Темы для самостоятельного изучения

(Очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела дисциплины, темы Форма самостоятельной работы Кол-во часов Сроки выполнения Форма контроля выполнения СМР
1. Развитие и становление ФВ в России и за рубежом Изучение источников литературы по теме   Доклады на практическом занятии
2. Предмет ТиМФВ и РР Выписка понятийного аппарата   Конспекты  
3. Методы исследования в ТМФВ Подготовить протоколы исследования на любую тему   Сообщение на семинаре
4. Задачи и средства ФВ Конспектирование   конспект
5. Основы обучения и развития детей в процессе ФВ Конспектирование   конспекты
6. Двигательные умения и навыки Вопросы для самостоятельного изучения   Проверка конспектов
7. Развитие психофизических качеств Контрольная работа   Защита контрольной работы
8. Методы обучения в ФВ Вопросы для самостоятельного изучения; рефераты   Защита рефератов
9. Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет Рефераты; подборка фольклорного материала для проведения занятий   Защита рефератов; проведение занятий
10. Гимнастика для дошкольников Закрепление пройденного материала. Составление библиографии по теме.   Доклад; библиография
11. Подвижные игры и элементы спортивных игр Подготовить игры.   Имитационные игры в аудитории, их анализ
12. Спортивные упражнения Закрепление пройденного материала   Сообщение на занятии
13. Формы организации ФВ Заполнение таблиц по формам занятий   Сообщение на семинаре
14. Планирование и учет работы по ФВ Подготовить планы конспектов занятий для разных возрастных групп   Обсуждение планов-конспектов
15. Организация работы по ФВ Закрепление пройденного материала   Проверка конспектов
16. Методическое руководство работой по ФВ Написание планов работы, их анализ   Обсуждение на занятии
17. Преподавание курса «МФВ детей дошкольного возраста» в ПК Разработать темы лекций для выступлений на свободную тему   Выступление с лекцией
18. Современные направления и инновационные системы образования Изучить современные программы; их анализ и составление проекта   Выступление с докладом. Защита проекта
  Итого по ОФО      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематика и планы аудиторной работы студентов

Практическое занятие № 1

Тема: Развитие и становление систем физического воспитания в России и за рубежом.

План:

1. Система физического воспитания.

2. Характеристика национальных систем физического воспитания в Европейских странах 18-20 веков (Англия, Германия, Швеция, Франция, Чехия и др.).

3. Развитие и становление физического воспитания в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие системы физического воспитания.

2. Развитие системы физического воспитания в Европейских странах 18-20 веков:

• Причины создания национальных систем физического воспитания,

• Немецкая гимнастическая система, ее особенности,

• Шведская система физического воспитания и ее взаимосвязь с современностью,

• Французская система физического воспитания,

• Сокольская гимнастика,

• Рациональная гимнастика Ж.Демени,

• «Естественный» метод Ж. Эбера,

• Основная гимнастика Нильса Бука, ее характеристика,

• Художественная гимнастика Д. Далькроза, А. Дункан и др.

• Индивидуальная гимнастика И. Мюллера.

3. Становление и развитие теоретических основ физического воспитания в России:

• Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической

литературе:

- значение книг Авиценны для врачей и педагогов;

- классификация игр в воспитании детей (по соч. Е. Славинецкого) ;

- физическая культура народных масс;

- система военно-физической подготовки в русской армии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать статьи из журналов для краткого сообщения по теме.

2. Выступить перед аудиторией с аннотацией или рефератом по избранному вопросу.

Темы рефератов:

1.П.Ф. Лесгафт – основоположник системы физического образования в России (сообщения).

2.В.В. Гориневский, Е.А. Аркин – продолжатели традиций П.Ф. Лесгафта.

3.Вклад Л.И. Чулицкой, Е.Г. Леви-Гориневский, А.И. Быковой в создании системы физического воспитания дошкольников.

4.Дальнейшая разработка проблемы физического воспитания дошкольников в современных исследованиях (сообщение по статьям из журналов «Дошкольное воспитание», «Теория и практика физической культуры», «Семья и школа», «Вопросы психологии», «Обруч»).

Доклад

Современная отечественная и зарубежная литература по теории и методике физического воспитания (библиографический обзор).

Книжная выставка из фондов МГПУ личного фонда: литература по теории и методике физического воспитания.

Основная литература:

1.Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – С. 3-6.

2.Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., 1982.

3.Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей. – Собр. Пед. соч. – М.: Ф и С, 1987. – в 2-х томах / Под ред. И. Н. Решетень

4.Столбов В.В. История физической культуры. – М., Просвещение, 2004. – С. 35-45, 50-57. Гл. 3, 4, 5.

