Они необходимы, то есть не так уж часто, а основную нагрузку берет на

себя центр. Влюбой опере основа — это центральный регистр; октава

или полторы октавы диапазона. Вот это и есть основная база голоса,

которую надо уметь хорошо формировать. Ну, и, конечно, — совершен-

ная дикция. Для меня петь — это говорить на пении. Речь сама по себе

несет голос вперед. Есть много певцов, которые вместо того, чтобы хо-

рошо произносить слово, пытаются его делать внутри рта, и это самая

большая ошибка. Публика не понимает смысла текста. И голос затем

становится не таким результативным, каким бы он должен быть, когда

слово произнесено впереди. Mezza voce — результат обучения, очень тща-

Тельного и глубокого, им нужно заниматься, когда изучена дыхательная ос-

нова, базирующаяся на деятельности диафрагмы.Диафрагма — это мус-

кул, который работает, как меха, и если певец не умеет им управлять, он

никогда не сможет петь хорошо. Работа диафрагмы — база пения. Ведь

легкие — это лишь помещение для воздуха. Только брюшной пресс и

диафрагма создают давление и заставляют воздух вытекать.

Mezza voce — это тоже пение, которое основывается на деятель-

ности диафрагмы, только при небольшом посыле дыхания. Необходи-

мо уметь дозировать подачу дыхания, его расход. Это подобно игре на

трубе: если взять дыхание и подать его сильно — мы получим звук фор-

те, если дать меньше — будет пиано. Так и в пении, в голосовых связках.

Ведь через голосовые связки проходит воздух, и чем больше мы его по-

даем, чем сильнее посылаем, тем больше становится звук голоса и, со-

ответственно, чем слабее посыл, тем голос тише. Но, говоря о Mezza voce,

необходимо отметить, что никогда нельзя лишать звук дыхательной опо-

ры, снимать его с дыхания. Ведь пение неопертым звуком — это совсем

другая вещь, это уже не Mezza voce. Mezza voce должно быть оперто в

такой же мере, как пение форте, только с малой подачей воздуха. Одна-

ко многие певцы, пытаясь петь Mezza voce, уменьшают дыхательную

опору и сразу теряют звучность голоса. Наружу выходит голос совсем

другого качества. Это уже не тот звук, который был. И потом, когда ды-

хание отпущено, когда нет поддержки, опоры, звуки никогда не бывают

точно интонированы. Вся эта работа должна осуществляться диафраг-

мой, этот процесс надо хорошо вырабатывать, тренировать. Делают это,

прежде всего, на упражнениях. Самое трудное упражнение для форми-

рования Mezza voce — это октавные скачки. Например, до—до1, ре—ре1,

которые надо делать разными способами. А именно: беря нижнее до

форте, перенося его вверх также форте, но постепенно уменьшая звук

приемом, делая диминуэндо, затем, возвращаясь к нижнему до на ди-

минуэндо. Или иначе: начинать нижнее до на пиано, развернуть его на

фортиссимо на верхнем до, спуститься на нижнее до фортиссимо и за-

тем сделать диминуэндо до пиано. То есть надо все время делать «вил-

ки». Именно на них диафрагма приучается хорошо поддерживать звук.

Это очень трудные вещи. Я первое время учебы приходил с урока до-

мой, ощущая боль в мышцах живота. Это значит, что мышцы слишком

усиленно работали. Но это, конечно, вначале. Потом, месяцев через

шесть, мышцы уже привыкли и боль я ощущать перестал. Я только по-

нял, как надо работать этими мышцами, как надо работать всем голосо-

вым аппаратом. Теперь про меня все говорят, что я певец, который уме-

ет петь Mezza voce. Так это только потому, что я к нему был хорошо под-

готовлен, обучен пению Mezza voce. Вот теперь я с голосом могу делать

все, что захочу. И первое, что мне хотелось бы посоветовать человеку,

который стремится изучать искусство пения, — это следовать указани-

ям своего маэстро, хорошо понимать его. Конечно, и маэстро должен

заниматься так, чтобы быть понятым учеником! Ведь обучение пению —

это совместная работа ученика и педагога.

Надо помнить также, что голос не может быть искусственно сфаб-

рикован, сделан. Его надо иметь. Можно найти некоторые ноты, недо-

стающие в голосе, но если голоса нет от природы — ничего сделать нельзя.

В природе есть короткие голоса. Возьмем, например, тенора, который идет

до верхнего ля и которому трудно подниматься выше. При помощи обу-

чения он может добиться звучания си-бемоль и си. Он может понять спо-

соб, прием формирования этих нот. Но нельзя форсировать в обучении.

Ведь голосовые связки данного певца этому сопротивляются. Они име-

ют определенные возможности от природы. Если этими возможностя-

ми пренебрегают — связки выходят из строя. Но при осторожной рабо-

те, преодолевая трудности, можно найти легкость верхних нот. Конеч-

но, следует постепенно прибавить полтона, тон. Но если голос короток,

нельзя прибавить к нему сразу 4—5 тонов! Никогда! И это как в отноше-

нии верхних, так и нижних нот. Основное само собой делают время, ра-

бота. В общем, все зависит от голоса, который имеется в наличии.

— Как Вы берете дыхание ? Просто вниз или по кругу в спину? Сколько

берете воздуха ?

— Прежде всего, надо ощущать себя как бы «опертым, хорошо врос

Шим в землю». Певец должен чувствовать себя крепко стоящим, должен

Иметь опору, силу в ногах. Тогда дыхание и диафрагма хорошо работают.

Дыхание, естественно, лучше всего брать носом, но часто приходится ды

Наши рекомендации