Промежуточная аттестация качества усвоения знаний
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний по курсу «Социальная педагогика» осуществляется в виде «накопительного зачета» по технологической карте.
Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел (модуль) дисциплины | Всего час. (в труд) | Аудиторные | Самост. работа студентов, включая индивидуаль-ные консультации | ||
Лек-ции | Семи-нарские занятия | Лабо-ратор. заня-тия | ||||
Раздел 1. Социальная педагогика как наука | - | - | ||||
Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и семьей | - | |||||
Раздел 3. Основы профессиональной социально-педагогической деятельности | - | - | ||||
ИТОГО: | - |
Основное содержание
Раздел 1. Социальная педагогика как наука
Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. Основные категории социальной педагогики. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики.
Предмет социальной педагогики. Основные категории и понятия социальной педагогики. Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как наука, практика и учебный предмет. Структура курса социальной педагогики.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и семьей
Тема 2. Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Концепция социального воспитания.
Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Понятие о социальном воспитании, социальном формировании личности, социализации. Разнообразие научных подходов к проблеме социализации личности. Принципы социального воспитания. Современная концепция социального воспитания молодежи.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Тема 3.Факторы социализации, их учет и использование в процессе воспитания.
Факторы социализации и их типология.Зависимость факторов социализации между собой. Учет факторов социализации в практике социально-педагогической деятельности.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Тема 4.Семья как микрофактор и первичный институт социализации. Общественно-государственные институты воспитания как микрофакторы социализации. Неформальные подростковые и молодежные объединения как микрофактор социализации.
Определение и правовой статус семьи. Социально-педагогические функции семьи. Типы семей, их структура и ценностные ориентации. Условия и факторы семейного воспитания. Семейные традиции, отношения и стиль семейной жизни. Роль дополнительного образования, социально-педагогических комплексов и подростковых клубов в социализации детей и подростков. Неформальные объединения молодежи, классификация неформальных объединений. Способы работы в неформальных организациях. Движения детских и молодежных социальных инициатив.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Тема 5. Развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением.
Стратегия и тактика помощи различным типам жертв социализации. Особенности работы с инвалидами, людьми с психосоматическими дефектами и отклонениями, с пограничным психическим состоянием и акцентуациями, сиротами, мигрантами, беженцами, представителями инонациональных групп. Работа с лицами с отклоняющимся и аморальным поведением. Работа с правонарушителями и преступниками.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Тема 6.Профилактика девиантного поведения детей и подростков.
Понятие и причины девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Раздел 3. Основы профессиональной социально-педагогической деятельности
Тема 7.Социальный педагог: функции, профессиональные обязанности, система подготовки. Этика социального педагога.
Основные специализации социальных педагогов. Сфера деятельности социального педагога. Система подготовки и переподготовки социальных педагогов в России и за рубежом. Профессиональная этика социального педагога (Кодекс этики социального работника, педагога).
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Тема 8.Социальное воспитание в зарубежных странах. Возможности использования зарубежного опыта в построении системы социального воспитания в России.
Идея открытой альтернативной школы. Концепция воспитывающей среды. Идеи и практика оздоровления населения. Социальная служба, охрана детства за рубежом.
а) основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Аксютина, З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / З. А. Аксютина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 223 с.
2. Бондаровская, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Л. В. Бондаровская; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 178 с.
3. Волгина, Т.Ю. Социально-педагогические аспекты адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям детского дома: учеб. пособие / Т. Ю. Волгина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Сфера, 2010. - 119 с.
4. Дербенева, Г. В. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие / Г. В. Дербенева ; Тарский филиал Омск. гос. пед. ун-та. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 79 с.
5. Лесникова, Н.П. Соотношение социальной педагогики и социальной работы в реабилитационных учреждениях Италии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. П. Лесникова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2009. - 197 с. + 1 CD-R.
6. Наторп, Пауль. Избранные работы: научное издание / П. Наторп; сост. В. А. Куренной. - М. : Издат. Дом "Территория будущего", 2006. - 383 с.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : AcademiA, 2008. - 248 с.
8. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образоват. учреждений / сост. Е. Ю. Ляпина . - 2-е изд. стереотип. - Волгоград : Учитель, 2008. - 231 с.
9. Стерликов, В.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / В. Н. Стерликов ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 173 с. + Диск
10. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 143 с.
