Консультация по проблеме. «Воспитательная работа классного руководителя»
«Воспитательная работа классного руководителя»
В чем видится назначение классного руководителя
как главного воспитателя в современных условиях?
В условиях современной школы классный руководитель – центральное лицо в системе воспитательной работы. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира их интересов и увлечений, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель по духу, а не по букве, реализующий свою профессиональную роль.
Цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание наилучших условий для разностороннего развития школьника. Ориентация на главную цель воспитания определяет объекты внимания классного руководителя.
Первым объектом внимания является создание воспитывающей среды:
– сплочение ученического коллектива;
– формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в классе;
– организация взаимодействия с малым педагогическим коллективом – группой учителей, работающих с классом;
– связь с детскими учебно-воспитательными внешкольными учреждениями, где на досуге занимаются школьники;
– работа с семьями учащихся;
– создание и коррекция воспитывающей предметной среды, окружающей учащихся в школе и вне ее.
Во-вторых, классный руководитель организует процесс воспитания учащихся, включая их в разнообразные виды внеурочной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Причем, предпочтительно эта деятельность должна быть коллективной и творческой, с максимальной игровой инструментовкой.
В-третьих, объектом внимания классного руководителя является развитие индивидуальности школьника в условиях коллективной творческой деятельности. Для этого он изучает детей и классный коллектив, имея для себя специальный «пакет школьных методик», организует индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказывает педагогическую поддержку и помощь в решении конкретных проблем воспитанника.
И, наконец, в-четвертых, в обязанности классного руководителя входят чисто функциональные действия: планирование и учет учебно-воспитательной работы, проверка ученических дневников, ведение классного журнала, оформление личных дел учащихся, при необходимости – написание характеристик.
Следовательно, обязанности классного руководителя сосредоточены вокруг:
1) организации в классе учебно-воспитательного процесса, включения воспитанников в личностно и общественно значимую деятельность как источник опыта жизни;
2) гуманизация отношений в детском коллективе, корректировка межличностных связей;
3) оказания помощи ребенку в решении личных проблем (увидеть «скрытый период заболевания»: неприязнь к учителю, предмету, озлобление на окружающих, соблазн прогулять урок или последствия этих явлений: конфликты с учителями, родителями, сближение с себе подобными школьниками – «изгоями» и т.д.);
4) установления контактов с родителями, оказания им помощи в воспитании детей, организации взаимодействия по созданию благоприятных условий развития детей;
5) повышения своего профессионального уровня (участие в методических совещаниях, семинарах, самообразовательная работа по овладению новыми технологиями работы с классом и т.д.).
Какие требования нужно соблюдать,
планируя работу в классе?
В школе, как известно, имеется большое количество планов, начиная с общешкольного, заканчивая планом подготовки и проведения отдельного мероприятия (педагогического совета, родительского собрания, экологической акции и т.д.). Среди этих планов особая роль принадлежит плану работы классного руководителя. В сущности, это обоснованная программа жизнедеятельности классного коллектива, это подготовленный проект, указывающий содержательные ориентиры работы с классом, определяющий порядок, объем, временные границы этой работы.
В то же время не следует идеализировать план как таковой. Практика показывает, что порой у классного руководителя план объемный, составленный к нужному сроку и с учетом методических требований, но это план «ради плана», поскольку большая часть планируемых дел не проводится. В этом случае к плану относятся как к административному требованию, а процесс планирования ограничивают рамками составления и написания очередного документа. В таком плане, к сожалению, мы встречаем неконкретность, неопределенность, часто случайный перечень дел, что приводит к безинициативности, незаинтересованности как детей, так и педагога (например, «провести экскурсию», «посетить театр» и т.д.)
На наш взгляд, предназначение плана – упорядочить воспитательную деятельность, наметить перспективы и конкретные пути решения педагогических задач, целенаправленно отобрать содержание, средства и организационные формы воспитательной работы.
