Раздел I. Введение «Психология и педагогика» как учебная дисциплина. Педагогика как наука. Педагогическая философия

Ковтунович Марина Георгиевна

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов по курсу лекций и подготовки к семинарам

Специальность 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Москва 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Введение «Психология и педагогика» как учебная дисциплина. Педагогика как наука. Педагогическая философия

Раздел II. Теория целостного педагогического процесса. Основы технологии целостного педагогического процесса

Раздел III. Психология как наука и практика

Раздел IV. Психолого-педагогические теории обучения и воспитания личности

Раздел V. Психология личностного развития и общения

Раздел VI. Психолого-педагогические основы управления в системе образования

Раздел VII. Психолого-педагогические основы совершенствования профессионализма персонала образовательного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ковтунович М.Г. Психология и педагогика: Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов по курсу лекций и подготовки к семинарам (учебно-методическое пособие). – М.: МГППУ, 2007.

Дисциплина «Психология и педагогика» является одной из важнейших в ряде дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока и неотъемлемой частью фундаментальной подготовки профессиональных управленцев, традиционно выполняя функцию введения будущих специалистов-управленцев в сложную реальность усвоения знаний и умений, познавательного и личностного развития в учебно-воспитательном процессе. Указанная реальность имеет место в любой сфере профессиональной деятельности менеджера. Следовательно, обобщенное представление о психологических аспектах и проблемах обучения и воспитания личности является важным средством решения профессиональных задач специалистами-управленцами, которых готовят для работы в сфере образования. «Психология и педагогика» является дисциплиной, обеспечивающей формирование у студентов целостной системы представлений о педагогике как науке и практике образования, в основе которой лежат психологические закономерности развития личности, психологические законы обучения и воспитания. Подготовленное учебно-методическое пособие к дисциплине «Педагогика и психология» включает в себя курс лекций и методических рекомендаций по выполнению заданий для самостоятельной работы студентов 2-го курса факультета Государственного и муниципального управления по данной дисциплине.

© Ковтунович М.Г.

© Московский городской психолого-педагогический университет

Раздел I. Введение «Психология и педагогика» как учебная дисциплина. Педагогика как наука. Педагогическая философия

1.1. Общая характеристика учебной дисциплины. Методологические и технологические основы изучения учебной дисциплины

1.2. Образование и педагогика. Педагогика как наука. Теоретические предпосылки образования. Общепедагогические понятия. Цели и задачи, методы и функции педагогики, категории педагогики

1.1. Общая характеристика учебной дисциплины. Методологические и технологические основы изучения учебной дисциплины

Рассматриваются объективные и субъективные факторы роста в обществе внимания и интереса к проблемам педагогики и психологии. Объект и предмет учебного курса «Психология и педагогика». Задачи психологии и педагогики. Основополагающие принципы психологии и педагогики как наук о человеке и его деятельности. Объект и предмет изучения в педагогике и психологии.

В современном российском образовании идет процесс гуманитаризации и гуманизации высшего образования, перевод его на двухуровневую международную систему подготовки (бакалавриат и магистрат). В стандартах высшего образования как специалитета, так и двухуровневой подготовки, гумаритарная составляющая для специалистов-менеджеров занимает существенное место. Дисциплина «Психология и педагогика» является одной из важнейших в ряде дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока и неотъемлемой частью фундаментальной подготовки профессиональных управленцев, традиционно выполняя функцию введения будущих специалистов-управленцев в сложную реальность усвоения знаний и умений, познавательного и личностного развития в учебно-воспитательном процессе. Указанная реальность имеет место в любой сфере профессиональной деятельности менеджера. Следовательно, обобщенное представление о психологических аспектах и проблемах обучения и воспитания личности является важным средством решения профессиональных задач специалистами-управленцами, которых готовят для работы в сфере образования. «Психология и педагогика» является дисциплиной, обеспечивающей формирование у студентов целостной системы представлений о педагогике как науке и практике образования, в основе которой лежат психологические закономерности развития личности, психологические законы обучения и воспитания.

