Психология и педагогика жизненного успеха

Психология постиже- Если российское государство и общество, ния смысла жизни следуя идеалам гуманизма, провозгласило мотивация успеха жизнь каждого человека высшей ценно­стью, то уж самому человеку грех не про­никнуться той же идеей. Появиться на свет из тьмы и хаоса не­живой материи, пробрести жизнь, стать человеком — величай­шее событие во Вселенной, на планете Земля и личный пода­рок, ценнее которого нет ничего. К сожалению, жизнь каждого (Человека конечна и, как поэтически сказано в известной песне,



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

Психология и педагогика жизненного успеха - student2.ru это миг между прошлым и будущим, за который разумно реко­мендуется держаться. В такой сверхсерьезной ситуации естест­венны вопросы: зачем ты появился на свет? в чем смысл твоей жизни? как добиться в ней успеха?

Вопрос о смысле жизни, как магнит, издавна притягивал к себе внимание философов, писателей, поэтов, работников ис­кусств. Написано множество книг и еще больше сломано копий в словесных дуэлях. Психологическая и педагогическая науки не претендуют на всеобъемлющий ответ на него. То, что излагается ниже, представляет собой обобщение имеющихся немногочис­ленных и еще недостаточно проработанных данных по этому вопросу. Однако хорошо, если это послужит поводом для оты­скания молодым человеком собственных ответов на него и про­ведения дискуссий в учебных группах. Миллионы и миллиарды людей пытались и пытаются ответить на него практически в своей жизни. Предстоит" ответить на него и каждому входящему во взрослую жизнь.

Можно утверждать, что осознание смысла своей жизни высту­пает важной исходной предпосылкой жизненного успеха взрос­лого человека. Практически это связано с четкими ответами в своем самосознании, для себя как минимум на три вопроса:

• Зачем дана жизнь («Я — в мире»)?

• Как прожить жизнь («Я — творец своей жизни»)?

• Каким быть («идеальное Я»)?

Ответ на эти вопросы превращается в главную ценностную ориентации), проходящую через всю личную жизнь человека, причем диктат ее повышается с возрастом. Сделать это в моло­дые годы — значит своевременно приобрести главную побуди­тельную силу, основу мотивов достижения, ответственных за ориентацию на конкретные успехи в жизни. Как говорится в религиозных писаниях: «Где сокровище ваше, там и будет серд­це ваше».

Постигнуть смысл жизни в молодые годы психологически сложновато из-за переполняющей подростка, юношу, девушку радости жизни, красот окружающего прекрасного и многооб­разного мира, приоткрывающего все новые и новые удовольст­вия и восторги, состояния беспечности, порожденного не знающими предела проявлениями любви и щедрот части педа­гогически неумных родителей, осыпающих ими повзрослевшее




7. Психология и педагогика жизни в современном обществе



дитя словно из рога изобилия. Кажется, что все будет так все-гда, и стимулов серьезно задумываться о будущем у многих не хватает. Но молодость — это, как говорят, «недостаток», кото­рый неизбежно проходит. Юность, молодость — это еще макси­мум 10 лет, а затем главные 50—70 лет жизни. Ее испытания и трудности не заставят себя долго ждать, и человек, не готовив­ший себя к подлинным успехам взрослой, самостоятельной жизни, оказывается в положении стрекозы из басни И.С. Крылова, которая, «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Препятствием на пути поисков может стать также низкий интеллектуальный и духовный уро­вень развития, леность и ограниченность ума, механизм психо­логической зашиты от страха перед осознанием бездны Вселен-ной и Вечности. Последний побуждает часть молодых людей пускаться во все тяжкие, руководствуясь низменно понимаемым аргументом: «Живем один раз. Надо брать от жизни все».

Психология и педагогика жизненного успеха - student2.ru Смысл жизни нельзя человеку дать, на него нельзя указать. Никто не преподнесет готовые ответы, их надо искать и нахо­дить самому. Надо перевести поиски их из смутных процессов подсознания на уровень сознания, побуждать себя думать, искать ответы. Они вряд ли найдутся сразу (легкие ответы на сложные вопросы вообще редко бывают правильными). Нужно про­явить настойчивость, не отгонять трудные мысли (не похо­дить на страуса, прячущего голову в песок), углублять и рас­ширять понимание своего «Я» в мире, доводить полезные для жизни выводы до ясных и четких мысленных формулировок. Жизнелюбие, оптимизм, чувство личного достоинства способствуют успеху в таких поисках.