Жизнедеятельность классного коллектива является частью школьной воспитательной системы и не может иметь полную автономность и независимость. В связи с этим планирование начинается «сверху». Администрация предлагает основные мероприятия, в которых отражаются: цели и задачи воспитания, миссия школы, заповеди, положенные в основу взаимодействия педагогов и воспитанников, традиции школьного коллектива, воспитательный потенциал социального окружения школы и т.д. Затем классные руководители вносят в свои планы мероприятия «классного уровня», индивидуальную работу с детьми, родителями, участие во внешкольной деятельности, опираясь на результаты предыдущей работы с классом и выводы, полученные в ходе анализа этой работы.
Необходимо помнить, что основная цель воспитательной деятельности классного руководителя – оказывать детям оперативную помощь в решении их индивидуальных проблем, связанных с этическим выбором, межличностной коммуникацией, успешным продвижением в учении, физическим и психическим здоровьем.
Следовательно, планирование воспитательной работы опирается на изучение детей и классного коллектива (их представлений, взглядов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, уровня развития отношений и т.д.), а также на возрастные проблемы, историю жизнедеятельности данного класса, условия воспитания.
Диагностика (знание индивидуальных особенностей своих воспитанников и сложившейся психолого-педагогической ситуации) помогает выйти на конкретные задачи деятельности. Например, стимулирование здорового образа жизни, приобщение к природоохранительной деятельности, воспитание уважения к национальной культуре, традициям, обычаям, развитие социальной активности. Дальнейшая детализация задач вызывает потребность в определении конкретных дел и конкретного содержания, что будет служить основой предполагаемого воздействия на сознание, чувства и поведение детей.
Какую форму можно придать плану воспитательной работы?
Форма плана, предложенная белорусским педагогом В.Т. Кабушем, по тематическим программам.
Тематические программы | Месяц | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Я и природа | ||||
Я и моя школа | ||||
Я и моя семья | ||||
Я и мое я |
Форма плана, отражающая деятельностный подход в организации процесса воспитания.
Вид деятельности | Месяц | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Ценностно-ориентированная | ||||
Художественно-творческая | ||||
Спортивно-оздоровительная | ||||
Трудовая | ||||
Коммуникативная |
Аксиологический подход к содержанию воспитания ориентирует воспитательную деятельность на общезначимые ценности, и тогда план может иметь такую форму и структуру.
Общезначимые ценности | Воспитательные занятия, дела, мероприятия | |||
Отечество | ||||
Семья. Человек. Знания | ||||
Культура | ||||
Мир | ||||
Труд |
Планирование воспитательной работы может осуществляться на основе структурирования содержания воспитания по целевым программам.
№ п/п | Направления воспитательной работы по целевым программам | Воспитательные занятия, дела, мероприятия |
1. | Учение | |
2. | Досуг | |
3. | Здоровье | |
4. | Общение |
Какие формы работы с детьми проводит классный руководитель?
Воспитательная работа классного руководителя в реальности – это система форм работы с детьми, психологически и педагогически обоснованная, методически грамотно инструментованная. Из форм, как «клеточек» воспитательного процесса, выстраивается «ткань» воспитания. Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
- простые, как акт ситуативного воздействия (консультация участника дискуссии) и сложные, включающие воспитанников в многочисленные отношения (озеленение и благоустройство школы);
- кратковременные («театр-экспромт») и долговременные (акция «Милосердие»);
- групповые (час поэзии) и массовые (ярмарка талантов);
- спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (обсуждение статьи в газете) и заранее планируемые (экскурсия в музей).
Какой может быть методика зачетного воспитательного занятия?
Для подготовки и проведения заранее планируемых форм воспитательной работы может быть составлена некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательное взаимодействие – воспитательное мероприятие:
1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом занятие. Для достижения цели следует решить несколько реальных задач. Предположим, что целью педагога является развитие познавательных интересов учащихся, тогда воспитательными задачами могут быть: предотвращение формирования ложного представления о ведущих ценностях сегодняшнего дня, внушение идеи учения в самом широком ее смысле, формирование уважительного отношения к людям с развитым кругозором, развитие потребности в пополнении знаний, приобщение школьников к чтению научно-популярной литературы, развитию наблюдательности, памяти, воображения, интуиции и т.д.