Цели дисциплины

· ознакомить студентов с такими областями психологии и педагогики как: закономерности процесса учения как усвоения знаний и умений; закономерности процессов познавательного и личностного развития в обучении и воспитании; научные психопедагогические основы управления образовательным учреждением;

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях развития психолого-педагогической науки и целостного психопедагогического процесса.

· заложить основы исследовательской работы в области психологии учения и воспитания, практической деятельности в системе образования, психологической и педагогической деятельности в учебных заведениях;

· способствовать усвоению обобщенных умений учиться самостоятельно и личностному росту в профессионально значимых направлениях.

Задачи дисциплины

· способствовать овладению знаниями о свойствах, структуре и факторах эффективности учения и воспитания;

· ознакомить с основными практическими подходами к личностному развитию в обучении и воспитании;

· раскрыть содержание основных общепсихологических и общепедагогических понятий, закономерностей и детерминант психического развития личности и целостного педагогического процесса;

· ознакомить студентов с проблемами психологии и педагогики, основными педагогическими парадигмами и их ролью в становлении образовательной практики;

· сформировать у студентов представления о технологиях целостного педагогического процесса;

· сформировать у студентов навыки овладения методами психолого-педагогической диагностики и мониторинга.

Студенты должны знать:

· Основные характеристики знаний и умений как результатов учения;

· основные компоненты процесса учения на макро- и микроуровне;

· основные теории учения и соответствующие им виды объяснительных гипотез;

· отечественные и зарубежные теории развивающего обучения;

· основные отечественные и зарубежные подходы к развитию мотивационно-волевой сферы, нравственности, самосознания в процессе воспитания;

· общепедагогические понятия, цели, задачи, методы и функции педагогики, категории педагогики;

· характеристику основных педагогических парадигм и их поуровневую классификацию;

· закономерности и принципы целостного педагогического процесса, формы организации и методы осуществления педагогического процесса;

· основные функции управления школой. Организационные модели управления школой;

· методы психолого-педагогической диагностики и формы педагогического мониторинга.

Знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика», должны стать важным средством решения профессиональных задач специалистами-управленцами в работе с учителями и учащимися образовательных учебных заведений.

Задачи психологии и педагогики обусловлены потребностями общества в обеспечении своих интересов.

Наиболее общие задачи психологии и педагогики в условиях реформирования общества, средней и высшей школы, а также с учетом будущей специальности наших студентов, можно сформулировать в виде следующих требований:

· выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества;

· обеспечение интегративного психолого-педагогического подхода к перестройке педагогического процесса в средней и высшей школе;

· исследование психолого-педагогических проблем современного стиля практической деятельности управленческих кадров; проблем внедрения инновационных технологий в производственный процесс; внедрение психолого-педагогических рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и жизни;

· создание необходимых предпосылок и комфортных социально-психологических условий для продуктивной жизнедеятельности, раскрытия творческого потенциала субъектов труда и жизни;

· синтезирование концепции изучения, формирования и развития социальных субъектов – конкретного человека, коллектива;

· обоснование современной психолого-педагогической концепции подготовки профессионалов и реформирования социальной структуры;

· вопросы психолого-педагогического сопровождения обучения на всех его этапах, в том числе профессионального обучения; создание современных психолого-педагогических теорий профессионального труда и обучения и др.;

· развитие психологии и педагогики как интегративной сферы человекознания и человековедения в современной науке и обществе (психопедагогика).

1.2. Образование и педагогика. Педагогика как наука. История педагогики. Теоретические предпосылки образования. Образование как общечеловеческая ценность. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность

Взгляды С.И. Гессена на педагогическую философию и на педагогику как философию. Дается исторический анализ становления педагогики как практики и как науки. Раскрывается понятие образования как общечеловеческой ценности. Рассматривается понятие «образование» как социокультурный феномен и как педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе нашего деления понятия образования лежит, таким образом, признак целей, преследуемых образованием (Гессен С.И., 1995. С. 36).

