Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Кафедра педагогики
Утверждаю Проректор по учебной работе (подпись, расшифровка подписи) “____”______________20.… г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методика воспитательной работы»
Направление подготовки
050400 – Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
Профессиональное обучение (по отраслям)
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Тобольск 2011
Рецензент
Рабочая программа дисциплины «Методика воспитательной работы»/ сост. И.И.Черкасова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. – 13 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) в 5 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" марта 2010 г. № 200.
Составитель ____________________ И.И.Черкасова
23.11.2011 г. (подпись)
ã Черкасова И.И., | |
ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева,2011 |
Содержание
с. | ||
Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………….... | ||
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………….................. | ||
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.................................... | ||
Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………................. | ||
4.1 | Содержание разделов дисциплины ........................................................................................ | |
4.2 | Структура дисциплины ........................................................................................................... | |
4.3 | Лабораторные работы ………………………………………………………………………. | |
4.4 | Практические занятия (семинары) ....………………………………………......................... | |
4.5 | Курсовой проект (курсовая работа) ………………………………………………………... | |
4.6 | Самостоятельное изучение разделов дисциплины …………….………….......................... | |
Образовательные технологии ............................................................................................. | ||
5.1 | Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ... | |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ............................................................................................................................... | ||
6.1 | Образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля ………………………… | |
6.2 | Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы .. | |
6.3 | Рейтинговая оценка знаний студентов …………………………………………………….. | |
6.4 | Примерный перечень вопросов к зачету …………………………………………………... | |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) ......................…………….. | ||
7.1 | Основная литература …………………………………………………………....................... | |
7.2 | Дополнительная литература …………………………………………………....................... | |
7.3 | Периодические издания .....……………………………………….…………........................ | |
7.4 | Интернет-ресурсы .................................................................................................................... | |
7.5 | Методические указания к лабораторным занятиям ………………………………………. | |
7.6 | Методические указания к практическим занятиям (семинарам) ........................................ | |
7.7 | Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ........................................................................................................ | |
7.7.1 | Методические указания к самостоятельному изучению разделов и выполнению дополнительных заданий …………………………………………………………………… | |
7.8 | Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................…………………………………......... | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………….................... | ||
Лист согласования рабочей программы дисциплины …..…………………........................ | ||
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………......................... |
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование системы знаний по общей теории и практике воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении с учетом исторических тенденций и современного развития воспитания и умений по проектированию воспитательных дел и систем.
Задачи курса:
- изучение общей теории воспитания, методологических подходов, а также закономерностей, принципов и методов воспитательной деятельности;
- изучение истории возникновения, становления и развития воспитания, специфики его современного состояния и функционирования в России;
- изучение современных концепций воспитания;
- моделирование и проектирование воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Методика воспитательной работы» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «051000 – Профессиональное обучение (по отраслям)». Трудоемкость курса составляет 3 зачетные единицы.
Основу данной дисциплины составляют фундаментальные знания из области общей педагогики, теории обучения, теории воспитания, педагогических технологий, психологии.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
общекультурных (ОК):
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
профессиональных (ПК):
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные понятия и категории курса;
- содержание воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования;
- психолого-педагогические условия и факторы, обеспечивающие целенаправленное развитие и воспитание личности учащихся;
- методику подготовки и проведения основных форм внеучебной деятельности обучающихся;
уметь:
- формировать банк диагностических методик под конкретную воспитательную задачу;
- осуществлять мониторинг уровня воспитанности обучающихся;
- выбирать и использовать различные средства и методы воспитательного влияния на личность, способствующие развитию личности и коррекции поведения обучающихся;
- проектировать воспитательные процессы и осуществлять основные воспитательные функции;
- анализировать проекты воспитательной работы и воспитательного влияния, применяемые в учебных заведениях системы профессионального образования;
владеть:
– специальной профессиональной терминологией и навыками ее использования в процессе последующей деятельности;
– навыками поиска, сбора, систематизации и обработки информации, необходимой для профессиональной деятельности в области воспитания;
– методами проектирования развития процессов воспитания в конкретных ОУ и оценивать их потенциальные возможности;
– навыками профессиональной аргументации при обосновании своей позиции в той или иной сфере предстоящей деятельности;
– систематизированными теоретическими и практическими педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид работы | Трудоемкость, ч | |