У каждого человека есть желание быть личностью, сильным, самостоятельным, индивидуально своеобразным, обладаю­щим самоуважением, живущим счастливо, успешным в делах, признаваемым другими и удовлетворяющим свои потребности че­ловеком. Потребности иерархичны и это раскрыто в модели, разработанной амери­канским психологом Абрахамом Маслоу:

8 Психология и педагогика

226_________ _____ Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

1. физиологические потребности (голод, жажда, сексуаль­ность и др., т, е. потребности организма);

2. потребности в безопасности (сохранение жизни, защита от боли, страха, гнева, неустроенности);

3. потребности в социальных связях (в любви, социальной включенности, социальных контактах),потребности в самоува­жении (в достижении, в признании, в одобрении);

4. потребности в самоактуализации (реализация собствен­ных возможностей и способностей, понимание ценности и смысла жизни).

5. потребности в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей, понимание ценности и смысла жизни).

Первые две группы — потребности организма, его жизне­обеспечения; третья — потребности социального положения, побуждающие к самоутверждению среди людей; четвертая — творческой активности, самореализации, личностного роста; пятая — социальной полезности. Реализовывать себя в жизни «через свое чрево», растрачивать себя на потребу разным орга­нам — означает ползать по подвалу жизни. Примитивизация смысла жизни, низведение его до стремления удовлетворять лишь потребности организма, которые в принципе имеются да­же у насекомого, унижает человеческую личность. Утверждение 3. Фрейда о том, что «Оно» (биологические влечения человека на уровне бессознательного) реализует свои цели «за спиной» «Я» (сознания), через его «голову», справедливо лишь для той личности, у которой с развитием «головы» дело обстоит не луч­шим образом, т. е. потребности 4-5-го уровней не развиты или развиты крайне слабо. Свободен не тот, кто сегодня поступает по принципу «что моя левая нога захочет», а тот, кто живет в стремлении к удовлетворению развитых духовных потребностей.

Духовное поведение безгрешно. Духовное поведение добродетел ь-но... Добродетель всегда нравственна1.

Постижение смысла жизни — это освобождение от диктата примитивного «внутреннего». В то же время это и устойчивость

1 Шадриков В.Д. Духовные способности // Психология личности в трудах отече­ственных психологов. - СПб., 2000. — С. 421.

,.

. Психология и педагогика жизни в современном обществе 227

к влияниям стихии «внешнего» — тысяч социальных «ветров», «смерчей» и «ураганов» с разнонаправленными векторами, спо­собными гонять человека по жизни. Свобода не в том, чтобы носиться, как пушинка в их вихрях. Это не свобода, а плен, во вред себе. Свобода в способности поступать разумно, вести свою линию в жизни. Для этого надо стать высокоразвитой духовно личностью, отвечающей современному уровню человеческой куль-щуры по своим свойствам, качествам, самосознанию, поведе­нию, делам — тем следам, которые оставляются человеком с каждыми прожитыми годом, неделей, минутой.

Совершенство любой системы — в ее способности к саморе­гуляции, самосохранению. Стать высокоразвитой личностью — значит быть способным реализовывать свой выбор, направлять избранную линию жизни, оставаться всегда самим собой. Немец­кому писателю И. Гете (1749—1832) принадлежат верные слова:

Величайшая заслуга заключается в том, чтобы как можно более подчинять себе обстоятельства и как можно менее подч иняться им.

Смысл жизни и его реализация не сводятся к великим свер-шениям.

Не все могут создать теорию относительности, решить (или хотя бы сформулировать) теорему Ферма или стать депутатом парламента. Про­блема смысла жизни — это проблема не только (а может быть и не столько) «величины», масштаба поступков и свершений, это — проблема осознания человеком своих возможностей, постановки реальных, а не «заоблачных» целей, проблема удовлетворения на первый взгляд «малым» смыслом жиз­ни.... Этот «малый смысл» по своему «качеству», «удельному весу» может превосходить жизненный смысл «большого масштаба1.

Смысл жизни любого человека, кем бы он ни был, связан с неуклонным следованием цивилизованным принципам жизни, во

многом совпадающим с общечеловеческими ценностями, вы­полнением обычных по существу дел, заслуживающих полного общественного признания, уважения и личного удовлетворения: • жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно;

1 Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от

«внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. — 1995. — №2. — С. 24.

