Семинар 5. Проблемы деятельности воспитателя (классного руководителя)

Семинар 1. Содержание воспитания

Содержание, формы и методы эстетического воспитания.

Сформулировать задачи, определить содержание эстетического воспитания.

Определить взаимосвязь эстетического, нравственного, физического и других видов воспитания в развитии личности. Показать возможности видов эстетической деятельности в гармонизации личности.

Найти в литературе примеры организации эстетической деятельности детей (проанализировать используемые формы, методы).

Подготовить фрагмент дела с использованием средств эстетической деятельности.

Литература:

1) Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание// Новое педагогическое мышление. М.,1989.

2) Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы// Новое педагогическое мышление. М.,1989.

3) Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.,1987.

4) Неменский Б.М. Культура – Искусство – Образование. М.,1993.

5) Прасолова Е.Л. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). М.,1987.

Содержание, формы и методы экологического воспитания.

Сформулировать задачи, определить содержание экологического воспитания школьников.

Определить взаимосвязь экологического, нравственного, эстетического воспитания.

Найти в литературе примеры организации экологического воспитания (проанализировать используемые методы, формы, средства).

Разработать проект экологического воспитания детей.

Литература:

1) Букин В.К., Малышевский А.Ф. Человек в мире и мир человека. Проблемы экологического воспитания в школе. М.,1992.

2) Шебек Ф. Вариации на тему одной планеты. Будапешт,1992.

3) Соколов А.Б. У истоков планетарного мышления. Мн.,1996.

Содержание, формы и методы физического воспитания.

Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы физического воспитания детей. Найти в литературе примеры организации физического воспитания детей.

Определить условия эффективности физического воспитания детей.

Разработать проект физического воспитания детей в педагогической системе (школе, детском саду, др.)

Литература:

1) Герасимова Г.Н. Физическая культура в жизни молодежи// Педагогика.1990. №3.

2) Лакалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога// Вопросы психологии. 1989. №3.

3) Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.

4) Крупенина Д.С. Как сформировать у подростка потребность в здоровом образе жизни: практические рекомендации педагогам и родителям. Воронеж, 1998.

Содержание, формы и методы трудового воспитания.

Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы трудового воспитания детей.

Найти в литературе примеры организации трудового воспитания.

Определить условия эффективности трудового воспитания ребенка в семье и в школе.

Разработать «методическую копилку» по трудовому воспитанию в школе, детском саду.

Литература:

1) Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Мн.,1988.

2) Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М.,1987.

3) Сухомлинский Ш.А. Павлышская средняя школа// Избр.пед.соч.:В 3 т.Т.2.

4) Ганин В.А. Школа семейного воспитания. М.,1999.

Содержание, формы и методы полового воспитания.

Используя литературу, охарактеризовать особенности развития половых чувств у детей в разных возрастных периодах.

Сформулировать задачи, определить содержание, формы и методы полового воспитания детей.

Найти в литературе ситуации, отражающие различные воспитательные позиции педагога к проблемам развития половых чувств детей. Определить наиболее успешные модели педагогической позиции в проблемных ситуациях.

Литература:

1) Блонский П.П. Очерки детской сексуальности// Блонский П.П. Избр. Педаг.и психол. Соч: В 2-х т.т. М.,1979, Т.1.

2) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996.

3) Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

4) Кле М. Психология подростка (Психосексуальное развитие): Пер. с фр. М.,1991.

5) Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.,1986.

Семинар 2. Психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе становления и воспитания субъек­та

1. Описать психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе становления и воспитания субъекта,дать характеристику и привести примеры.

2. Механизм идентификации. Подражание. Использование механизма идентификации в процессе социа­лизации ребенка.

3. Механизм драматизации. Конденсация переживаний. Использование драматизации в педагогическом процессе.

4. Механизм сублимации. Проблемы развития и творчества.

Литература:

Драгунский. Где это видано, где это слыхано. //Денискины рассказы.

Бредбери Р. Знали, чего хотят. //Тени грядущего зла: Роман, рассказы /Пер. с англ. - СПб.: Северо-Запад, 1992.-608 с.

Выготский Л.С. Понятие о сублимации. Психологические предпосылки совместного воспитания.//Педагогическая психология. - М.,1992.

Семинар 5. Проблемы деятельности воспитателя (классного руководителя).

Подготовить историческую справку об институте классного руководителя.

Дать обобщенный анализ системы деятельности классного воспитателя (цель, содержание, система отношений, эффективность.

Опираясь на литературу и школьный опыт, дать сравнительную оценку деятельности классных руководителей.

Подготовить тезисы для дискуссии по проблеме места и роли воспитателя (классного руководителя) в педагогической системе.

Литература:

1) Иванов А.В. Исторический очерк по становлению и развитию института классного руководства в России// Вестник образования, 1992. №1.

2) Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М.,1992.

3) Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.,1986.

4) Поляков С.Д. Школа: поиск в пути: Из опыта работы. М.,1989.

5) Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу –экспериментатору, классному руководителю. М.,1992.

Семинар 6. Методы воспитания

Задание:

1. Раскрыть сущность одного из методов воспитания: убеждения, упражнения, игры, стимулирования и коррекции (направленность метода, формы проявления, приемы реализации, издержки, педагогические ситуации).

2. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике. Критерии выбора методов обучения: соответствие целям и задачам обучения, содержанию учебного материала, возрастным особенностям и индивидуальным различиям школьников

3. Сущность и содержание основных методов обучения.

Литература:

Харламов И.Ф. Педагогика. - М, 1990. стр. 318-340

Макаренко А.С. Методика воспитательной работы //Лед. соч.: В. 8 т. - М., 1984, Т.1. стр.177-330

Наши рекомендации