Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни.

3. Степень включённости родителей (законных представителей) в воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:

· принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

· принцип объективности предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

· принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

1.Тестирование (метод тестов)

В школе применяются такие методики: (ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

2.анкетирование

например: «Анкета для родителей, анкета «Школа глазами родителей». Анкеты по воспитательной деятельности для педагогов, учащихся и родителей.

3.беседа индивидуальные беседы с учащимися и родителями с администрацией школы, классным руководителем, психологом, социальным педагогом

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания определены критерии и показатели эффективности программы:

Критерии Показатели Методики и формымониторинга
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося 1. Освоение образовательной программы 2. Развитие мышления 3. Познавательная активность 4. Сформированность учебной деятельности · Портфолио ученика · Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося 1. Нравственная направленность личности 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду · Уровень воспитанности ученика по методике Шиловой М.И. · Тест оценки реализации личностного потенциала (автор - А.Н.Свиридов)
Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета · Изучение социализированности личности учащегося. ( методика М.И. Рожковой) · Уровень самооценки ученика
Сформированность социальной активности личности 1. Общественная активность школьников · Методика определения общественной активности учащихся ( Е.Н. Степанов) · Методика изучения уровня социализированности личности учащегося
Сформированность общешкольного коллектива 1. Состояние эмоционально- психологических отношений в коллективе. 2. Развитость самоуправления. 3. Сформированностьсовместной, коллективной деятельности. · Уровень развития самоуправления · Уровень развития классного коллектива · Методика социально-психологическойсамоаттестации коллектива · Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе (методика М. И. Рожкова)
Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе 1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) · Анкета напряжённости (для учащихся) · Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым) · Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы (разработана доктором пед. наук Е.Н. Степановым)


Список литературы

1.Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».//Электронная система «Образование»

2.Куркин Е.Б. Модернизация системы воспитательной деятельности школы.//Справочник классного руководителя. – 2013. - №10, стр.4,№11, стр.14, №12,стр.19

3.Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации обучающихся.// Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе.- 2014. - №1,с.93, №2,стр.95

Наши рекомендации