение студентами специальной литературы. По согласованию с преподавателем студент может подготовить доклад по предлагаемым темам. Доклад может быть выполнен в виде компьютерной презентации. История криминалистики хорошо представлена в работе Ю. Торвальда «Век криминалистики». Рассматривая понятие и предмет криминалистики, следует проанализировать взгляды ученых-криминалистов 19-20 веков, привести современное определение криминалистики. Желательно к первому семинару ознакомиться с работой Г. Гросса «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». Студент должен уметь провести параллели между криминалистикой и иными науками, прежде всего, юридического цикла (уголовным правом и процессом, криминологией, судебной медициной и психиатрией, юридической психологией). Отвечая на второй вопрос, нужно кратко охарактеризовать содержание каждого раздела криминалистики. При ответе на четвертый и пятый вопросы плана семинара студент должен классификацию методов, используемых в криминалистике и пояснить её место в системе других наук.

Тесты:

1. Определение криминалистики как науки о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений сформулировано:

а) Г. Гроссом

б) А. Бертильоном

в) Р.С. Белкиным

2. Автором работы «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» является:

а) Ю. Торвальд;

б) Г. Гросс;

в) А. Бертильон.

3. Детальной разработкой антропометрической системы регистрации занимался:

а) А. Бертильон;

б) Е.Ф. Буринский;

в) Ф. Гальтон.

4. Правильная последовательность разделов, составляющих систему криминалистики, выглядит так:

а) методологические основы криминалистики; криминалистическая тактика; криминалистическая техника; криминалистическая методика;

б) методологические основы криминалистики; криминалистическая техника; криминалистическая методика; криминалистическая тактика;

в) методологические основы криминалистики; криминалистическая техника; криминалистическая тактика; криминалистическая методика.

Контрольные задания:

1. Дайте определение идентифицируемому объекту.

Идентифицируемым объектом является (из предложенных вариантов выберите один или несколько):

  1. следы рук, ног, орудий взлома, транспорта;
  2. следы выстрела на преграде, следы взрыва;
  3. человек, обувь, орудие взлома, пистолет;
  4. следы на пулях, гильзах, следы запаха.

2. При осмотре места совершения кражи были обнаружены следы пальцев рук на оконном стекле, дорожка следов ног на полу и окурок сигареты в пепельнице. Какие диагностические задачи могут быть разрешены при исследовании этих объектов?

3. Дайте определение идентификационного признака. Приведите пример. Каким условиям должны отвечать идентификационные признаки?

4. Дайте определение криминалистической диагностики. Приведите примеры вопросов диагностического характера (не менее трех).

5. При осмотре места происшествия были обнаружены следующие объекты: труп неизвестного мужчины с тремя колото-резаными ранами в области шеи; нож со следами бурого цвета, похожими на кровь; стакан с двумя отпечатками пальцев; поверхностный след обуви на полу. Какие идентификационные задачи могут быть решены при исследовании данных объектов?

8. Дайте определение криминалистической идентификации. Что такое идентифицирующий объект? Приведите пример.

Тесты.

1.Под идентификацией понимается:

а)исследование механизма происшедшего события, явления;

б) выявление сходства нескольких объектов по их отображениям;

в) установление тождества материальных объектов.

2.Объект, отображающий свойства других объектов, это:

а) идентифицируемый объект;

б) идентифицирующий объект;

в) идентификационный признак;

г) объект идентификации.

3. Идентификационное поле - это:

а) свойства отождествляемого объекта, с помощью которых его можно распознать и выделить из совокупности иных объектов;

б) совокупность идентификационных признаков, отобразившихся на объекте в конкретных условиях взаимодействия;

в) совокупность методов и средств, применяемых в конкретной ситуации для идентификации объекта.

4Соотношение частоты встречаемости идентификационного признака и его идентификационного значения выглядит так:

а) увеличение первого ведет к увеличению второго;

б) уменьшение первого ведет к увеличению второго;

в) эти понятия никак не связаны друг с другом.

5.К вопросам диагностического характера нельзя отнести следующий:

а) имеются ли на документе признаки травления?

б) каков был первоначальный текст документа, залитого красителем?

в) принадлежат ли изъятые с места происшествия следы пальцев руки Пономарю В.Н.?

6. К вопросам идентификационного характера нельзя отнести следующий:

а) Не оставлены ли следы, обнаруженные на нескольких местах взлома, одним и тем же орудием?

б) Не являются ли следы обуви, обнаруженные на месте происшествия, следами обуви, изъятой у Иванова П.А.?

