Роль учительства в истории культурно-образовательной среды региона
Цель: показать роль учительства в истории культурно-образовательной среды региона на основе характеристики образования как отражения экономического, социокультурного, духовного развития общества и изучения опыта и перспектив культурно-просветительской деятельности педагога.
Задачи:студенты должны знать основные подходы современных учёных-педагогов к определению сущности образования; основные виды педагогической деятельности; задачи, формы и методы культурно-просветительской деятельности педагога; условия организации педагогического общения; уметь комментировать основные концептуальные подходы к определению сущности образования; раскрывать содержание основных видов педагогической деятельности; анализировать задачи, формы и методы культурно-просветительской деятельности педагога; проектировать условия организации педагогического общения; анализировать, синтезировать и обобщать информацию, полученную из различных историко-педагогических источников.
Основные понятия: ценности культуры; культурно-просветительская деятельность педагога; педагогическое общение; образовательная среда региона.
Основные документы: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Форма изучения:семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.
I. Теоретическая часть
План
1. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества.
2. Образование как приобщение к ценностям культуры. Культурно-просветительская деятельность педагога - исторический и региональный аспекты. Формы и методы культурно-просветительской работы.
3. Коммуникативная природа педагогической культурно-просветительской деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
Основная литература
1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.
2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.
3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.
4. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.
5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.
6. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие /Сост.С.А.Воронина, Е.Н.Орлова, Е.Ю.Ромашина; Науч. ред. А.А.Орлов. – Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.
7. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.
8. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20
10. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.
11. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.
12. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. mon.gov.ru›Документы›Наша новая школа
14. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/
Дополнительная литература
1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.
2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.
II. Практическая часть
1. Ответьте на вопросы:
1) Как изменения в экономике, социокультурной и духовной жизни общества отражаются на образовании (школьном, профессиональном)?
2) Какие задачи решает педагог в ходе культурно-просветительской работы?
3) Какими способностями должен владеть педагог, чтобы эффективно осуществлять культурно-просветительскую деятельность?
4) Раскройте понятие «ценности культуры».
2. Назовите и охарактеризуйте формы и методы культурно-просветительской работы современного педагога.
3. Соберите материал для тематического портфолио «Культурно-просветительская деятельность педагога - исторический и региональный аспекты» и подготовьте сообщение (аналитический отчёт).
4. Раскройте коммуникативную природу педагогической культурно-просветительской деятельности на примере изучения педагогического наследия Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского или других педагогов (по выбору студента).
5. Проведите мини-исследование на тему «Роль общения в организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса» на примере вашей учебной группы. Желательно использовать результаты наблюдения, опроса или анкетирования студентов и преподавателей. Подготовьте по этой теме сообщение и презентацию.
Тема 13.