11. Хохлова, Е.А. Деятельность социального педагога по предупреждению конфликтов в школе: учеб. пособие для студентов 2-го курса спец. "Социальная педагогика" / Е. А. Хохлова ; ред. С. А. Маврин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 126 с.
12. Целевич, Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Т. И. Целевич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 24 с.
Основные понятия (тезаурус)
Адаптация социальная - процесс и результат восстановления основных социальных функций личности, их социальной роли как субъектов основных форм жизни общества; система мероприятий (организационно-трудовых, учебных, медико-психологических, социально-педагогических и др.) по восстановлению, коррекции или компенсации ранее нарушенных физических, психических и социальных функций, личного и социального статуса человека).
Групповая социальная работа - формы и способы социальной работы, при которых небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей.
Девиантность поведения - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в детском и юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других.
Делинквентные формы поведения подростков - поведение, выходящее за рамки общепринятых норм, но не носящее криминального характера.
Деловые игры в социальной работе - моделирование реальных жизненных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении различного рода конфликтов.
Депривация психологическая - недостаток психологических стимулов для развития ребенка (мотивации, контактности и т.п.).
Депривация социальная - отсутствие, ограниченность условий для нормального развития ребенка.
Дети с особыми нуждами - дети, отличающиеся от общепринятого стандарта (в т.ч. сироты, инвалиды, с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии).
Интегративный подход - практика социальной работы высокого уровня профессиональности, основанная на применении совокупности понятий и техники в социальном обслуживании клиентов.
Маргиналы - социально ущемленные слои населения, не имеющие равных прав с другими.
Мониторинг здоровья - постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья людей (детей) определенных контингентов.
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, означающих включение личности в систему общественных отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина общества.
Социальная деятельность - деятельность общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации (процесса, явления) соответственно его целям и потребностям.
Социальная защита - система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимально достаточных условий жизни.
Социальная компетенция - овладение определенными базовыми (основными) квалификациями для восприятия личностью своих интересов.
Социальная педагогика - отрасль, составная часть общей педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий; отрасль гуманитарного научного знания, изучающая педагогические аспекты в социальной работе, разрабатывающая содержание, формы и методы педагогизации сферы социальной деятельности, пути и способы принятия педагогически целесообразных решений, адекватных конкретных личностно-средовым ситуациям с учетом объективных и субъективных факторов.
Социальная политика - принципы и виды социальной деятельности, направляющие и регулирующие отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами и определяющие распределение ресурсов и уровень благополучия в обществе. Под социальной политикой понимают: а) систему мер субъекта политической жизни, направленных (или предполагаемых) на обеспечение потребностей жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения; б) систему мер государства по удовлетворению насущных" потребностей населения, призванных; в) принципы и процедуру, которые направляют деятельность по отношению к отдельным людям и отношениям в обществе.
Основные задачи социальной политики:
-предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней и других глобальных процессов;
-перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, изменение качества жизни с целью снижения социальной напряженности в обществе и поддержания его стабильности;
-регулирование уровня жизни людей через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами и принципами.
Социальный статус – относительное положение (позиция) индивида, группы, общественного института, закрепленное определенной совокупностью норм в системе межличностных (межинституциональных) отношений; положение субъекта в системе отношений, определяющее его права и обязанности.
Социальная роль - социальная функция личности; специфический способ нормативного поведения людей, а зависимости от их социального статуса или позиции в обществе, а также в системе межличностных отношений.
Социальная работа - одно из направлений функционирования общества; процесс формирования, поддержания и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека.
Социальное благополучие - складывается из национальной системы программ, ресурсов и служб, помогающим людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и т.п. кризисы и отражающие состояние коллективного благополучия , общины, общества в целом.
Социальное воспитание - в широком смысле представляет собой интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб в оптимальном обеспечении условий жизнедеятельности личности; в узком смысле социальное воспитание отражает целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства, волю; поведение человека в целях формирования и развития у него общественно значимых знаний, умений, навыков, качеств, потребностей, мотивов, норм и привычек поведения.
Социальные проблемы - отношения между людьми, между их окружением, ведущие к социальным действиям, нарушающие принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий.
Социальные сироты - дети, лишенные попечения родителей при живых родителях.
Экологический мониторинг - слежение, наблюдение за происходящими процессами в окружающей среде с помощью различных методов с целью контроля и выявления экологического благополучия.