Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы с указанием задач, учитывающих специфику предмета «Иностранный язык», даны в Таблице 1.

Таблица 1

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы

На уроках ИЯ с конкретизацией задач по годам обучения

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; любовь к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность. · любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России · уважительное отношение к родному языку · осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран · стремление достойно представлять родную культуру · знание правил поведения в классе, школе, дома · отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь, достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших. · элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения · различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений, анимационных фильмов и телевизионных передач · почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи · уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим · представление о дружбе и друзьях · внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке · этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей · стремление иметь собственное мнение · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами · вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей; бережливость · уважение к труду и творчеству старших и сверстников · первоначальные навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов · элементарные представления о роли знаний в жизни человека; и общества · расширение познавательных потребностей · умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда других людей
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое; здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни. · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении  
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология.   · развитие интереса и ценностного отношения к природе · бережное отношение к животным, домашним питомцам  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество. · умение видеть красоту природы, труда и творчества · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам · интерес к занятиям художественным творчеством · стремление творчески выражать себя в учебной деятельности  
7.Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран. Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм. · интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран · элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников; · уважительное отношение к чужому мнению · потребность и способность представлять культуру родной страны · участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению




Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность. · представление о символах государства – флаге России, флаге субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение · любовь к школе, своему селу, городу, народу, России · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним · уважительное отношение к родному языку · осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран · потребность и способность представлять собственную культуру · первоначальные представления о правах человека · первоначальные представления о правилах поведения в школе, в общественных местах, на природе · отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей  
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших. · элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения · уважительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, семейным ценностям и традициям; · уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим · этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей · представление о дружбе и друзьях · внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям · стремление устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами · различение положительных и отрицательных героев, хороших и плохих поступков, способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений  
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей; бережливость. · уважение к труду и творчеству старших и сверстников · первоначальные навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов · элементарные представления о роли знаний в жизни человека и общества · познавательные потребности; потребность расширять кругозор; любознательность · умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий · умение соблюдать порядок на рабочем месте, в доме · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда других людей
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое; здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни. · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях · стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология. · интерес к природе и природным явлениям · бережное отношение к растениям и животным · потребность и стремление ухаживать за домашними питомцами · чувство ответственности за жизнь и здоровье домашних питомцев  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество. · умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам · интерес к занятиям художественным творчеством · стремление выражать себя в творческой деятельности · стремление к опрятному внешнему виду
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран. Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм. · интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран · элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников · воспитание уважительного отношения к чужому мнению · потребность и способность представлять культуру своей страны · стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; любовь к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность. · знание традиций/правил своей семьи и школы, бережное отношение к ним · любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России · уважительное отношение к родному языку · осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран · чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры · стремление достойно представлять родную культуру · знание правил поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице · отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей  
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь, достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших. · элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения · различение хороших и плохих поступков, стремление избегать совершения плохих поступков · почтительное отношение к родителям · уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим · этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке · стремление иметь собственное мнение · знание правил вежливого поведения, правил речевого этикета, умение пользоваться «волшебными» словами    
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей; ответственность; бережливость. · уважение к труду и творчеству старших и сверстников · первоначальные навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов · представления о важности роли знаний в жизни человека и общества · желание познавать мир, расширять кругозор, проявлять любознательность · элементарные представления об основных профессиях · умение проявлять дисциплинированность, последовательность, самостоятельность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий · умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время · умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам · стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда других людей  
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое; здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни. · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях · стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология. · интерес к природе и природным явлениям · бережное отношение к растениям и животным · потребность и стремление заботиться о домашних питомцах · чувство ответственности за жизнь и здоровье домашних питомцев  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество. · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам · интерес к занятиям художественным творчеством · стремление выражать себя в различных видах творческой деятельности  
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран. Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм. · интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран · элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников · воспитание уважительного отношения к чужому мнению · потребность и способность представлять культуру своей страны · стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению

Содержание воспитательного аспекта имеет и другой – деятельностный план: его составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам относятся:

· тексты различной направленности:

– тексты (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, художественные тексты, стихи, песни, поговорки, пословицы и т. п.), дающие элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте и других нравственных категориях;

– тексты, (образцы детского фольклора в том числе) и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об эстетических идеалах и художественных ценностях;

