Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся
1.«Я – гражданин России» (духовно-нравственное, социальное).
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, свобода личная и национальная, доверие к людям, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов;
- воспитание социальной ответственности и компетентности.
Ценности:
уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
Ценности:
правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей стран;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности:
нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, добро, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, ответственность,; забота о старших и младших, толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, сохранение и развитие традиций, духовно-нравственное развитие личности.
Виды деятельности:
· изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
· сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
· изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;
· развитие патриотических чувств учащихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
· организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;
· создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
· посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
· демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
· поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
· активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
· формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.
Формы работы:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда;
конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям);
участие в конкурсах и концертах, митингах, посвященных правовой и патриотической тематике;
походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
мероприятия по программе декады истории и права (проект «Дни права в ОУ»;
акция «Россия – Родина моя», посвященная Дню защитника Отечества;
благотворительные акции «Чтобы старость была в радость» (День пожилых людей), «Спасибо Вам, учителя» (поздравления ветеранов педагогического труда), «Игрушки и книжки – детям приюта», «Весенняя неделя Добра»;
встречи с ветеранами Вов (хор ветеранов «Память» РДК, чествование ветеранов, подготовка сувениров, подарков и открыток);
интерактивные игры;
встречи с Заслуженными людьми посёлка (учителя, врачи, работники сельского хозяйства);
экскурсии на предприятиях поселка (проект «На крыльях мечты»);
конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы:
«Моя Россия», «Моя малая Родина, мой край и мой поселок», «Адрес детства – моё Большеречье», «Навстречу юбилею Победы», «Мир без войны», «Война в истории моей семьи», «И помнит мир спасенный», «К победе шли четыре года», «Мир глазами детей», «Мир дому твоему», «Моя семья в истории поселка», «Моя мама», «Мои дедушка и бабушка», «Права человека глазами школьников» и др.
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
4 класс | |
Классный час «Символика России», (изготовление Герба класса). | Понимание символики государства – Флага, Герба и Гимна России. |
«Будем знакомы, будем друзьями» (день рождения класса). | Знакомство детей с классным руководителем, установление благоприятного микроклимата в классе. |
«Азбука вежливости, или Этикет на каждый день». | Формирование представлений учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения. |
Конкурсы рассказов «Расскажу о хорошем человеке», «Добрые руки человеческой помощи. | Уважительное отношение к людям. |
Посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы. | Развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки. |
Акции помощи ветеранам, пожилым, людям, детям приюта. | Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, пробуждение эмпатии, чувства сопричастности |
Конкурс плакатов «Передай добро по кругу», «Я хочу помочь людям», «Твори добро». | Создание соответствующего эмоционального настроя на участие в Весенней Неделе Добра, пробуждение чувства сопричастности, желания принять участие в акции. |
Конкурсная программа «Твои права». | Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. |
Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя Россия», «Моя малая Родина, мой край и мой поселок», «Адрес детства – моя Башкирия» | |
Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи: «Откуда начинается мой род», « Летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»; | Формирование знаний об истории своей семьи, воспитание бережного отношения к традициям своей семьи; воспитание чувства любви и гордости за свою семью |
Семейная гостиная «Семь Я». Знакомство, презентация семей. | Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей |
«Масленицу встречаем» - семейная развлекательная программа. | Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям |
Праздники семьи («Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому») | Воспитание любви и уважения к родителям, к собственному дому. |
Совместные праздники (8 Марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса «Мама года», «Папа года», «Супер-бабушка», «Семья года» и др.) | Создание условий для совместной творческой деятельности учащихся и их родителей |
Выставки творческих работ детского и семейного творчества. | Создание условий для совместной творческой и трудовой деятельности учащихся и их родителей, формирование положительного отношения к совместному труду |
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образованиянового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности.
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
4 класс | |
«Профессия. Я тебя знаю!» Тематический вечер. | Проба своих способностей в различных профессиях. Реклама выбранной профессии. |
Классные часы: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Моя мечта». | Ясное представление о профессиональных требованиях к человеку и его здоровью в соответствии с выбираемой профессией, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии. |
Фотопанорама «Профессии моей семьи». | Расширение знаний о профессиях своей семьи. Развитие творческих способностей. Сплочение семьи при подготовке к выставке. |
Муниципальная выставка творческих работ «Мир моих увлечений». | Развитие творческих способностей, приобщение к трудовой деятельности |
Экскурсии на предприятия посёлка. | Знакомство с приоритетными профессиями предприятий посёлка. |
Оформление мультимедийных презентаций и альбомов «Профессии моей семьи». | Расширение знаний о профессиях своей семьи. Развитие творческих способностей. Сплочение семьи при подготовке к мероприятию. |
2. «Здоровому все здорово» (спортивно-оздоровительное).
- направление, способствующее здоровьесбережению учащихся, их физическому развитию. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ценности:
жизнь во всех её проявлениях;
здоровый и безопасный образ жизни, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье;
экологическая безопасность, экологическая грамотность, экологическая культура, экологическая этика, экологическая ответственность, социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей сред, устойчивое развитие общества в гармонии с природой;
ресурсосбережение.