Психология и педагогика жизненного успеха
Психология постиже- Если российское государство и общество, ния смысла жизни следуя идеалам гуманизма, провозгласило мотивация успеха жизнь каждого человека высшей ценностью, то уж самому человеку грех не проникнуться той же идеей. Появиться на свет из тьмы и хаоса неживой материи, пробрести жизнь, стать человеком — величайшее событие во Вселенной, на планете Земля и личный подарок, ценнее которого нет ничего. К сожалению, жизнь каждого (Человека конечна и, как поэтически сказано в известной песне,
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
это миг между прошлым и будущим, за который разумно рекомендуется держаться. В такой сверхсерьезной ситуации естественны вопросы: зачем ты появился на свет? в чем смысл твоей жизни? как добиться в ней успеха?
Вопрос о смысле жизни, как магнит, издавна притягивал к себе внимание философов, писателей, поэтов, работников искусств. Написано множество книг и еще больше сломано копий в словесных дуэлях. Психологическая и педагогическая науки не претендуют на всеобъемлющий ответ на него. То, что излагается ниже, представляет собой обобщение имеющихся немногочисленных и еще недостаточно проработанных данных по этому вопросу. Однако хорошо, если это послужит поводом для отыскания молодым человеком собственных ответов на него и проведения дискуссий в учебных группах. Миллионы и миллиарды людей пытались и пытаются ответить на него практически в своей жизни. Предстоит" ответить на него и каждому входящему во взрослую жизнь.
Можно утверждать, что осознание смысла своей жизни выступает важной исходной предпосылкой жизненного успеха взрослого человека. Практически это связано с четкими ответами в своем самосознании, для себя как минимум на три вопроса:
• Зачем дана жизнь («Я — в мире»)?
• Как прожить жизнь («Я — творец своей жизни»)?
• Каким быть («идеальное Я»)?
Ответ на эти вопросы превращается в главную ценностную ориентации), проходящую через всю личную жизнь человека, причем диктат ее повышается с возрастом. Сделать это в молодые годы — значит своевременно приобрести главную побудительную силу, основу мотивов достижения, ответственных за ориентацию на конкретные успехи в жизни. Как говорится в религиозных писаниях: «Где сокровище ваше, там и будет сердце ваше».
Постигнуть смысл жизни в молодые годы психологически сложновато из-за переполняющей подростка, юношу, девушку радости жизни, красот окружающего прекрасного и многообразного мира, приоткрывающего все новые и новые удовольствия и восторги, состояния беспечности, порожденного не знающими предела проявлениями любви и щедрот части педагогически неумных родителей, осыпающих ими повзрослевшее
7. Психология и педагогика жизни в современном обществе
дитя словно из рога изобилия. Кажется, что все будет так все-гда, и стимулов серьезно задумываться о будущем у многих не хватает. Но молодость — это, как говорят, «недостаток», который неизбежно проходит. Юность, молодость — это еще максимум 10 лет, а затем главные 50—70 лет жизни. Ее испытания и трудности не заставят себя долго ждать, и человек, не готовивший себя к подлинным успехам взрослой, самостоятельной жизни, оказывается в положении стрекозы из басни И.С. Крылова, которая, «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Препятствием на пути поисков может стать также низкий интеллектуальный и духовный уровень развития, леность и ограниченность ума, механизм психологической зашиты от страха перед осознанием бездны Вселен-ной и Вечности. Последний побуждает часть молодых людей пускаться во все тяжкие, руководствуясь низменно понимаемым аргументом: «Живем один раз. Надо брать от жизни все».
Смысл жизни нельзя человеку дать, на него нельзя указать. Никто не преподнесет готовые ответы, их надо искать и находить самому. Надо перевести поиски их из смутных процессов подсознания на уровень сознания, побуждать себя думать, искать ответы. Они вряд ли найдутся сразу (легкие ответы на сложные вопросы вообще редко бывают правильными). Нужно проявить настойчивость, не отгонять трудные мысли (не походить на страуса, прячущего голову в песок), углублять и расширять понимание своего «Я» в мире, доводить полезные для жизни выводы до ясных и четких мысленных формулировок. Жизнелюбие, оптимизм, чувство личного достоинства способствуют успеху в таких поисках.