– тексты, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, занятиям физкультурой и спортом;

– тексты, воспитывающие любовь к природе, к представителям животного и растительного мира России и других стран, учащие заботливому отношению к животным;

· упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется элементарное представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;

· рубрика “Culture Notes”, поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно этических норм;

· упражнения креативного характера (под рубрикой “My friend”) и др., способствующие развитию воображения, побуждающие учащихся к творческой деятельности (рисование, раскрашивание, создание собственной книги и т. д.);

· задания под рубрикой “Do a Project”, вовлекающие младших школьников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как к творческой деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде, в творчестве;

· сказочные персонажи, на примере поступков и черт характера которых учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков и т. д.;

· иллюстративная наглядность, знакомящая учащихся с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;

· воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые подробными методическими рекомендациями в Книге для учителя;

· поведение учителя на уроке, согласно методическим рекомендациям в Книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.

Триада «материалы – технология – учитель» является залогом успешной реализации воспитательного аспекта, то есть овладения ценностями, составляющими мировосприятие, мироощущение, миропонимание и мировоззрение человека.

Содержание развивающего аспекта

Сущность развивающего аспекта иноязычной культуры (ИК) заключается в том, что он направлен на развитие в индивидуальности ученика (как индивида, субъекта деятельности, личности) таких её свойств, сторон, механизмов, которые играют наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения, а следовательно, и для становления индивидуальности и превращения её в homo moralis.

Развивающий аспект обучения ИК направлен главным образом на достижение личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык» в начальной школе.

Содержание развивающего аспекта ИК включает в себя:

1. Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению ИЯ.

Линия УМК «Английский язык» даёт возможность развивать три вида мотивации: познавательную, ситуативно-коммуникативную и мотивацию успеха.

Средства развития познавательной мотивации:

· Стратегия «Культура через язык, язык через культуру», которая заключается в том, что сначала всегда предъявляется факт культуры. На нём основано всё содержание урока. На его основе происходит овладение языком. На него опираются и развитие, и воспитание. В процессе речевой деятельности ученик не просто знакомится с фактом культуры, а глубже познает его, чувствует и понимает.

· Полиаспектные упражнения. Полиаспектные упражнения это упражнения, в которых имеют место все четыре аспекта иноязычной культуры: познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный, учебный. Главная отличительная особенность полиаспектного упражнения состоит в том, что оно строится на специально отобранном факте культуры (отсюда и возникает предпосылка для появления познавательного интереса), при обсуждении которого учащимся предлагается ряд заданий, обеспечивающих не только овладение языковым материалом, но и реализацию всех аспектов иноязычной культуры.

· Экспозиции к упражнениям, то есть такое вступление к упражнению (высказывание учителя), которое вводит ученика в ситуацию общения. Функции экспозиции: мотивировать учащихся к беседе, настроить на общение, вызвать необходимые ассоциации с темой, актуализировать имеющиеся в опыте учащихся знания, способствующие восприятию информации, служить логическим переходом от одного упражнения к другому.

· Лингвострановедческий справочник, цель которого пояснить или расширить лингвострановедческие знания учащихся о предъявляемых на страницах учебника понятиях и реалиях. Обращение к лингвострановедческому справочнику способствует не только повышению познавательной мотивации, но и развивает у учащихся УУД, необходимые для работы со справочной литературой.

· Малые литературные формы (стихи, песни, рифмовки, считалки, скороговорки и т. п.), которые являются эффективным средством воздействия на эмоциональную сферу учащихся и помогают учителю превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное занятие, вовлечь в учебный процесс учащихся с разными уровнями подготовленности.

· Электронные приложения к учебникам, которые содержат много дополнительной страноведческой информации в первую очередь в специально разработанной рубрике «Это интересно».

· Дополнительные материалы для развития познавательного интереса, представленные на сайте интернет-поддержки к линии УМК «Английский язык» (www.prosv.ru/umk/we).

Средства развития ситуативно-коммуникативной мотивации:

· Сюжетная организация содержания, при которой каждый урок представляет собой звено в сюжетной линии. Учащиеся постоянно включены в игру, сказку и т. п., где им приходится решать разнообразные игровые, познавательные, поведенческие и другие задачи.

· Условно-речевые упражнения,то естьупражнения, предназначенные для формирования речевых навыков и навыков общения. По характеру эти упражнения речевые (у каждого своя речевая задача) и ситуативные (оба собеседника понимают, о чём идёт речь), но по организации они условны, так как в установке к упражнению учитель обусловливает (задаёт) определённую задачу. Установки могут быть разными, в зависимости от стадии формирования навыка.