5.Молчанов С.В. Триединство физической культуры: Ист.-теорет. анализ социальной пед. системы.- Мн.: Полымя, 1991.- 140с.

Дополнительная литература:

1. Выдрин В.М. Физическая культура и её теория //Теория и практика физической культуры.- 1986.-№ 5.- С.6.:-9.

2. Столяров В.И. К вопросу о теории физического воспитания (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры.- 1985.- № 2.- С. 12-16.

Практическое занятие № 2

Тема: Предмет теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

План:

1. Характеристика теории физического воспитания (ТМФВ) как научной и учебной дисциплины.

2. Категориальный аппарат ТМФВ.

3. Методы исследования в ТФВ.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и содержание предмета теории физического воспитания.

2. Методологические основы теории и методики физического воспитания.

3. Естественно-научные основы теории и методики физического воспитания.

4. Основные понятия теории физического воспитания: физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание,физическая культура, физическая рекреация и реабилитация и др.

5. Определите связь Т и МФВ с другими науками (философией, психологией, медициной, педагогикой, социологией).

6. Методология и методы научного исследования в ТФВ.

7. Значение научных исследований для развития теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить понятийный словарь по курсу «Т и М ФВ и РР».

2. Провести анализ понятий. Выявить связи и принципиальные различия между понятиями.

3. Изучить литературу, выделить материал к обсуждению предложенных вопросов.

4. Сделать схему «Система наук о физическом воспитании».

5. Подготовить доклад по теме: Человек и его тело: «природное тело»- «социальное тело» - «культурное тело».

Основная литература:

1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – С. 2-8.

2. Алябьева Н. В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указ. – Мурманск, 2004.

3. Быховская И.М. «Быть телом»- иметь тело»- «творить тело»: три уровня бытия «Homo Somatis»и проблемы физической культуры //Теория и практика физической культуры. - 1993.- № 7.- С. 2-5.

4. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях /Под ред. С.А.Козловой.- М, 2002.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001. – С. 5-16 – прочитать.

6. Теория и методика физического воспитания. В 2 томах./Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003.

Дополнительная литература:

1. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность.- М., 1993.- 180с.

2. Столяров В.И. Место ФК и С в системе явлений культуры.- М., 1988.- 27 с.

Практическое занятие №3.

Тема: Педагогические исследования в сфере физической культуры

План:

1. Методология и методы педагогического исследования в ТМФВ.

2. Значение научных исследований в области общественных и естественных наук, передовой педагогической практики для развития ТМФВ.

3. Роль и значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста.

4. Организация научной и методической подготовки студентов.

Вопросы для обсуждения:

1. О методологии и логике теоретического исследования. Современные общенаучные подходы.

2. Подготовка педагогического исследования.

3. Информационная основа педагогических исследований. (Библиографический розыск, систематизация документальной информации, опросные методы, наблюдение и экспериментальные методы).

4. Статистические и другие методы первичной обработки данных..

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомиться с методикой исследования (по источнику № 1) физической подготовленности ребенка, отобрать 3-4 теста для исследования.

2. Подготовить протоколы исследования по физической подготовленности.

Основная литература:

1. Алябьева Н.В. Научно-исследовательская работа студентов в курсе теории и методики физического воспитания: Уч. пособие.- Мурманск, 2005.- 70с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: ФИС, 1978.- 223 с.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Просвещение, 1982.- 213 с.

4. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследования в спорте: Учебн. пособие.- Харьков: Основа, 1994.- 132 с.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. - Мурманск, 2004.

2. Круцевич Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре.- Киев: Здоровья, 1985.- 117 с.

Практическое занятие № 4.

Тема: Задачи и средства физического воспитания.

План:

1. Объективная обусловленность цели и задач общественными и возрастными особенностями.

2. Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях.

3. Роль двигательной активности в жизни человека.

4. Характеристика средств физического воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Средства физического воспитания как педагогическое понятие. Разновидности средств физического воспитания.

2. Техника физических упражнений.

3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

4. Классификация физических упражнений.

5. Оздоровительные силы природы и гигиенические нормы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы исследования.

6. Физкультурно-оздоровительная и спортивная техника: тренажёры, тренировочные устройства, многопропускное оборудование.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить рефераты на темы:

1. Тренажёрные устройства в ДОУ, школе, их специфика и отличия.

2. Тренажеры в спортивной деятельности.

Основная литература:

1. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник.- МН.: Высшая школа., 1979.-174 с.

2. Глузман Л.С., Баранов В.М. Домашние тренажёры.- М.: Знание, 1985.- 64 с.

3. Денискин Д.Н. Тренажёры в доме.- М.: ФИС, 1986.- 32 с.

4. Тренажёры в спорте /Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А..- М.: ФиС, 1989.- 320 с.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре : Библ. указатель 1990- 2003гг. ( см. раздел спортивное оборудование).