У каждого человека есть желание быть личностью, сильным, самостоятельным, индивидуально своеобразным, обладающим самоуважением, живущим счастливо, успешным в делах, признаваемым другими и удовлетворяющим свои потребности человеком. Потребности иерархичны и это раскрыто в модели, разработанной американским психологом Абрахамом Маслоу:
8 Психология и педагогика
226_________ _____ Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
1. физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др., т, е. потребности организма);
2. потребности в безопасности (сохранение жизни, защита от боли, страха, гнева, неустроенности);
3. потребности в социальных связях (в любви, социальной включенности, социальных контактах),потребности в самоуважении (в достижении, в признании, в одобрении);
4. потребности в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей, понимание ценности и смысла жизни).
5. потребности в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей, понимание ценности и смысла жизни).
Первые две группы — потребности организма, его жизнеобеспечения; третья — потребности социального положения, побуждающие к самоутверждению среди людей; четвертая — творческой активности, самореализации, личностного роста; пятая — социальной полезности. Реализовывать себя в жизни «через свое чрево», растрачивать себя на потребу разным органам — означает ползать по подвалу жизни. Примитивизация смысла жизни, низведение его до стремления удовлетворять лишь потребности организма, которые в принципе имеются даже у насекомого, унижает человеческую личность. Утверждение 3. Фрейда о том, что «Оно» (биологические влечения человека на уровне бессознательного) реализует свои цели «за спиной» «Я» (сознания), через его «голову», справедливо лишь для той личности, у которой с развитием «головы» дело обстоит не лучшим образом, т. е. потребности 4-5-го уровней не развиты или развиты крайне слабо. Свободен не тот, кто сегодня поступает по принципу «что моя левая нога захочет», а тот, кто живет в стремлении к удовлетворению развитых духовных потребностей.
Духовное поведение безгрешно. Духовное поведение добродетел ь-но... Добродетель всегда нравственна1.
Постижение смысла жизни — это освобождение от диктата примитивного «внутреннего». В то же время это и устойчивость
1 Шадриков В.Д. Духовные способности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. — С. 421.
,.
. Психология и педагогика жизни в современном обществе 227
к влияниям стихии «внешнего» — тысяч социальных «ветров», «смерчей» и «ураганов» с разнонаправленными векторами, способными гонять человека по жизни. Свобода не в том, чтобы носиться, как пушинка в их вихрях. Это не свобода, а плен, во вред себе. Свобода в способности поступать разумно, вести свою линию в жизни. Для этого надо стать высокоразвитой духовно личностью, отвечающей современному уровню человеческой куль-щуры по своим свойствам, качествам, самосознанию, поведению, делам — тем следам, которые оставляются человеком с каждыми прожитыми годом, неделей, минутой.
Совершенство любой системы — в ее способности к саморегуляции, самосохранению. Стать высокоразвитой личностью — значит быть способным реализовывать свой выбор, направлять избранную линию жизни, оставаться всегда самим собой. Немецкому писателю И. Гете (1749—1832) принадлежат верные слова:
Величайшая заслуга заключается в том, чтобы как можно более подчинять себе обстоятельства и как можно менее подч иняться им.
Смысл жизни и его реализация не сводятся к великим свер-шениям.
Не все могут создать теорию относительности, решить (или хотя бы сформулировать) теорему Ферма или стать депутатом парламента. Проблема смысла жизни — это проблема не только (а может быть и не столько) «величины», масштаба поступков и свершений, это — проблема осознания человеком своих возможностей, постановки реальных, а не «заоблачных» целей, проблема удовлетворения на первый взгляд «малым» смыслом жизни.... Этот «малый смысл» по своему «качеству», «удельному весу» может превосходить жизненный смысл «большого масштаба1.
Смысл жизни любого человека, кем бы он ни был, связан с неуклонным следованием цивилизованным принципам жизни, во
многом совпадающим с общечеловеческими ценностями, выполнением обычных по существу дел, заслуживающих полного общественного признания, уважения и личного удовлетворения: • жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно;
1 Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от
«внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. — 1995. — №2. — С. 24.