С.И. Гессен в своей книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1995) проводит четкое различие между образованием и педагогикой: «Педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего его предметом» (С. 22), но при этом задается вопросом, что же это за наука? Все науки, которые зародились на протяжении существования человечества, можно разделить на две большие части: теоретические и практические. Вслед за Гессеном теоретические науки часто в литературе называют чистыми науками (видимо, такое определение идет еще от Канта, его «Критики чистого разума»), это науки законосообразные, устанавливающие законы сущего, законы природы, где нет места эмоциям, переживаниям, субъективизму. В противовес этим наукам, существуют науки практические, устанавливающие правила, или нормы нашей деятельности. «Это науки не о сущем, а о должном, исследующем не то, что есть, а то, как мы должны поступать. Цель их сделать нашу безотчетную деятельность – сознательной, безыскусственную работу – искусной, внести знание и искусство туда, где царят навык и рутина. Это – науки об искусстве деятельности. Поэтому практические науки мы можем называть прикладными или нормативными, часто мы их также называем техническими» (там же. С. 23). Именно к этим наукам С. Гессен относит педагогику.

Парадигма в философском понимании рассматривается как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в науке. Парадигма в научном понимании рассматриваетсякак ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований. И как теория, выражающая важные, существенные черты действительности. Педагогические парадигмы: когнитивно-информационная (в привычном восприятии более известная, как знаниевая, хотя это не вполне точно); личностная; культурологическая; компетентностная.

Современная научная философия выделяет важную закономерность в развитии естественных наук на протяжении последних четырех столетий: эти науки движутся вперед не сплошным фронтом, а выдвигая то одну, то другую частную дисциплину, или область естествознания, в качестве ведущей, влияющей существенным образом на другие, и на развитие всего естествознания в целом. На наш взгляд, настало время лидерства психологии, как в естественных, так и в гуманитарных науках. При этом мы будем иметь в виду связь психологии и логики с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами как функцию самой высокой интеграции, как в области содержания образования, так и познавательных процессов личности. То есть существующая в науке интеграция областей познания, в частности психологии, логики и естествознания, с необходимостью должна быть введена в содержание школьного образования и, как результат, проявиться в интеграции знаний школьников, в познавательных процессах личности, в индивидуальном познании и соответственно мировоззрении личности.

Из выдвинутого нами положения следует вывод о необходимости не только перестройки содержания образования с позиций его интеграции, но и использование новых интегративных технологий обучения. Для этого необходимо создание единой области познания, где базой служит психология, а направленность – педагогическая. Актуальность создания такой области познания состоит в преодолении некоторой обособленности педагогических и психологических исследований. В настоящее время педагоги используют психологические знания главным образом лишь для «психологического обоснования» уже используемых методов и способов обучения и воспитания с целью придания им большей «научной значимости». А большинство психологов, по мнению Л. М. Фридмана, «в своих исследованиях психического и личностного развития детей как бы абстрагируются от той системы образования, в результате которой возникли эти закономерности» (Л. М. Фридман, 1998). Наша цель – это создание такой гуманистически ориентированной технологии образования, которая должна быть нацелена не столько на проблемы, которые решает человек, сколько на сферу сознания человека, который решает проблемы. В нашей технологии должен доминировать не столько объект познания и преобразования, сколько то, каким должен быть его субъект – какие способности, знания и ценностные смыслы надлежит задействовать или выработать человеку при разработке той или иной предметной области.

Вопросы и задания для самостоятельной работы к теме 1.1.

При изучении данной темы следует обратить внимание на объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Необходимо дать характеристику основным категориям педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

1. Определите место психологии и педагогики в системе современных наук.

2. В чем состоит особенность психологии и педагогики как науки, учебной дисциплины и практики?

3. Охарактеризуйте структуру и общее содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика»

4. Что понимается под методологическими основами учебной дисциплины «психология и педагогика»?

5. Выделите в технологии овладения учебной дисциплиной «Психология и педагогика» традиционные и инновационные компоненты.

6. Какие объективные общественно-экономические предпосылки обусловили необходимость воспитания и развития педагогической теории?

7. Почему воспитание относят к общей и вечной категории?

8. Как произошло название науки о воспитании – педагогики и когда она выделилась в особую отрасль научного знания?

9. Как влияют политика и идеология общества на характер воспитания и разработку педагогической теории?

10. Что составляет предмет исследования педагогики и какие проблемы она разрабатывает?

11. Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания в обществе и формировании человеческой личности.

12. Задание для самостоятельной работы

Наши рекомендации