в) Не оставлены ли повреждения на теле гражданина N ножом, изъятым с места происшествия?

г) В каком направлении передвигался человек, следы ног которого обнаружены на месте происшествия?

Раздел 2. Криминалистическая техника

Семинарское занятие по темам № 3 «Общие положения криминалистической техники» и № 4 «Криминалистическая фотография3

Вопросы:

1.Понятие, система и правовые основания применения средств криминалистической техники.

2.Технико-криминалистические средства и методы, применяемые при собирании вещественных доказательств

3.Методы и средства предварительного исследования и экспертного исследования вещественных доказательств.

4.Виды фотосъемок и особенности фотографирования криминалистических объектов.

5.Судебно-экспертная фотография.

Темы для докладов:

1.Современные научно-технические возможности и потребности ипрак5тики борьбы с преступностью в её развитии.

2.Комплекты технических средств.

Средства автоматизации и вычислительной техники в раскрытии и расследовании преступлений.

4.Средства запечатлевающей криминалистической фотографии

5.Особенности процессуального оформления результатов применения фото и видеозаписи.

Семинарское занятие по теме № 5. «Криминалистическая трасология» .

Вопросы:

1. Понятие и классификация следов в криминалистике

2. Понятие дактилоскопии. Классификация папиллярных узоров

3.. Иные следы человека

4.Понятие и классификация микрообъектов.

5.Механизм их образования, содержащаяся в них криминалистически значимая информация.

Темы для докладов:

1. Микрообъекты, материалы и вещества как источники криминалистически значимой информации

2. Особенности механизма образования следов преступлений на запирающих устройствах (замках, пломбах и т.п.)

3. Предметы, оставляемые преступниками на местах происшествий, как источники криминалистически значимой информации

4. Следы транспортных средств, их классификация, механизм образования

Методические рекомендации:

При подготовке по первому вопросу студент должен учесть, что в криминалистике следы понимаются в широком и узком смысле. Следует помнить, что следы могут быть идеальными и материальными. Материальные следы классифицируются по различным критериям (по следообразующему объекту, по механизму следообразования, по уровню восприятия). Второй вопрос предполагает изучение истории дактилоскопии, механизма образования следов пальцев рук, знание строения кожного покрова ладонной поверхности рук. Студент должен знать типы папиллярных узоров, а также уметь перечислить и изобразить схематично частные признаки узоров. Студент должен знать особенности эджескопического и пороскопического исследования. К категории иных следов человека относятся следы ног, зубов, ногтей, губ. Студент должен знать перечень вопросов, решаемых в ходе трасологической экспертизы.

На семинаре рекомендуется просмотр учебных фильмов «Следы ног человека», «Следы рук человека».

Формы и виды контроля знаний:

1. Контроль знаний студентов осуществляется в форме устного опроса, тестирования,

Тесты:

1. Идентификация по отпечатку ладонной поверхности, по общей совокупности флексорных и белых линий, микродеталям по краям флексорных линий называется:

а) дактилоскопической;

б) пальмоскопической;

в) пороскопической.

2. Эджеоскопическое исследование следов рук связано с изучением:

а) формы и особенностей взаимного расположения на отпечатках папиллярных линий следов от наружных отверстий потовых желез;

б) особенностей рисунка краев (контуров) отпечатков папиллярных линий;

в) расположения папиллярных линий, частных признаков папиллярного узора.

3. След, образовавшийся при контакте пальца руки с поверхностью полированной крышки стола, если при этом четко отобразился папиллярный узор, является:

а) статическим;

б) динамическим;

в) периферическим.

4. В зависимости от того, находились ли следовоспринимающий и следообразующий объекты в состоянии движения или покоя друг относительно друга в момент следообразования, различают следы:

а) объемные и поверхностные;

б) локальные и периферические;

в) статические и динамические.

5. Если изменения произошли в пределах контактной поверхности следообразующего и следовоспринимающего объектов, то след нельзя отнести:

а) к локальным следам;

б) к периферическим следам;

в) к объемным следам.

6. Вероятнее всего для дактилоскопического исследования будет непригодным:

а) маловидимый след пальца;

б) динамический след пальца;

в) объемный след пальца.

7. К основным типам папиллярных узоров не относится:

а) ульнарный;

б) петлевой;

в) дуговой.

8. Папиллярный узор, в котором отображаются две дельты, относится к типу:

а) дуговых;

б) петлевых;

в) завитковых.