2. Выполнение этих задач влечет за собой поиск формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия. Например, можно провести конкурс «Не умели – научились», классный час «Знания в жизни человека», откровенный разговор «Для чего мы учимся», игру «Путешествие в Книгоград», турнир эрудитов, защиту фантастических проектов.
3. Создание психологического настроя: эмоциональный рассказ о предстоящем деле, написание необычного объявления, учет пожеланий о месте, времени, атрибутике и оформлении мероприятия.
4. Подготовка мероприятия – это работа с литературой по отработке содержания, структуры, эмоциональных стимулов; подбор технических средств и оборудования; организация групповой деятельности детей (подготовка выступлений, приглашение гостей, изготовление элементов наглядности, праздничности); определение индивидуальных заданий, поручений; предварительные репетиции, отчеты о готовности.
5. В проведении самого воспитательного занятия важны такие элементы, как:
- вступительная часть (слово ведущего, поэтический зачин, публицистический эпиграф, исполнение песен, музыкальный фон, ритуальные действия);
- основная часть (реальное включение детей в запланированные дела: трудовые задания, конкурсы, чтения стихов, обсуждение жизненных ситуаций; игры, литературно-музыкальные композиции, выступления приглашенных гостей, поздравления и т.д.) – это деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной задачи;
- финальная часть (словесный итог, общий танец, песня, слова благодарности, вручение подарков, голосование).
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях. Первый уровень – обсуждение предметного результата вместе с учащимися, проектирование будущей деятельности. Второй уровень – анализ воспитательного результата (достижение целей и задач, соответствие содержания воспитательной ситуации, оригинальность и эффективность методов, приемов, способов сотрудничества, активность участников и их удовлетворенность от участия в деле, культура проведения занятия, причины успехов и неудач).
В чем состоит назначение классного часа?
В ряде школ для работы классного коллектива определяется время, обычно называемое классным часом. Это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час – это обсуждение конкретных практических дел класса, решение неотложных вопросов, связанных с поведением детей, совместное переживание случившегося; обмен полезной информацией, которую нельзя получить на уроках, разговор «по душам» о волнующих проблемах, которые не отражены в учебных программах и т.д.
Поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.
Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:
– классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;
– классный час – разрешение возможного конфликта;
– классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;
– классный час – беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся («Прекрасное в жизни и человеке», «За что я себя уважаю»);
– классный час – способ реализации определенной образовательной программы («Национальная культура», «Жители моей страны», «Язык природы);
– классный час – конкретная практическая деятельность (трудовая, спортивная, художественно-творческая).
Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определенное его содержание, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта. В зависимости от характера деятельности детей, степени их самостоятельности и активности, роли педагога в подготовке и проведении этой формы работы, можно предложить три вида классных часов.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта, их основная функция – просветительская. На таких классных часах с информацией могут выступать педагог, психолог, юрист, врач. Дети привлекаются в том случае, если у них есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, примеры. Такой классный час можно провести не только в школе, но и в библиотеке.
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагога и учащихся. Определение содержания, главных идей принадлежит учителю, а разработка способов их воплощения осуществляется совместно с детьми. Дети готовят фрагменты классного часа, по ходу его привлекаются к обсуждению конкретных событий, материалов из периодики, крылатых выражений, данных анкетирования. Классный руководитель объединяет в единую программу выступления детей. Примерные темы подобных классных часов: «Как мы общаемся», «Преодолевая трудности, человек развивается» и т.д.
Третий вид классных часов предполагает активную работу самих учащихся. Классный руководитель продумывает лишь идеи, общую композицию, помогает составить творческие задания, разумно корректирует детскую фантазию, незаметно направляет их творчество в нужное русло. Актив, совет дела способен стать организующим центром при подготовке и проведении классного часа. Такие классные часы могут проходить как в школе («Культура эмоций», «Интересный человек рядом»), так и вне школы, например, на природе («Желтые краски осени», «Двигательная активность и красота фигуры» и т.д.).
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию, методике проведения, добиваясь при этом решения актуальных воспитательных задач, как конкретных, так и перспективных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3