.228
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• настойчиво стремиться полностью реализовать себя в жизни;
• обладать высоким уровнем духовности и личными качествами, достойными уважения;
• жить честно, поступать порядочно, морально, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении;
• уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить в мире и согласии;
• стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм;
• быть в жизни не потребителем, а созидателем, реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и другим и получающих их признание;
• добиваться всего своей инициативой и активностью, личными достоинствами и трудом, настойчиво и терпеливо, проявлять стойкость к жизненным трудностям и неудачам, не теряя надежд и уверенности в успех;
• родить и воспитать детей как продолжателей своего дела. способных сделать в своей жизни больше и лучше, чем родители;
• обеспечить старость своих родителей и уважать их;
• быть достойным гражданином России, делать все возможное для благополучия ее и народа;
• беречь свое здоровье и жизнь. Отчетливо понимать, что курение, непомерное потребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т.п. — это преднамеренное ухудшение здоровья, это самоубийство, только растянутое во времени;
• жить по совести, не совершать дел, которые вызовут рано или поздно угрызения совести и которых придется стыдиться. Мудрый древнегреческий философ Демокрит писал:
Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
Непонимание смысла жизни — безответственность, преступление перед собой. Оно содержит угрозу превратиться уже через 20—30 лет в неудачника, человека, угнетенного пессимистическими мыслями, сожалеющего о безвозвратно утраченных возможностях, растерянного, всем недовольного, завистливого, брюзгливого, обвиняющего всех и вся, кроме себя. Еще страшнее — потеря смысла жизни, ее перспектив, которые приводят к
7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 229
тяжелым душевным кризисам (как, например, у некоторых вы
ходящих на пенсию), а иногда подталкивают к совершенно про
тивоестественному — самоуничтожению (суициду).
Психологическое и Жизненный путь, судьба человека, как и
педагогическое само- все в мире, закономерны. Существуют не
обеспечение жизнен- избежные причинно-следственные зависимо-
ного успеха сти успеха жизни от личных возможностей
человека. Народная мудрость гласит: «Человек — кузнец своего счастья», «Урожай всегда таков, каков посев и уход». Нельзя добиться большего, чем то, на что ты способен (восточная поговорка — «Даже сто человек не могут снять шаровары с того, у кого их нет»), нельзя решить проблем жизни, если ты не обладаешь тем, что для этого нужно («Нельзя дырой заткнуть дыру»). Личные возможности всегда заключены в психологической и педагогической сформированности личности человека, о которой уже много сказано в предыдущих главах. Чем она выше, тем больше вероятность жизненного и профессионального успеха.
Каждому человеку надо неустанно и плодотворно заниматься самоформированием и самосовершенствованием: самообразованием, самообучением, самовоспитанием и саморазвитием. Это и есть основа самореализации. По мысли С.Л. Рубинштейна, жизнь — не только движение вперед (от рождения — к смерти, от расцвета — к старости), а должна быть и движением вверх, борьбой за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия и против всего, что снижает уровень человека. Добиваться успеха — не значит бороться с кем-то, кроме себя самого. Силен тот, кто побеждает врага, но истинно могуч побеждающий себя, — гласит восточная мудрость. Не надо никого побеждать, отталкивать, унижать, а тем более уничтожать. Агрессия — показатель не силы, а слабости личности, отсутствия личных достоинств для достижения успеха цивилизованным путем. Рассчитывать следует прежде всего на себя, быть целеустремленным и самостоятельным, всего добиваться самому. В этом суть реальной возможности человека быть подлинно свободным, максимально независимым от случайных обстоятельств и чьих-то влияний. Поэтому тратить время и силы на свое образование, воспитание, профессиональное обучение и развитие, вкладывать деньги в себя,— значит делать выгодные, беспроигрышные вклады, тратить силы и время с умом.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Возможности сами по себе не превращаются в реальности жизни. Существует закономерная зависимость жизненного успеха человека от активной и умело осуществляемой им жизнедеятельности, постоянной и настойчивой самореализации и самоутверждения.Девиз добивающегося успеха человека: «Я хочу - я могу — я стану — я делаю — я добиваюсь результатов». Хотеть и обладать возможностями недостаточно — надо действовать, добиваться, воплощать в дела и результаты свои планы, мечты, надежды, способности, знания и пр.