· Интерактивный характер упражнений и постоянная смена речевых партнеров: кроме общения с учителем и друг с другом учащиеся общаются со сказочными персонажами, героями литературных произведений, мультфильмов, с британскими сверстниками, вымышленными героями.

· Разнообразные игры: “Follow the Leader”, “Foley Artist”, “Alphabet Race”, “Word train”, “Bingo”, “I spy with my eye” и др. (всего более 50 игр).

· Учёт свойств личности учащихся, «питающих» их речевую деятельность из:

– контекста деятельности, то есть совокупности явлений, событий, происходящих в тех видах деятельности разных сфер действительности, к которым человек причастен благодаря принадлежности к тому или иному коллективу или социуму (общественные поручения ученика, помощь по дому, кружки и спортивные секции, любимые телепередачи, книги и т. п.);

– личного опыта, что стимулирует общение, заставляет человека обмениваться впечатлениям, советовать, убеждать, предупреждать и т. д.;

– сферы желаний, интересов и способностей (сферы ЖИС), которые служат неиссякаемым источником коммуникативной мотивации. Таковым их делают, по крайней мере, два важных свойства: во-первых, то, что интересы относятся к мотивирующей сфере нашего сознания; во-вторых, то, что интересы удовлетворяются главным образом в двустороннем общении людей;

– эмоционально-чувственной сферы, которая является катализатором, содержанием человеческого общения;

– мировоззрения, которое является интегративным и генерализирующим свойством личности. Мировоззрение тесно связано с речевой деятельностью человека и чаще всего проявляется в двустороннем общении, взаимодействии людей. Научить отстаивать свои взгляды, убеждения при общении с зарубежными сверстниками – одна из главных задач иностранного языка как образовательной дисциплины;

– статуса личности, то есть положения, которое ученик занимает в системе межличностных отношений. От этого зависит его общее «эмоциональное благополучие» и удовлетворённость в общении. Без учёта статуса личности школьника учителю невозможно рационально распределить время для обучаемых, индивидуализировать свои контакты с учениками и учеников друг с другом, то есть создать должный психологический климат общения, который способствовал бы подключению личностных свойств к речевой деятельности учащихся.

Адекватное использование средств развития познавательной и ситуативно-коммуникативной мотивации способствует преодолению такого важного противоречия процесса раннего обучения ИЯ, как противоречие между желанием взрослых как можно раньше приобщить ребёнка к изучению ИЯ и отсутствием у младших школьников реальной потребности в овладении иноязычным общением.

Средства развития мотивации успеха:

· Отбор и использование на начальном этапе только коммуникативно-ценного материала, который даёт возможность учащимся удовлетворить потребность в элементарном общении на ИЯ: назвать своё имя, узнать имя собеседника, поприветствовать, попрощаться, предложить поиграть, пойти куда-то и т. д.

· Дозированная подача коммуникативно-ценного речевого материала и организация неспешного (адекватного) темпа его усвоения, доступного для всех учащихся класса.

· Повторяемость речевого материала, когда многократное повторение какого-либо речевого действия ведет к автоматичности и легкости его выполнения, что, в свою очередь, обеспечивает возникновение мотивации успеха. Для подлинного повторения, а точнее для многократного использования какого-либо материала в различных условиях необходимо соблюдение принципа новизны – одного из ведущих принципов.

· Посильные задания, содержащие учебный материал, который вполне доступен учащимся и в то же время достаточно информативен. Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом. Выполнение каждого последующего упражнения подготовлено предыдущими упражнениями, а домашнее задание – всем ходом урока.

· Заключительные внеклассные мероприятия, позволяющие учащимся продемонстрировать их успехи в овладении ИЯ, и осознавать себя успешными учениками.

· Итоговые творческие проектные задания. Организация проектной деятельности предоставляет возможность каждому ученику, даже самому слабому в языковом отношении и менее активному в психологическом плане, участвовать самостоятельно или совместно с другими учащимися в работе по выполнению проекта, продемонстрировать свои успехи и проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность.

Использование перечисленных выше средств позволяет преодолеть противоречие между ожиданием ребенка быстро и легко овладеть ИЯ и необходимостью долго и упорно трудиться.

2. Развитие языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов.

УМК “English 2–4” позволяют учитывать разный уровень готовности младших школьников к овладению ИЯ и развивать способности, необходимые для успешного обучения.