9. К элементам следовой дорожки не относится:

а) ширина шага;

б) размер следа;

в) угол шага.

10. В рамках трасологической экспертизы может решаться вопрос:

а) какова причина смерти человека?

б) имеются ли в документе признаки подделки?

в) оставлены ли следы обувью, изъятой у определенного лица?

Семинарское занятие по теме № 6.

«Криминалистическое исследование оружия и следов его применения»

(Криминалистическое оружиеведение)

Вопросы:

1..Понятие судебной баллистики и её значение для расследования преступлений

2.Понятие и классификация огнестрельного оружия и боеприпасов.

3.Криминалистическое исследование патронов

4.Криминалистическое исследование следов выстрела.

5.Взрывные устройства и следы их применения.

6.Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения.

Темы для докладов:

1.Виды и механизм отображения признаков огнестрельного оружия в следах его применения.

2.Определение вида, типа, модели, калибра оружия, дмстанции выстрела, места нахождения стрелявшего.

4.Предварительное и экспертное исследование взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов взрыва.

5. Экспертное исследование огнестрельного оружия и следов его применения

Методические рекомендации

При подготовке к занятию студент должен уяснить, что включает в себя раздел «Криминалистическое оружиеведение», усвоить классификацию огнестрельного оружия, механизм выстрела и возникающие при этом следы. Устройство патронов, какие части оружия оставляют следы на пуле и гильзе при выстреле. Следы близкого выстрела. Какие вопросы решаются экспертным путем при назначении судебной экспертизы. Взрывные устройства, возможности их экспертного исследования. Классификацию холодного оружия.

Семинарское занятие по теме 7. Криминалистическая габитология.

Вопросы:

1.Понятие задачи судебной габитологии.

2.Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета).

3.Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека.

4.Экспертное отождествление человека по признакам внешности (судебно-портретная экспертиза).

Темы для докладов:

1.Средства и методы установления и фиксации внешних признаков человека

2.Особые приметы и их роль в решении розыскных задач.

3.Пластическая и графическая реконструкция лица по черепу.

4.Изготовление композиционных и рисованных (субъективных) портретов

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию необходимо уяснить, что изучает эта отрасль криминалистики. Что следует понимать под индивидуальностью внешнего облика человека, под относительной неизменяемостью. Что такое рефлекторность. Каковы методы получения субъективных отображений внешнего облика(метод систематизированного словесного описания, методы получения субъективных портретов; методы реконструкции лица по черепу). Методы получения объективных материальных отображений внешнего облика человека (методы сигналитической фотосъёмки; методы получения слепков лица погибшего). Методы экспертной портретной идентификации.

Тесты:

1. Что понимается под признаками внешнего облика человека:

а) части лица и тела человека.

б)название элементов лица и тела человека

в)характеристика элементов лица и тела человека.

2. Что относится к функциональным признакам внешности человека:

а)телосложение,

б)мимика,

в)пол и возраст человека

3. Каким признаком является форма лица человека:

а)общефизическим,

б)функциональным,

в)собственным,

г)анатомическим.

4.Особыми приметами являются:

а)наручные часы,

б)длинные волосы.

в)шрам на левой щеке,

г)большие глаза.

5. Что относится к анатомическим признакам внешности:

а)мимика,

б)форма и положение бровей,

в)заикание

Семинарское занятие по теме № 8. Криминалистическое исследование документов

Вопросы:

1Понятие виды документов, их роль в раскрытии и расследовании преступлений.

2.Признаки письма и почерка.

3.Розыскная таблица по признакам почерка.

4.Особенности назначения почерковедческой экспертизы, получение образцов почерка и подписей

5.Идентификационные и неидентификационные исследования рукописей.

6.Автороведческое исследование документов.

7.Назначение технико-криминалистической экспертизы документов

8.Признаки технической подделки документов

9.Исследование оттисков печатей и штампов

Темы для докладов:

1.Исследование машинописных текстов.

2.Автороведческая экспертиза.

3.Установление фактов внесения изменений в содержание документа.

4.Восстановлеие содержания документов.

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию необходимо уяснить, что изучает эта отрасль криминалистики. Следует различать интеллектуальный и материальный подлог. Что является объектами криминалистического исследования письма, возможности установления автора и исполнителя рукописи. При технико-криминалистическом исследовании документов – возможности решения идентификационных и диагностических задач.

Тесты:

1.Идентификационные признаки письменной речи:

а)стиль изложения

б)выработанность,

в)количество движений.

Наши рекомендации