В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее — как бездейс твие,
- писал А.И. Герцен (1812-1870). По мнению Л.Н. Толстого:
Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
Распространенность таких заблуждений беспокоит и современных общественных и научных деятелей на Западе, прилагающих усилия к разоблачению их.
Реализация возможностей в активной жизнедеятельности происходит при целеустремленной жизненной активности. Умные люди ставят перед собой цели и достигают их, а остальные следуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям. Помимо долгосрочных целей жизни («жизненной стратегии» — как выражается видный отечественный психолог К.А. Абульханова-Славская), человеку надо иметь среднесрочные, ориентированные на три—пять лет («жизненную тактику»). Это обычно одна—три цели, достижение которых выступает основой доминирующих видов деятельности, планирования времени, выбора и осуществления действий на текущий отрезок жизни. Им надо посвящать большую часть времени, отказывать себе в излишествах, в развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в нее организованность, ритм, плановость. Если у человека много свободного от учебы и работы времени, он не многого достигнет в жизни.
Анализ жизни и личности успешных в условиях свободного общества людей вскрывает одну характерную черту их — предприимчивость. Это комплексное проявление многих качеств человека: инициативности, самостоятельности, деловитости, здорового честолюбия, смелости в постановке перед собой значи-
w. Психология и педагогика жизни в современном обществе
мых и трудных целей. О последнем качестве говорят как об умении дерзать, связанном с верой в себя, устойчивостью к риску, умением рассчитать и оценить принципиальные пути решения сложной проблемы, убеждением, основанном на личном опыте, что конкретные способы преодоления трудностей будут найдены в ходе действий. Дерзание — не авантюризм, ко-торый порождается необразованностью и привычкой действовать на авось. Многим молодым людям свойственна излишняя самоуверенность и завышенная самооценка, которые нередко становятся причиной авантюрных действий и поступков.
В окружении человека всегда есть какие-то возможности, используя которые и не преступая нормы морали и закон, мож-но добиться большего. Нередко эти возможности весьма велики. В жизни надо постоянно искать, находить, не упускать, использовать, создавать самому возможности развития успеха. Так, получение высшего образования — огромная возможность повысить качество своей личности и подготовиться к будущему, но реализуется она разными студентами не одинаково и многие упускают имеющиеся возможности. Хорошее жизненное правило гласит: если ты уж занимаешься чем-то, тратишь время, то используй возможности сполна. Самореализация человека в жизни — интегральный продукт «маленьких» самореализаций в отдельных делах, труде, учебе, спорте, досуге, в семье и пр.
Цели важно не только ставить, возможности не только видеть, дела не только начинать, но обязательно доводить до намеченного результата. Начать легко, трудно закончить, получить требуемый результат. Целеустремленность — не просто наличие цели, но желание, воля и умение прилагать и наращивать силы до ее полного достижения. Успех измеряется не числом целей и начатых дел, а числом и мерой достигнутого. Человек в конечном счете — не то, что он думает, замышляет, а то, что делает, что сделано, что достигнуто, получено, произведено, создано, во что материально и духовно воплощены достоинства его ума, воли, способностей, разных качеств и дел. О человеке и судят по тому, в чем внешне выражена сущность и содержание его личности. Плохо быть умным, если об этом знаешь только ты. Самореализация и самоутверждение — это обязательно дела, признание их другими. Надо быть мыслителем в жизни, мыслить и поступать, как человек дела.
232 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Жизнь постоянно требует умения разбираться в людях. Человек, не обладающий знаниями психологии и педагогики, наделает множество ошибок, прежде чем элементарно научиться этому.
Удовлетворение потребностей — основное содержание активности человека. Только оно не должно сводиться к удовлетворению потребностей низших уровней по приведенной выше иерархии. Надо помнить, что основные потребности человека формируются прижизненно. Что он сформировал, то он и стремится удовлетворить. Необходимо развивать у себя и удовлетворять высшие, духовные потребности, возвышаясь в достоинствах человека, а не опускаясь до уровня животного и допуская господство над собой потребностей организма. Учитывать закономерность: удовлетворение определенных потребностей повышает власть этих потребностей над человеком.
