Введение» курсовой работы

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Методические рекомендации к написанию

и оформлению курсовой работы

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Уфа – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема курсовой работы……………………………………………………...3
  1. Введение курсовой работы………………………………………………...5
  1. Обработка научной информации………………………………………….9
  1. Заключение курсовой работы…………………………………………….11

Приложение 1. Оформление титульного листа………………………………...12

Приложение 2. Оформление оглавления курсовой работы…………………...13

Приложение 3. Оформление введения курсовой работы……………………...15

Приложение 4. Оформление пункта 1.1………………………………………...18

Приложение 5. Оформление пункта 1.2………………………………………...21

Приложение 6. Оформление пункта 1.3………………………………...............23

Приложение 7. Оформление заключения курсовой работы…………..............25

Приложение 8. Примеры оформления списка литературы……………………27

Приложение 9. Требования к оформлению курсовой работы………………...28

Приложение 10. Оформление списка сокращений…………………………….29

ТЕМА» курсовой работы

Исследование начинается с постановки проблемы. Чтобы определить научную проблему, надо хорошо знать современное состояние науки и потребности практики. Как правило, студент еще не обладает такими знаниями, поэтому ведущая роль в определении

проблемы принадлежит научному руководителю. В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований.

Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов.

Определив тему, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Часто понятия «тема» и «название» используют как синонимы. Эти два понятия действительно отражают почти одно и то же. Тема отражает суть исследования, его основное направление.

Название – это конкретизация темы, точная формулировка того, что сделано в исследовании. В начале исследования определяется тема как более широкое понятие, а уже потом, когда будет решен вопрос, в чем будет заключаться работа, - формулируется название.

Название – это «визитная карточка» работы. Отражение в нем смысла исследования – признак хорошей научной работы. Если название не соответствует содержанию работы, то это говорит об отсутствии у студента четкого представления о смысле исследования или о его небрежном отношении к работе.

НАЗВАНИЕ курсовой работы должно включать:

1. Проблему (формирование…; обучение…; воспитание…; развитие…; предупреждение…; использование…; обогащение…; влияние…; ознакомление…; изучение…; педагогические условия… и т.п.).

2. Возраст детей (например, дети 6 года жизниили 6 лет, но не старшего дошкольного возраста, т.к. дети подготовительной группы имеют отличные от старшей группы ЗУН).

3. Пути и формы решения проблемы (в процессе…; с использованием…; на материале…; в условиях ДОО…; в организованной образовательной деятельности…; на занятиях по… и т.п.).

Примерные варианты названий курсовых работ:

* Развитие логического мышления у детей 7 года жизнив процессе обучения решению арифметических задач.

* Воспитание положительных нравственных качеств у детей 5 лет на материале русских народных сказок.

* Обогащение словаря детей 4 года жизнив процессе ознакомления с предметным миром.

* Формирование пространственных ориентировок у детей 6 лет с использованием дидактических игр и упражнений математического содержания.

* Ознакомление детей 5 года жизнис творчеством К.И.Чуковского в организованной образовательной деятельности ДОО.

* Воспитание гендерной культуры у девочек подготовительной группы в условиях ДОО.

* Воспитание детей 6 лет в процессе ознакомления с произведениями Л.Н.Толстого.

* Ознакомление детей 5 года жизнис произведениями декоративно-прикладного искусства на занятиях по изобразительной деятельности.

* Воспитание у детей 7 года жизнипривычки к ЗОЖ на занятиях по физической культуре.

* Формирование экологических знаний у детей 5 лет в процессе организации наблюдений на прогулке в условиях ДОО.

* Педагогические условия организации познавательного общения с детьми 6 лет в условиях ДОО.

* Воспитание у детей 5года жизни уважения к старшему поколению семьи.

* Организация работы ДОО с родителями в период подготовки детей к школе.

* Педагогические условия использования учебно-наглядных пособий для детей в образовательной практике ДОО.

* Оказание родителям консультативной помощи в подготовке детей к школе.

* Взаимодействие ДОО и семьи в патриотическом воспитании детей 7 года жизни.

* Воспитание отзывчивости у детей 4 года жизни в сюжетно-ролевой игре.

* Сотрудничество педагогов и родителей в развитии коммуникативной компетентности детей 7 года жизни.

* Использование художественной литературы как средства обогащения нравственных представлений у детей 5 года жизни.

* Использование игровых технологий в обучении детей 6 лет.

* Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3 лет в условиях ДОО.

* Особенности педагогического взаимодействия с детьми 6 лет в самостоятельной деятельности в условиях ДОО.

* Особенности применения методов интерактивного обучения в работе с детьми 7 года жизни в условиях ДОО.

* Использование поисковой деятельности для активизации познавательных вопросов у детей 7 года жизни.

* Формирование исследовательских умений у детей 6 лет посредством экспериментирования.

* Развитие познавательной активности детей 6 лет средствами познавательных игр. * Развитие вопросительной активности младших дошкольников в ходе познавательного общения.

* Формирование исследовательских умений детей 6 лет в проектной деятельности. * Изучение особенностей развития любознательности детей 5 лет в условиях ДОО. * Формирование полиэтнической культуры детей 7 года жизни в организованной образовательной деятельности ДОО.

* Интеграция логико-математического и речевого развития детей 6 летв условиях ДОО. * Использование арт-педагогики и профилактика здоровья детей 6 лет средствами искусства.

* Физическое развитие детей 6 лет и приобщение их к ЗОЖ в условиях ДОО.

* Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии детей 5 лет.

