Тематика семинарских занятий и задания для самостоятельной работы

Семинар № 1. Развитие и диагностика музыкальных способностей и

креативности личности

1. Разработка проблемы музыкальности и музыкальных способностей в современной науке.

2. Структура музыкальности.

3. Процесс развития музыкальных способностей: закономерности и факторы.

4. Диагностика музыкальных способностей детей.

5. Сущность, структура и диагностика креативности личности.

Задание для самостоятельной письменной работы: предложить систему диагностических заданий для выявления уровня развития общих и специальных музыкальных способностей учеников детской музыкальной школы. Возраст ученика, уровень сложности и количество заданий выбрать самостоятельно.

Семинар № 2. История музыкального воспитания и образования

1. Музыкальное воспитание в древние времена.

2. Музыкальное воспитание в эпоху раннего и среднего средневековья (V – XIII вв.).

3. Музыкальное воспитание в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).

4. Музыкальное воспитание в эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.).

5. Музыкальное воспитание и образование в западноевропейских странах, в России и на белорусских землях в XIX – начале XX вв.

6. Становление и развитие советской системы музыкального воспитания и образования в России и Беларуси (1917 – 1991 гг.).

7. Современные системы музыкального воспитания и профессионального музыкального образования в Беларуси.

8. Системы музыкального воспитания за рубежом.

Задание для самостоятельной письменной работы:

Подготовить реферат о системе музыкального воспитания и образования в одной из зарубежных стран в соответствии с требованиями.

Семинар № 3. Музыкальная дидактика

1. Проблема целей и задач музыкального обучения.

2. Сущность закономерностей и принципов музыкального обучения.

3. Содержание музыкального образования и его структура.

4. Методы и средства музыкального обучения и критерии их отбора на уроке.

5. Формы музыкального обучения. Типы и виды уроков музыки.

6. Планирование и подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку.

Задание для письменной самостоятельной работы:

Сделать письменный анализ индивидуального или группового урока по любой музыкальной дисциплине и в любом учебном заведении по предложенному плану.

Требования к реферату по профессиональной педагогике

1. Структура реферата:

– титульный лист, на котором указывается учебное заведение, кафедра, предмет, по которому выполнен реферат, тема реферата, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, факультет, год выполнения реферата;

– содержание;

– два или три раздела, где первый раздел посвящен вопросам истории музыкального воспитания и образования в данной стране, а второй – современному состоянию музыкального воспитания и образования в данной стране, наличие третьего раздела по желанию студента;

– заключение;

– список использованных источников.

2. Объем реферата от 8 до 15 страниц. Оформление реферата на бумаге формата А 4 компьютерным способом.

План анализа урока по музыкальным дисциплинам

I. Введение в урок

1. Создание психологического настроя.

2. Постановка целей.

3. Формирование мотивов учения.

II. Оснащенность урока

1. Использование доски, дидактического материала, ТСО.

2. Целесообразность использования средств наглядности.

III. Содержание урока

1. Соответствие методической структуры урока целям.

2. Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала.

3. Дифференциация заданий.

4. Научность содержания.

5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи.

6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока.

7. Эстетическое воздействие урока.

8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность.

9. Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль.

10. Активизация у учащихся интереса к предмету, занимательность, использование игровых методов.

IV. Психологические аспекты урока

1. Смена видов деятельности на уроке.

2. Учет времени активного внимания.

3. Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).

V. Оценка деятельности учащихся

1. Степень активности учащихся.

2. Организованность и дисциплина.

3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано излагать свои мысли.

4. Развитие навыков самостоятельной деятельности.

VI. Охрана труда на уроке

1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).

2. Наблюдение за посадкой учащихся.

3. Наличие динамической паузы.

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1. Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя.

2. Наличие обратной связи с учащимися.

3. Обеспечение благоприятного психологического климата.

VIII. Итоги урока

1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели.

2. Домашнее задание: объем, посильность.

3. Использование воспитательных возможностей оценки.

Перечень средств диагностики результатов учебной деятельности

Студентов

Для контроля качества образования по дисциплине «Профессиональная педагогика» используются следующие средства диагностики:

- оценка решений типовых заданий;

- тестовые задания по отдельным разделам дисциплины;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос на семинарских занятиях;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступление студентов на семинарских занятиях по разработанным ими темам;

- устный экзамен.

Наши рекомендации