.228

Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

• настойчиво стремиться полностью реализовать себя в жизни;

• обладать высоким уровнем духовности и личными качест­вами, достойными уважения;

• жить честно, поступать порядочно, морально, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении;

• уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить в мире и согласии;

• стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм;

• быть в жизни не потребителем, а созидателем, реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и дру­гим и получающих их признание;

• добиваться всего своей инициативой и активностью, лич­ными достоинствами и трудом, настойчиво и терпеливо, прояв­лять стойкость к жизненным трудностям и неудачам, не теряя надежд и уверенности в успех;

• родить и воспитать детей как продолжателей своего дела. способных сделать в своей жизни больше и лучше, чем родители;

• обеспечить старость своих родителей и уважать их;

• быть достойным гражданином России, делать все возмож­ное для благополучия ее и народа;

• беречь свое здоровье и жизнь. Отчетливо понимать, что курение, непомерное потребление алкоголя, токсикомания, нар­комания и т.п. — это преднамеренное ухудшение здоровья, это самоубийство, только растянутое во времени;

• жить по совести, не совершать дел, которые вызовут рано или поздно угрызения совести и которых придется стыдиться. Мудрый древнегреческий философ Демокрит писал:

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Непонимание смысла жизни — безответственность, преступ­ление перед собой. Оно содержит угрозу превратиться уже через 20—30 лет в неудачника, человека, угнетенного пессимистиче­скими мыслями, сожалеющего о безвозвратно утраченных воз­можностях, растерянного, всем недовольного, завистливого, брюзгливого, обвиняющего всех и вся, кроме себя. Еще страш­нее — потеря смысла жизни, ее перспектив, которые приводят к

7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 229

тяжелым душевным кризисам (как, например, у некоторых вы­
ходящих на пенсию), а иногда подталкивают к совершенно про­
тивоестественному — самоуничтожению (суициду).
Психологическое и Жизненный путь, судьба человека, как и
педагогическое само- все в мире, закономерны. Существуют не­
обеспечение жизнен- избежные причинно-следственные зависимо-
ного успеха сти успеха жизни от личных возможностей

человека. Народная мудрость гласит: «Человек — кузнец своего счастья», «Урожай всегда таков, каков посев и уход». Нельзя добиться большего, чем то, на что ты способен (восточная поговорка — «Даже сто человек не могут снять шаровары с того, у кого их нет»), нельзя решить проблем жизни, если ты не обладаешь тем, что для этого нужно («Нельзя дырой заткнуть дыру»). Личные возможности всегда заключены в психологической и педагогической сформированности личности человека, о которой уже много сказано в предыдущих главах. Чем она выше, тем больше вероятность жизненного и профес­сионального успеха.

Каждому человеку надо неустанно и плодотворно занимать­ся самоформированием и самосовершенствованием: самообразо­ванием, самообучением, самовоспитанием и саморазвитием. Это и есть основа самореализации. По мысли С.Л. Рубинштейна, жизнь — не только движение вперед (от рождения — к смерти, от расцвета — к старости), а должна быть и движением вверх, борьбой за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия и против всего, что снижает уро­вень человека. Добиваться успеха — не значит бороться с кем-то, кроме себя самого. Силен тот, кто побеждает врага, но ис­тинно могуч побеждающий себя, — гласит восточная мудрость. Не надо никого побеждать, отталкивать, унижать, а тем более уничтожать. Агрессия — показатель не силы, а слабости лично­сти, отсутствия личных достоинств для достижения успеха ци­вилизованным путем. Рассчитывать следует прежде всего на се­бя, быть целеустремленным и самостоятельным, всего добивать­ся самому. В этом суть реальной возможности человека быть подлинно свободным, максимально независимым от случайных обстоятельств и чьих-то влияний. Поэтому тратить время и си­лы на свое образование, воспитание, профессиональное обуче­ние и развитие, вкладывать деньги в себя,— значит делать вы­годные, беспроигрышные вклады, тратить силы и время с умом.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

Возможности сами по себе не превращаются в реальности жизни. Существует закономерная зависимость жизненного успеха человека от активной и умело осуществляемой им жизнедеятель­ности, постоянной и настойчивой самореализации и самоутвер­ждения.Девиз добивающегося успеха человека: «Я хочу - я могу — я стану — я делаю — я добиваюсь результатов». Хотеть и обладать возможностями недостаточно — надо действовать, до­биваться, воплощать в дела и результаты свои планы, мечты, надежды, способности, знания и пр.