Не спешить жить — правило, важное для представителей нынешнего молодого поколения. Психология взросления обычно сопряжена с желанием подрастающего человека побыстрее стать взрослым, считать себя им, добиться утверждения во мнении других и признания своего права поступать как взрослый. Процессы акселерации1 усилили этот феномен и не только положительные, но и отрицательные проявления его. Последние — это «конфликт отцов и детей»; демонстративные, крайние и вычурные акты непослушания и самостоятельности; стремление раньше и без трудовых усилий иметь все, чего взрослые достигают долгими годами упорного труда; раннее вступление в половую жизнь, курение, употребление алкоголя и наркотиков; нетерпеливое стремление к получению удовольствий от пользования всеми благами человеческой цивилизации, созданными старшим поколением и другими, использование для этого нередко аморальных и противоправных способов, помолодение преступности и пр.
Каждому возрасту свойственны свои особенности жизнедеятельности, свои потребности и удовольствия (радость родителя
' От лат. celer — ускорение. Акселерация — ускоренное развитие организма детей, происходящее и последнее столетие и вызванное изменением физических (питание, гигиена и др.) и социальных факторов, сопряженное с ускорением и психологического, и социального развития.
Психология и педагогика жизни в современном обществе 233
можно сполна испытать, лишь произведя на свет ребенка. Даже в старости есть свои потребности и удовольствия, которые не
даны более молодым). Стремиться спрессовать все возрастные потребности и удовольствия в первые 15—25 лет жизни — зна-чит во многом сократить свою психологическую жизнь, обед-
нить последующие годы ее. Исследования показывают, что по-
спешность с получением всего комплекса жизненных удоволь-ствий часто формирует у человека психологическую пресыщен-ность, которая мотивирует поиски «чего-то новенького», повы-
шенно острых ощущений и переживаний. Это одна из причин
отхода от разумного и полезного для самого человека образа
жизни, возникновения извращенных интересов и потребностей, увлечения ужасами и мистикой, деформированного повеления (всякие хиппи, секты, «бритоголовые» и пр.), разочарования
жизнью (от которой «больше нечего взять»). Психика испыты-
вает при этом повышенные нагрузки и перегрузки, порождаю-шие психические деформации, а в последующем — и вероятную необходимость в помощи психиатра.
Самореализуясь и самоутверждаясь, ни при каких обстоя-тельствах не следует преступать норм морали, права и совести.
Как говорит пословица: «Жизнь прожить — не поле перей-ти». Жизни без трудностей не бывает. Возникают и жизненные
кризисы, когда кажется, что все потеряно, все прошло, ничего
светлого в будущем уже не будет. Для успеха нужна жизнестойкость, способность сохранять оптимизм, веру в успех, выдержи-вать груз трудностей и неудач, преодолевать их. Нет такого мес-та или точки в жизни, где бы на человека не действовали какие-то негативные факторы. Спрятаться от них нельзя. Нужно проявлять стойкость, иммунитет к ним, не преувеличивать их роль, как и роль каких-то неудач, не рассматривать как надгробный камень, не отчаиваться, а действовать, жить, верить. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным. Прошлое нельзя изменить, но будущее всегда за нами, и его надо создавать своими умом, волей и руками.
В кризисных ситуациях следует помнить подтвержденный миллионами случаев вывод: очень часто, когда кажется, что жизнь кончается, она только начинается.
Надо учиться отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения личных планов; уметь ви-
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ!
деть то, чего достиг, и не зацикливаться на неудачах; уметь расслабляться, снимать плохое настроение, переключаться на улучшающие настроение действия, поднимать настроение юмором улыбкой (чаше улыбайтесь — одно из разумных и имеющих под собой психофизиологические основы правил); усиливать установку на выявление имеющихся, но не использованных возможностей.
В оптимизме сила человека. Истинным реалистом является оптимист, а не пессимист, который видит крутом только плохое и непреодолимые препятствия. Неудачи и проблемы чаше порождаются не жизнью, а собственной неподготовленностью к ней.
Жить учась у жизни— значит делать выводы из уроков жизни, из успехов и из неудач. Известно, что умный учится на ошибках других, а неразумный — на собственных.