Тематика практических занятий и методические указания по подготовке к ним, задания для самостоятельной и индивидуальной работы для студентов

Цель практических (семинарских) занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам, в развитии у студентов навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой.

На практическом занятии желательны коллективные обсуждения теоретических и практических проблем. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения студентов. Именно здесь студенты познают азы ораторского искусства, учатся правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Кроме всего прочего, практические занятия (семинары) являются формой контроля преподавателя за учебным процессом в группе, успеваемостью и отношением к учебе каждого студента. Студенты принимают участие в контрольных работах, тестированиях, устных опросах и пр.

В ходе подготовки к практическому занятию студентам следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие студентов в работе способствует более глубокому изучению содержания курса, повышению уровня психологической культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при разрешении различных проблемных ситуаций.

Для закрепления теоретического материала студенты по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания в тетради для практических занятий (см. планы практических занятий). Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание студентов на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты (см. соответствующий раздел методических указаний), которые могут быть использованы как для проверки знаний студентов преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на практических занятиях, а также для самопроверки знаний студентами.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет не только преподавателю оценить успеваемость студентов на любом этапе их обучения, но оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования студенты могут выявить тот круг вопросов, которые усвоены слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы студентов по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

Семинарское занятие 1

Первые социально-психологические теории..

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1 Задача психологии народов.

2.Отличие индивидуальной психологии от психологии народов.

3. Главные области психологии наролов.

4. Критика возражений против психологии народов.

5. Закон подражания Г. Тарда.

6. Основные идеи С. Сигеле и Г. Лебона:

а) характеристика массы,

б) структура психики массы,

в) интеллект массы,

г) массы естественные и искусственные.

7. Элита и массы.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- 264с.

3 Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб,-2001,- С 11-20, С 33-48, С 86- 98.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 12- 24.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 1:

Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответьте на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.

1. Выделите основные причины формирования социальной психологии в самостоятельную науку.

2. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 70-е годы 20 века?

3. Назовите наиболее известных теоретиков психологии масс и охарактеризуйте их основные идеи.

4. Почему психология масс считает человека иррациональным существом?

5. Кто из учёных и почему воспринимает массы как безумные и преступные?

6. Что нового внёс в понимание масс Г. Лебон?

7. Действие каких факторов превращает людей в массу?

8. Какими качествами, по мнению теоретиков масс. должны обладать вожди масс?

9. Выход чьих работ считается отправной точкой формирования социальной психологии как самостоятельной науки?

10.Какие ключевые события можно выделить в процессе становления социальной психологии как самостоятельной науки?

11. Составьте схему «Этапы развития отечественной социальной психологии».

Семинарское занятие №2

Теоретические и эмпирические основания социальной психологии.

Форма проведения занятия – организационно –деятельностная игра. При подготовке к семинару студенты делятся на 5 малых групп, каждая из которых должна представить и защитить на научном симпозиуме основные идеи своей научной школы, доказать её преимущества для развития социальной психологии. В ходе проведения занятия преподаватель организует научную дискуссию, совместно со студентами выявляет положительные стороны и недостатки каждой парадигмы.

Вопросы для обсуждения.

1. Теоретическое постижение мира.

2. Теории в социальной психологии.

3. Модель научного развития.

4. Эволюция бихевиоризма.

5. Теория социального научения..

6. Теория социального обмена.

7. Теория взаимозависимости.

8. Символический интеракционизм.

9. Когнитивистская ориентация.

10 Психоаналитические теории.

11. Гештальт -психология.

12. Гуманистическая психология.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.1 .- Становление и развитие социальной психологии как науки).

3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С44- 59

Вопросы и задания для самостоятельной работы 2;

1. Используя учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология» М: Аспект пресс, 2000 и

учебник Е.В. Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000., Вам необходимо составить матрицу основных идей психологических школ : бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма, гуманистической психологии.

2. Письменно ответьте на вопрос:»Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии»?

3. Подумайте. как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как:

а) часть социологии,

б) часть психологии,

в) самостоятельную область исследования, находящуюся между социологией и психологией в качестве независимой дисциплины.

Определите и запишите в тетради три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.

4. Письменно ответьте на вопрос:»Какое теоретическое направление послужило основой для теории социального научения»?

5. Вам необходимо прочитать главу 5 «Социально-психологические исследования» учебника Н.И. Семечкина» Социальная психология».- СПБ.-2004.- С 63- 75 и письменно подготовить ответы на вопросы:

- Чем научное знание отличается от ненаучного? Опишите закономерности научного познания.

- В чём сущность принципов верификации и фальсификации? Показателем чего служит возможность применения этих принципов?

- Какие основные правила и требования должны соблюдаться при проведении исследования, чтобы получить достаточно достоверные сведения?

- Укажите наиболее распространённые методы социально-психологических исследований. Какие классификации методов исследования Вы знаете?

- Какую основную этическую проблему должен решать и следователь при проведении социально-психологического эксперимента?

- Перечислите основные этические требования, которые необходимо соблюдать при проведении социально-психологических исследований.

- Дайте определение процедуре дебрифинга. Как и для чего она проводится?

Семинарское занятие №3

Общение как коммуникация

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1. Типы коммуникации.

2. Структура коммуникации.

3. Средства коммуникации.

4. Классификация видов невербальной коммуникации.