В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее — как бездейс твие,

- писал А.И. Герцен (1812-1870). По мнению Л.Н. Толстого:

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Распространенность таких заблуждений беспокоит и совре­менных общественных и научных деятелей на Западе, прила­гающих усилия к разоблачению их.

Реализация возможностей в активной жизнедеятельности происходит при целеустремленной жизненной активности. Умные люди ставят перед собой цели и достигают их, а остальные сле­дуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям. По­мимо долгосрочных целей жизни («жизненной стратегии» — как выражается видный отечественный психолог К.А. Абульханова-Славская), человеку надо иметь среднесрочные, ориентирован­ные на три—пять лет («жизненную тактику»). Это обычно од­на—три цели, достижение которых выступает основой домини­рующих видов деятельности, планирования времени, выбора и осуществления действий на текущий отрезок жизни. Им надо посвящать большую часть времени, отказывать себе в излишест­вах, в развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в нее организованность, ритм, плановость. Если у человека много свободного от учебы и рабо­ты времени, он не многого достигнет в жизни.

Анализ жизни и личности успешных в условиях свободного общества людей вскрывает одну характерную черту их — пред­приимчивость. Это комплексное проявление многих качеств че­ловека: инициативности, самостоятельности, деловитости, здо­рового честолюбия, смелости в постановке перед собой значи-

w. Психология и педагогика жизни в современном обществе



мых и трудных целей. О последнем качестве говорят как об умении дерзать, связанном с верой в себя, устойчивостью к риску, умением рассчитать и оценить принципиальные пути решения сложной проблемы, убеждением, основанном на лич­ном опыте, что конкретные способы преодоления трудностей будут найдены в ходе действий. Дерзание — не авантюризм, ко-торый порождается необразованностью и привычкой действо­вать на авось. Многим молодым людям свойственна излишняя самоуверенность и завышенная самооценка, которые нередко становятся причиной авантюрных действий и поступков.

В окружении человека всегда есть какие-то возможности, используя которые и не преступая нормы морали и закон, мож-но добиться большего. Нередко эти возможности весьма велики. В жизни надо постоянно искать, находить, не упускать, исполь­зовать, создавать самому возможности развития успеха. Так, получение высшего образования — огромная возможность по­высить качество своей личности и подготовиться к будущему, но реализуется она разными студентами не одинаково и многие упускают имеющиеся возможности. Хорошее жизненное прави­ло гласит: если ты уж занимаешься чем-то, тратишь время, то используй возможности сполна. Самореализация человека в жизни — интегральный продукт «маленьких» самореализаций в отдельных делах, труде, учебе, спорте, досуге, в семье и пр.

Цели важно не только ставить, возможности не только ви­деть, дела не только начинать, но обязательно доводить до наме­ченного результата. Начать легко, трудно закончить, получить требуемый результат. Целеустремленность — не просто наличие цели, но желание, воля и умение прилагать и наращивать силы до ее полного достижения. Успех измеряется не числом целей и начатых дел, а числом и мерой достигнутого. Человек в конеч­ном счете — не то, что он думает, замышляет, а то, что делает, что сделано, что достигнуто, получено, произведено, создано, во что материально и духовно воплощены достоинства его ума, во­ли, способностей, разных качеств и дел. О человеке и судят по тому, в чем внешне выражена сущность и содержание его лич­ности. Плохо быть умным, если об этом знаешь только ты. Са­мореализация и самоутверждение — это обязательно дела, при­знание их другими. Надо быть мыслителем в жизни, мыслить и поступать, как человек дела.

232 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

Жизнь постоянно требует умения разбираться в людях. Чело­век, не обладающий знаниями психологии и педагогики, наде­лает множество ошибок, прежде чем элементарно научиться этому.

Удовлетворение потребностей — основное содержание ак­тивности человека. Только оно не должно сводиться к удовле­творению потребностей низших уровней по приведенной выше иерархии. Надо помнить, что основные потребности человека формируются прижизненно. Что он сформировал, то он и стре­мится удовлетворить. Необходимо развивать у себя и удовлетво­рять высшие, духовные потребности, возвышаясь в достоинст­вах человека, а не опускаясь до уровня животного и допуская господство над собой потребностей организма. Учитывать зако­номерность: удовлетворение определенных потребностей повы­шает власть этих потребностей над человеком.