6 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
КСР | ||
Самостоятельная работа | ||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1 | - | - |
Расчетно-графическое задание (РГЗ) | - | - |
Реферат (Р) | ||
Эссе (Э) | ||
Самостоятельное изучение разделов | ||
Контрольная работа (К)2 | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | ||
Подготовка и сдача экзамена3 | ||
Вид итогового контроля (зачет) | экзамен | экзамен |
1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)
2 Только для заочной формы обучения
3 При наличии экзамена по дисциплине
Содержание разделов дисциплины
№ темы | Наименование темы | Содержание тем |
1. | Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования | Цели, задачи, принципы, основные направления воспитания в учреждениях профессионального образования. Сущность и особенности воспитательной деятельности педагогов, основные воспитательные функции. Целеполагание в воспитательном процессе. Методика целеполагания. Проектирование содержания воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования. Критерии эффективности воспитательного процесса. |
2. | Психолого-педагогические условия развития личности | Современные педагогические концепции и модели воспитания и развития личности. Биологические и социальные факторы, влияющие на воспитание и развитие личности. Потребности, интересы, мотивы – основные факторы развития личности. Возрастные, индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся профессиональных учебных заведений, их потребности, интересы, ценности, уровень духовной культуры. Формирование Я-концепции и самооценки учащихся в системе начального и среднего профессионального образования. |
3. | Методика комплексного изучения личности учащегося | Сущность и задачи педагогической диагностики развития личности. Методы изучения учащихся, способы получения и фиксирования диагностической информации об учащихся. Воспитанность учащихся, критерии, показатели и уровни воспитанности. Использование различных диагностических методик в процессе воспитательной работы. |
4. | Методика организации и осуществления воспитательного влияния | Характеристика основных способов и методов организации воспитательного влияния. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методика убеждения. Технологические правила организации убеждающего воздействия. Внушение. Виды внушения. Технологические правила применения внушающего влияния. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Педагогическое требование. Технологические правила предъявления педагогического требования. Роль поощрения и наказания в воспитательном воздействии на личность и группу. Технологические правила организации и осуществления поощрения и наказания. Ситуация успеха. Методика создания ситуации успеха. Технологические правила организации ситуации успеха. Технологии воспитания. |
5. | Методика подготовки и проведения основных форм воспитания | Общая характеристика форм воспитательной работы. Классификация форм. Воспитательная беседа. Сущность, виды, структура. Методика подготовки и проведения беседы. Методика подготовки и проведения собраний учащихся. Методика подготовки и проведения игр, и игровых тренингов.Методика подготовки и проведения диспутов, дискуссий. Методика подготовки и проведения конкурсов. Методика организации и работы кружков и клубов как особых форм жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры. |
6. | Методика формирования коллектива учебной группы | Учебный коллектив как цель и средство воспитания. Личность и коллектив. Развитие индивидуальности в условиях коллектива. Методика диагностики уровня развития учебной группы. Реализация воспитательных функций коллектива. Специфика форм и методов работы с неформальными группами и лидерами. Методика организации социального опыта учащихся в системе общественных отношений. Развитие самоуправления. Органы самоуправления, основные функции, содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию самоуправления учащихся. |
7. | Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся | Понятие «отклоняющееся поведение». Критерии отклоняющегося поведения. Понятие «норма». Виды норм (юридические, дисциплинарные, моральные и др.). Биологическая природа социальных отклонений. Социальные факторы девиантного поведения. Методика диагностики мотивов отклоняющегося поведения. Дезадаптивные формы поведения учащихся. Группы риска. Специфика воспитательной работы с учащимися группы риска. Пути, средства предупреждения девиантного развития личности. Педагогическая реабилитация в системе воспитательной работы. Влияние семьи на поведение детей. Специфика социального воспитания в семье. Типы семейных отношений. Формирование и развитие духовных потребностей в семье; усвоение норм и правил общечеловеческой морали. Психолого-педагогическая культура родителей. |
8. | Методика взаимодействия участников воспитательного процесса | Сущность, основные характеристики взаимодействия. Структура общения. Стили педагогического общения. Типы взаимодействия педагогов и учащихся. Формы взаимодействия педагогов и родителей. Методика конструктивного решения конфликта в воспитательном процессе. |
9. | Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса | Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Этапы планирования работы в коллективе учебной группы. Методика изучения результатов и эффективности воспитательного процесса. Сущность и требования к организации аналитической деятельности. Виды и уровни анализа воспитательной работы. Методика анализа форм внеучебной деятельности учащихся. Методика анализа системы воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования. |
Структура дисциплины
№ темы | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
1. | Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования | - | ||||
2. | Психолого-педагогические условия развития личности | - | - | |||
3. | Методика комплексного изучения личности учащегося | - | - | |||
4. | Методика организации и осуществления воспитательного влияния | - | ||||
5. | Методика подготовки и проведения основных форм воспитания | - | ||||
6. | Методика формирования коллектива учебной группы | - | - | |||
7. | Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся | - | - | |||
8. | Методика взаимодействия участников воспитательного процесса | - | ||||
9. | Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса | - | ||||
Итого: | - |
4.3 Лабораторные работыне предусмотрены.