5. Функции невербальных сообщений.

6. Основные каналы невербальной коммуникации.

7. Проблема интерпретации невербального поведения.

8. Роль невербальных средств в общении человека.

9 . Интимно-личностное пространство в общении.

10. Жесты и культура.

11. Мимика. Пластика, взгляд.

12. Одежда. Аксессуары.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000. - Глава 5 « Общение как обмен информацией».

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.11 .- «Общение»)

3. Пиз А. Язык телодвижений.

4 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- Глава 16 «Невербальные средства коммуникации» - С 171 -182.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 3:

1. .Используя монографию А.А. Бодалёва «Психология общения»- М., Воронеж: НПО МОДЭК, 1996., необходимо письменно ответить на вопрос:

Что общего и в чём различие между общением и предметной деятельностью?

2. На основе учебника Н.И. Семечкина «Социальная психология».- СПБ.-2004.- Главы 16 «Невербальные средства коммуникации» - С 171 -182. и Главы 15 «Вербальные средства коммуникации» - С 161 – 170 Вам следует письменно ответить на вопросы:

- Какие составляющие образуют паралингвистический канал коммуникации?

.. Почему социальная коммуникация подчиняется правилам коммуникационной игры?

- Как и почему в разговоре проявляются гендерные различия?

- Почему некоторые авторы полагают. что общество, в котором отсутствует ложь, не могло бы существовать? Что думаете об этом Вы?

Что фиксирует полиграф? Действительно ли он является детектором лжи?

3.Укажите невербальные средства коммуникации и охарактеризуйте их..

4. Какие функции выполняют невербальные сообщения ?

5. Перечислите известные Вам способы кодирования невербальной информации.

6. Посмотрите выступления двух – трёх ведущих прямого эфира на телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций, жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии. Обратите внимание на то, как влияют на восприятие сообщения цвет и стиль одежды, украшения, косметика, причёска.

Семинарское занятие №4

Общение как коммуникация.

Слагаемые убеждения.

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1. Вербальная сторона публичного выступления.

1.1 Ключевые идеи и их аргументация..

1.2 «Поучительные истории».

1.3. Метафоры в тексте выступления.

2. Смысловая структура публичного выступления.

3. Слагаемые убеждения: влияние коммуникатора, содержание сообщения, канал коммуникации, аудитория.

4. Невербальная сторона публичного выступления.

5. Средства визуального представления информации

6. Контакт с аудиторией.

7. Области применения техник публичного выступления.

Литература:

1. Журавлёв А.В., Павлова Е.Н. Публичное выступление. – Социальная психология. Практикум..- Г.М. Андреева, Е.А. Аксёнова, Т.Ю. Базаров и др.- М: Аспект Пресс, 2006.-С 243 – 274.

2. . Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,1998.- С 315 – 335.

3. Хараш А. У. Смысловая структура публичного выступления. – Социальная психология.- Хрестоматия.- Составители: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- С 71 -84.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 4:

Вам необходимо письменно подготовить ответы на предложенные вопросы для последующей их проверки:

1. Какие особенности субъекта влияют на восприятие им людей?

2. Какие составляющие входят в физический и социальный облик воспринимаемого человека?

3. По каким признакам Вы можете определить, что новый знакомый или знакомая ведёт себя искренне или неискренне?

4. Какие эффекта межличностного восприятия искажают образ воспринимаемого человека? Проанализируйте, какие механизмы могут исказить межличностное познание?

5. Опишите, каким образом различные особенности личности влияют на развитие межличностных отношений.

6. Проанализируйте, каков уровень Вашей эмпатии (желательно с помощью одной из методик).

Семинарское занятие №5

Общение как интеракция

Форма проведения занятия – групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения:

1. Парадигмы конфликтологии.

1.1 Социально-биологическая парадигма.

1.2 Классовая парадигма.

1.3 Социально-психологическая парадигма.

1.4 Структурно-функциональная парадигма.

1.5 Диалектико-созидательная парадигма.

1.6 Теория конфликта как метатеория.

2. Проблема межличностных отношений.

3. Чувства как система поведения.

4. Конвенциальные нормы и чувства.

5. Культурная матрица играния ролей.

6. Личный статус и первичная группа.

Литература

  1. Зайцев А. Социальный конфликт.- М.- Академия.- 2001
  2. Шибутани Т. Социальная психология.- Р/н/Д- Феникс- С 272-299, С 310-330, С 88-112, С 338-356.

Вопросы и задания для самостоятельной работы темы 5.

Письменно ответьте на следующие вопросы

1 На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

2. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?

3. Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

4. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной социальной жизни человека?

5. Приведите письменно примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.

6. Дайте развёрнутую характеристику взаимодействия субъектов (героев художественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, не доминантный.

7. Используя книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».- Л.-1992., подготовьте сообщение по теме « Типы трансакций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры всех типов трансакций.

8. Проанализируйте речи известных политиков. Какие метафоры использованы в тексте? Понаблюдайте, какие метафоры Вы чаще всего используете?

9. Проанализируйте речь своих знакомых. Какими предикатами (ключами доступа: «визуальными», «аудиальными», «кинестетическими») они чаще всего пользуются в своей речи?

10. Возьмите текст, написанный в канцелярском стиле, и перепишите его с использованием ключей доступа всех трёх типов.

Семинарское занятие №6.

Наши рекомендации