Не спешить жить — правило, важное для представителей нынешнего молодого поколения. Психология взросления обыч­но сопряжена с желанием подрастающего человека побыстрее стать взрослым, считать себя им, добиться утверждения во мне­нии других и признания своего права поступать как взрослый. Процессы акселерации1 усилили этот феномен и не только по­ложительные, но и отрицательные проявления его. Последние — это «конфликт отцов и детей»; демонстративные, крайние и вы­чурные акты непослушания и самостоятельности; стремление раньше и без трудовых усилий иметь все, чего взрослые дости­гают долгими годами упорного труда; раннее вступление в по­ловую жизнь, курение, употребление алкоголя и наркотиков; нетерпеливое стремление к получению удовольствий от пользо­вания всеми благами человеческой цивилизации, созданными старшим поколением и другими, использование для этого не­редко аморальных и противоправных способов, помолодение преступности и пр.

Каждому возрасту свойственны свои особенности жизнедея­тельности, свои потребности и удовольствия (радость родителя

' От лат. celer — ускорение. Акселерация — ускоренное развитие организма де­тей, происходящее и последнее столетие и вызванное изменением физических (питание, гигиена и др.) и социальных факторов, сопряженное с ускорением и психологического, и социального развития.

Психология и педагогика жизни в современном обществе 233

можно сполна испытать, лишь произведя на свет ребенка. Даже в старости есть свои потребности и удовольствия, которые не

даны более молодым). Стремиться спрессовать все возрастные потребности и удовольствия в первые 15—25 лет жизни — зна-чит во многом сократить свою психологическую жизнь, обед-

нить последующие годы ее. Исследования показывают, что по-

спешность с получением всего комплекса жизненных удоволь-ствий часто формирует у человека психологическую пресыщен-ность, которая мотивирует поиски «чего-то новенького», повы-

шенно острых ощущений и переживаний. Это одна из причин

отхода от разумного и полезного для самого человека образа

жизни, возникновения извращенных интересов и потребностей, увлечения ужасами и мистикой, деформированного повеления (всякие хиппи, секты, «бритоголовые» и пр.), разочарования

жизнью (от которой «больше нечего взять»). Психика испыты-

вает при этом повышенные нагрузки и перегрузки, порождаю-шие психические деформации, а в последующем — и вероятную необходимость в помощи психиатра.

Самореализуясь и самоутверждаясь, ни при каких обстоя-тельствах не следует преступать норм морали, права и совести.

Как говорит пословица: «Жизнь прожить — не поле перей-ти». Жизни без трудностей не бывает. Возникают и жизненные

кризисы, когда кажется, что все потеряно, все прошло, ничего

светлого в будущем уже не будет. Для успеха нужна жизнестой­кость, способность сохранять оптимизм, веру в успех, выдержи-вать груз трудностей и неудач, преодолевать их. Нет такого мес-та или точки в жизни, где бы на человека не действовали какие-то негативные факторы. Спрятаться от них нельзя. Нужно про­являть стойкость, иммунитет к ним, не преувеличивать их роль, как и роль каких-то неудач, не рассматривать как надгробный камень, не отчаиваться, а действовать, жить, верить. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным. Прошлое нельзя из­менить, но будущее всегда за нами, и его надо создавать своими умом, волей и руками.

В кризисных ситуациях следует помнить подтвержденный миллионами случаев вывод: очень часто, когда кажется, что жизнь кончается, она только начинается.

Надо учиться отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения личных планов; уметь ви-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ!

деть то, чего достиг, и не зацикливаться на неудачах; уметь рас­слабляться, снимать плохое настроение, переключаться на улуч­шающие настроение действия, поднимать настроение юмором улыбкой (чаше улыбайтесь — одно из разумных и имеющих под собой психофизиологические основы правил); усиливать установку на выявление имеющихся, но не использованных возможностей.

В оптимизме сила человека. Истинным реалистом является оп­тимист, а не пессимист, который видит крутом только плохое и непреодолимые препятствия. Неудачи и проблемы чаше порожда­ются не жизнью, а собственной неподготовленностью к ней.

Жить учась у жизни— значит делать выводы из уроков жиз­ни, из успехов и из неудач. Известно, что умный учится на ошибках других, а неразумный — на собственных.

Наши рекомендации