Они необходимы, то есть не так уж часто, а основную нагрузку берет на
себя центр. Влюбой опере основа — это центральный регистр; октава
или полторы октавы диапазона. Вот это и есть основная база голоса,
которую надо уметь хорошо формировать. Ну, и, конечно, — совершен-
ная дикция. Для меня петь — это говорить на пении. Речь сама по себе
несет голос вперед. Есть много певцов, которые вместо того, чтобы хо-
рошо произносить слово, пытаются его делать внутри рта, и это самая
большая ошибка. Публика не понимает смысла текста. И голос затем
становится не таким результативным, каким бы он должен быть, когда
слово произнесено впереди. Mezza voce — результат обучения, очень тща-
Тельного и глубокого, им нужно заниматься, когда изучена дыхательная ос-
нова, базирующаяся на деятельности диафрагмы.Диафрагма — это мус-
кул, который работает, как меха, и если певец не умеет им управлять, он
никогда не сможет петь хорошо. Работа диафрагмы — база пения. Ведь
легкие — это лишь помещение для воздуха. Только брюшной пресс и
диафрагма создают давление и заставляют воздух вытекать.
Mezza voce — это тоже пение, которое основывается на деятель-
ности диафрагмы, только при небольшом посыле дыхания. Необходи-
мо уметь дозировать подачу дыхания, его расход. Это подобно игре на
трубе: если взять дыхание и подать его сильно — мы получим звук фор-
те, если дать меньше — будет пиано. Так и в пении, в голосовых связках.
Ведь через голосовые связки проходит воздух, и чем больше мы его по-
даем, чем сильнее посылаем, тем больше становится звук голоса и, со-
ответственно, чем слабее посыл, тем голос тише. Но, говоря о Mezza voce,
необходимо отметить, что никогда нельзя лишать звук дыхательной опо-
ры, снимать его с дыхания. Ведь пение неопертым звуком — это совсем
другая вещь, это уже не Mezza voce. Mezza voce должно быть оперто в
такой же мере, как пение форте, только с малой подачей воздуха. Одна-
ко многие певцы, пытаясь петь Mezza voce, уменьшают дыхательную
опору и сразу теряют звучность голоса. Наружу выходит голос совсем
другого качества. Это уже не тот звук, который был. И потом, когда ды-
хание отпущено, когда нет поддержки, опоры, звуки никогда не бывают
точно интонированы. Вся эта работа должна осуществляться диафраг-
мой, этот процесс надо хорошо вырабатывать, тренировать. Делают это,
прежде всего, на упражнениях. Самое трудное упражнение для форми-
рования Mezza voce — это октавные скачки. Например, до—до1, ре—ре1,
которые надо делать разными способами. А именно: беря нижнее до
форте, перенося его вверх также форте, но постепенно уменьшая звук
приемом, делая диминуэндо, затем, возвращаясь к нижнему до на ди-
минуэндо. Или иначе: начинать нижнее до на пиано, развернуть его на
фортиссимо на верхнем до, спуститься на нижнее до фортиссимо и за-
тем сделать диминуэндо до пиано. То есть надо все время делать «вил-
ки». Именно на них диафрагма приучается хорошо поддерживать звук.
Это очень трудные вещи. Я первое время учебы приходил с урока до-
мой, ощущая боль в мышцах живота. Это значит, что мышцы слишком
усиленно работали. Но это, конечно, вначале. Потом, месяцев через
шесть, мышцы уже привыкли и боль я ощущать перестал. Я только по-
нял, как надо работать этими мышцами, как надо работать всем голосо-
вым аппаратом. Теперь про меня все говорят, что я певец, который уме-
ет петь Mezza voce. Так это только потому, что я к нему был хорошо под-
готовлен, обучен пению Mezza voce. Вот теперь я с голосом могу делать
все, что захочу. И первое, что мне хотелось бы посоветовать человеку,
который стремится изучать искусство пения, — это следовать указани-
ям своего маэстро, хорошо понимать его. Конечно, и маэстро должен
заниматься так, чтобы быть понятым учеником! Ведь обучение пению —
это совместная работа ученика и педагога.
Надо помнить также, что голос не может быть искусственно сфаб-
рикован, сделан. Его надо иметь. Можно найти некоторые ноты, недо-
стающие в голосе, но если голоса нет от природы — ничего сделать нельзя.
В природе есть короткие голоса. Возьмем, например, тенора, который идет
до верхнего ля и которому трудно подниматься выше. При помощи обу-
чения он может добиться звучания си-бемоль и си. Он может понять спо-
соб, прием формирования этих нот. Но нельзя форсировать в обучении.
Ведь голосовые связки данного певца этому сопротивляются. Они име-
ют определенные возможности от природы. Если этими возможностя-
ми пренебрегают — связки выходят из строя. Но при осторожной рабо-
те, преодолевая трудности, можно найти легкость верхних нот. Конеч-
но, следует постепенно прибавить полтона, тон. Но если голос короток,
нельзя прибавить к нему сразу 4—5 тонов! Никогда! И это как в отноше-
нии верхних, так и нижних нот. Основное само собой делают время, ра-
бота. В общем, все зависит от голоса, который имеется в наличии.
— Как Вы берете дыхание ? Просто вниз или по кругу в спину? Сколько
берете воздуха ?
— Прежде всего, надо ощущать себя как бы «опертым, хорошо врос
Шим в землю». Певец должен чувствовать себя крепко стоящим, должен
Иметь опору, силу в ногах. Тогда дыхание и диафрагма хорошо работают.
Дыхание, естественно, лучше всего брать носом, но часто приходится ды