Линия УМК «Английский язык» предоставляет возможность для развития у учащихся начальной школы:

языковых способностей к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации,к догадке, к выявлению языковых закономерностей,к выявлению главного,к логическому изложению;

психических процессов и функции:восприятие, мышление,такие качества ума, как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность,память,внимание,творческие способности и воображение;

способностей к решению речемыслительных задач: формулирование выводов, выстраивание логической/хронологической последовательности, структурной и смысловой антиципации, дополнение, перефразирование, трансформация и т. д.

Для развития языковых, речемыслительных способностей, психических функций и процессов используются следующие средства:

· комплексный подход к овладению речевым материалом, позволяющий компенсировать недостающие способности, благодаря работе всех анализаторов;

· различные виды опор (транскрипция, транслитерация, логико-синтаксические схемы, грамматические схемы (таблицы), текст аудиозаписи, иллюстративная наглядность и т. п.), компенсирующие недостающие способности;

· альтернативные варианты выполнения упражнений, необходимость в которых возникает, когда упражнение из учебника приходится использовать в классе с учениками разного уровня обученности и разными способностями;

· правило отсроченного результата, которое допускает индивидуальные сроки овладения материалом учащимися с разными способностями;

· дополнительные упражнения, необходимость в которых возникает чаще всего в двух случаях: ученикам со слабыми способностями и низким уровнем обученности они нужны для того, чтобы усвоить программный материал, сильным учащимся – для того, чтобы не терять время, когда учитель работает с менее подготовленными учениками.

3. Развитие специальных учебных умений и универсальных учебных действий.

Особое внимание в рамках развивающего аспекта в соответствии с требованиями ФГОС-2 уделяется работе по овладению СУУ и УУД:

Учащиеся овладевают следующими СУУ:

– работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;

– пользоваться справочным материалом: англо-русским словарём, русско-английским словарём, грамматическим справочником, лингвострановедческим справочником;

– пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планом и др. для построения собственных высказываний;

– пользоваться электронным приложением;

Учащиеся овладевают следующими УУД:

– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной, понимать последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, осуществлять словообразовательный анализ слова, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы, составлять текст по аналогии;

– рационально организовать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т. п.);

– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, вести диалог, учитывая позицию собеседника, а также работать самостоятельно;

– планировать и осуществлять проектную деятельность;

– выполнять задания в различных тестовых форматах, оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности;

– работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий).

В УМК для начальной ступени заложена программа по развитию СУУ и УУД.

В качестве средств развития СУУ и УУД используются различные виды упражнений и памяток (Learning to Learn Notes). Памятка, как специальное средство развития СУУ и УУД представляет собой вербальную модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие наиболее рациональным образом.

Технология работы с памяткой зависит от её вида. В УМК “English

2–4” разработаны и используются следующие виды памяток:

· Памятка-алгоритм – предлагает строго фиксированную последовательность операций.

· Памятка-инструкция – предлагает желаемую последовательность операций, но ученику даётся возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.

· Памятка-совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.

· Памятка-показ – даёт пример выполнения задания.

· Памятка-стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив.

Все памятки можно условно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководствомучителя. Цель второй группы памяток – научить учеников работать над языком самостоятельно (дома).

4.Развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

В учебниках каждый урок имеет своё название, которое отражает лексический, грамматический материал и содержание урока. Каждый урок заканчивается вопросом What is the title of the lesson?, который помогает осознать цели и задачи урока. В 4-ом классе каждый цикл начинается со страницы, которая знакомит с содержанием цикла и позволяет видеть перспективы работы.

5.Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учебники для начальной школы имеют специальные разделы Consolidation для повторения и обобщения лексико-грамматического материала, а также специальные разделы Test Yourself, которые позволяют учащимся проверить и оценить свои знания и умения по всем видам речевой деятельности. Кроме того в УМК входит пособие для учащихся «Контрольные задания. 2–4 классы», которое содержит четвертные и годовые контрольные работы.

6. Овладение различными способами поиска материала, сбора, обработки, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Учебники включают в себя следующие справочные материалы: грамматический справочник, лингвострановедческий справочник, англо-русский словарь, таблицу соответствий английских и русских звуков (2 класс) и приложение «Читаем по правилам» (4 класс), что позволяет учащимся осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации.

Содержание учебника расширено в мультимедийных приложениях, которые содержат: нагля

Наши рекомендации