* Развитие математических представлений у детей 6 года жизни на материале познавательных сказок математического содержания.

* Развитие связной речи как средства коммуникативной компетентности детей 7 года жизни в организованной образовательной деятельности ДОО.

ВВЕДЕНИЕ» курсовой работы

(Указанная ниже нумерация пунктов в самом тексте курсовой работы не указывается, ответы на эти пункты введения просто начинаются с красной строки).

1.Актуальностьисследования – необходимость понять, зачем нужно изучать данную проблему, для чего нужны изыскания в этом направлении, что могут дать результаты исследования для теории и практики обучения и воспитания дошкольников.

2. Практическая актуальность исследования (противоречие – с одной стороны актуальность темы не вызывает сомнений, а с другой стороны):

а) показать недостатки в обученности, воспитанности детей, которые следует устранить (это констатация того, что меня не устраивает);

б) оценка качества педагогического процесса – показать недостатки в образовательном процессе, которые привели к недостаткам в уровне обученности и воспитанности детей.

3.Научная актуальностьтемы – показать степень разработанности проблемы в теории, на практике, указать на недостаточно изученные аспекты, предварительно сгруппировав изученную литературу (педагогическая, психологическая, методическая).

4.Объектисследования – это педагогическое пространство (процесс, явление, область), в границах которого содержится то, что именно будет изучаться.

Объектом исследования в сфере дошкольного воспитания могут выступать: педагогический процесс; система работы в ДОО по данной проблеме; деятельность педагога в определенных условиях и направлениях; деятельность воспитанников во всем многообразии; взаимодействие ДОО и семьи; система подготовки специалистов по…

Например, объектом исследования является:

* педагогический процесс в ДОО, направленный на …(тема);

* образовательный процесс по физической культуре в ДОО;

* связная речь дошкольников;

* экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

* культура речевого общения дошкольников;

* образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОО.

5. Предметисследования – это конкретная часть объекта, это конкретизация того, на что направлено воздействие (предмет находится внутри объекта, именно на него направлено исследование).

Точное определение предмета конкретизирует деятельность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное». Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования (раскрывает ее).

Предметом могут выступать: содержание образования воспитанников в области…; формы и методы деятельности педагога, организующего…; пути и средства, факторы совершенствования обучения и воспитания детей в процессе…

Например:

ТЕМА исследования – развитие связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

ОБЪЕКТ исследования – связная речь дошкольников.

ПРЕДМЕТ исследования – использование разнообразных методов и приемов развития связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

6.Цельисследования – это прообраз будущего результата, т.е. ответ на вопрос, что я хочу получить в конце своего исследования.

Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование (теоретическое)…, аспект (историко-современный)…, основы (теоретические)…; проверка (экспериментальная)…, разработка…, система работы…и т.п.

Например:

ЦЕЛЬ исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы работы по развитию связной речи у детей 6 лет.

7.Гипотезаисследования – это научное предположение. В описании актуальности исследования была определена проблема. Теперь необходимо выдвинуть предположение, как ее можно решить. Гипотеза и есть предположение, догадка, представляющая собой возможный ответ на вопрос о решении проблемы. Однако проблема – очень широкое понятие, которое конкретизируется в предмете исследования. Поэтому гипотеза – это предположение о путях преобразования предмета исследования, о создании условий для его развития и совершенствования (желательно представить одно утверждение и 3 – 4 предположения).

Например:

организация занятий по обучению рассказам из личного опыта позволит повысить эффективность процесса развития связной речи у детей 6 лет, если:

а) вести диагностику уровня сформированности связной речи;

б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей 6 лет;

в) внести изменения в организацию и содержание занятий по обучению рассказыванию;

г) создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения словаря детей;

д) объединить работу педагогов и родителей для решения данной проблемы.

8. Задачиисследования – это шаги по достижению цели. Описание их решения должно составить содержание глав исследования (количество задач совпадает с количеством пунктов оглавления).

Задачи начинаются с глаголов (формулируются в виде поручений): изучить, описать, установить, выявить, определить, проанализировать и т.п.

Например:

ЗАДАЧИ исследования:

1. Предложить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Раскрыть этапы развития связной речи у дошкольников (или – раскрыть особенности восприятия детьми 6 лет произведений художественной литературы).

3. Описать процесс развития связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

4. Провести диагностику уровня сформированности связной речи у детей экспериментальной группы.

5. Организовать опытно–экспериментальную работу по теме исследования.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы с детьми.

9.Методыисследования. Необходимо перечислить теоретические и практические (эмпирические) методы, которые будут использованы в исследовании.

Например:

МЕТОДЫ исследования:

теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение,

моделирование, классификация, систематизация, обобщение;

эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, беседа,

тестирование, рейтинг, самооценка, изучение передового

опыта, эксперименты (констатирующий, формирующий,

контрольный), занятия, дидактические игры и т.п.

10. Этапы исследования:

1 этап (указать учебный год) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной проблеме научной литературы;

2 этап (указать год) – разработка содержания, форм, методов и приемов работы по…(тема); проведение опытно-экспериментальной работы; обработка и анализ результатов.

11. Практическая значимостьисследования – это возможность использования его результатов в практике образовательного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего определяется практическая значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования.

В курсовой работе нужно указать, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Например:

предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику ДОО для подготовки воспитателями докладов к педагогическим советам, семинарам-практикумам по теме «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста», консультаций для родителей и т.п.

12.Структуракурсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 (4) параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.

Наши рекомендации