Для самостоятельного изучения
1. Характеристика факторов развития личности.
2. Воспитание и самовоспитание как решающие факторы развития личности.
3. Роль деятельности в воспитании и развитии человека.
4. Разработка и обоснование проекта модели поведения школьника на основе анализа конкретных педагогических ситуаций.
5. Проанализируйте педагогическую ситуацию и найдите верное решение.
Учащийся попросил вас освободить его от занятий по уважительной причине. Неожиданно выясняется, что он солгал. Каковы ваши действия?
1) Сделаете так, что его поступок отразится на успеваемости.
2) Потребуете оправдательный документ и предложите “отработать” пропущенное занятие.
3) Проанализируете поступок учащегося перед группой.
4) Побеседуете с учащимся наедине.
5) Возмутитесь и поставите в известность администрацию учебного заведения.
6) Предпочтете другие варианты.
Аргументируйте свой ответ [5, с. 47].
6. С какими высказываниями известных людей и афоризмами из народного творчества вы полностью согласны, а какие вызывают у вас сомнение? Что вы знаете об авторах данных изречений?
***
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, – мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим (Лукиан).
***
Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля (Платон).
***
Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя (Г.Галилей).
***
Образование развивает способности, но не создает их (Вольтер).
***
Человек без воспитания – что тело без души.
***
Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло.
***
Человек не для себя родится.
***
Недалеко от дерева яблочко падает.
Формы и виды учебной деятельности. Выбор темы и написание реферата с использованием:
1) анализа литературных источников, периодической печати, составление аннотаций, резюме, рецензий;
2) составление тематической хрестоматии, терминологического словаря.
Форма контроля – проверка рабочей тетради.
Литература
Основная
1. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К.Дусавицкий. – М.: Дом педагогики, 1996. – 204 с.
2. Дьяченко, В.К. Развивающее обучение и развитие личности / В.К.Дьяченко // Школьные технологии. – 1997. – № 3. – С. 14–23.
3. Кабуш, В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества / В.Т.Кабуш. – Мн.: Ин-т ПК и ПП рук. работников и специалистов образования, 1994. – 182 с.
4. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
5. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.
6. Русецкая, А.М. Воспитать человека. …Как это сделать / А.М.Русецкая. – Мн.: Оракул, 1997. – 62 с.
7. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей / М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1980. –144 с.
Дополнительная
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Белкин. – М.: Аcademia, 2000. – 187 с.
2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М.Гуревич. – М.: Знание, 1988. – 79 с.
3. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И.Васильевой. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
4. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков. – М.: РАО; Воронеж: МОДЕК, 2006. – 692 с.
5. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р.Левонтин; пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – 208 с.
Тема 4. Педагогический процесс
Контролируемая самостоятельная работа
Цель контролируемой самостоятельной работы – определение сущности педагогического процесса и направлений его совершенствования.
Вопросы, задания, педагогические ситуации
1. Педагогический процесс как система.
2. Структура педагогического процесса.
З. Закономерности и принципы педагогического процесса.
4. Источники и движущие силы педагогического процесса.
5. Отличия педагогического процесса высшего учебного заведения, среднего специального учебного заведения и общеобразовательной школы.
6. Реформирование педагогического процесса.
7. Анализ педагогической ситуации.
За последние годы возросло количество публикаций, в которых урок рассматривается как основная форма учебно-воспитательного процесса в целом. Однако ряд педагогов, не соглашаясь с таким пониманием вопроса, считают ошибочным стремление “сместить центр тяжести воспитания на хрупкие плечи урока”.
Определите свою позицию в этом споре. Как вы думаете, дискуссия о месте урока в целостном педагогическом процессе имеет сугубо теоретический характер или она вытекает из реальной практики? [5, с. 27].
Формы контроля:
1) проверка рабочей тетради;
2) индивидуальный опрос с использованием тестовых заданий (см приложение 2).
Литература
Основная
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А.Амонашвили. – Мн.: Універсітэцкае, 1990. – 559 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика,1989. – 191 с.
3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С.И.Гессен. – М.: Шк.-Пресс, 1995. – 447 с.
4. Педагогический процесс: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. / Сев.-Осет. гос. ун-т; ред. А.Р.Джиоева. – Владикавказ, 2000. – 163 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: программа учебного курса. – М.: МОСУ, 1996. – 40 с.
6. Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К.Степаненков. – Мн.: Изд-во В.М.Скакун, 2001. – 448 с.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник / И.Ф.Харламов. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 559 с.
8. Шаталов, В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований / В.Ф.Шаталов. – Мн.: Універсітэцкае, 1987. – 223 c.
Дополнительная
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.
2. Зеньковский, В.В. Педагогика / В.В.Зеньковский // Рус. зарубежье: образование и культура. – 1997. – № 2. – С. 73–87.
3. Подласый, И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов / И.П.Подласый. – Киев, 1998.
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М.: Большая рос. энцикл., 1999. – 672 с.
РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