2. Аслаханов С.М. Педагогические требования к использованию народных средств физического воспитания на уроках физической культуры //ТиПФК.-1993.- № 5-6.- С. 36-37.

Практическое занятие № 5.

Тема: Методы физического воспитания

План:

1. Общие требования к выбору методов.

2. Классификация и общая характеристика методов и приёмов обучения физическим упражнениям.

3. Практические методы обучения, их значение.

4. Методы обеспечения наглядности, их значение; виды и методики их применения.

5. Словесные методы и приёмы.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятий: метод, методический прием, методика.

2. Общая характеристика и классификация методов физического воспитания.

3. Требования к выбору методов.

4. Общепедагогические методы в физическом воспитании: вербального (речевого) воздействия; идеомоторного и психорегулирующего упражнения; методы обеспечения наглядности.

5. Специфические методы физического воспитания: методы строго регламентированного упражнения; игровой и соревновательной методы.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовить рисунок-схему целостного, систематизированного изображения методов физического воспитания и подписать его : Рис.1. Методы физического воспитания.

2.Подготовить тезисы для выступления.

Основная литература:

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.

2. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Т.Ю. Круцевич.- Киев, 2003.

3. Теория и методика физической культуры /Под ред. Ю. Ф. Курамшина.- М.: Сов. спорт, 2004.- 464 с.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указ. (1990 - 2003гг.).- Мурманск, 2004.

2. Теория и методика физического воспитания / Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. - М, 1990.- 287 с.

Практическое занятие № 6

Тема: Двигательные умения, навыки.

План:

1. Понятие: двигательное умение, двигательный навык. Формирование двигательных навыков.

2. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.

3. Этапы обучения двигательным навыкам.

4. Методика воспитания психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Двигательное умение, двигательный навык, их характеристики.

2. Формирование двигательных навыков.

3. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения:

- роль сознания и эмоций при обучении движениям;

- влияние постановки задач, мотивов деятельности, психологической установки;

- влияние музыки на совершенствование двигательных навыков.

4. Этапы обучения двигательным навыкам.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовиться к тестам по теме «Двигательные умения и навыки».

2. Сделать аннотацию книг:

- Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.

- Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.

Основная литература:

1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – С. 33-68.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: ФиС, 1985.- 193 с.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: ФиС, 1991.- 288с.

4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.

5. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.

6. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.

Дополнительная литература:

1. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Т.Ю. Круцевич.- Киев, 2003.

2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.- М., 1960.

Практическое занятие № 7

Тема: Развитие психофизических качества.

План:

1. Определение понятия «психофизические качества», их физиологическое обоснование.

2. Средства и методы развития психофизических качеств.

3. Диагностика выявления уровня развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

4. Единство обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

5. Контрольные упражнения и тестовые задания для определения уровня развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Основы развития физических качеств:

- воспитание и развитие силовых способностей у детей,

- воспитание скоростных способностей,

- воспитание ловкости как двигательного качества,

- выносливость как физическое качество и методика ее развития,

- развитие гибкости и пути воздействия на некоторые свойства телосложения.

2. Методика обследования физических качеств у детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовиться к аудиторной контрольной работе.

2. Провести библиографическое разыскание статей по теме развитие психофизичес­ких качеств у детей (за 5 лет по журналам: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Теория и практика физического воспитания» и др.).

Основная литература:

1. Алябьева Н.В.Диагностика психофизического состояния ребенка -дошкольника.- Мурманск, 1998.

2. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мур­манск, 2004. – С. 33-68.

3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – С. 87 - 128

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре : Библ. указ. (1990-2003гг.).- Мурманск, 2004.

2. Теория и методика физического воспитания /Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. - М, 1990.- 287 с.

Практическое занятие № 8

Тема: Гимнастика для детей дошкольного возраста.

План:

1. Гимнастика в системе физического воспитания.

2. Разновидности гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на детей.

3. Характеристика основных видов движений, их влияние на организм.

4. Применение ОРУ в разных формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

5. Строевые упражнения, их характеристика, место в системе физического воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка.

2. Виды гимнастики и их характеристика.

3. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений. Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям.

4. Методика обучения строевым упражнениям с учетом возрастных особенностей детей.

5. Значение основных движений. Циклические и ациклические движения.Методика обучения ходьбе.

6. Методика обучению бегу, обследование уровня навыка бега.

7. Специфика обучению детей метанию и определение сформированности навыков метания.

8. Методика обучения детей прыжкам и обследование навыков прыжка.

9. Методика обучения лазанию

Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ программ по разделу «гимнастика».

2. Составить развернутые тезисы по указанным вопросам плана.

3. Прочитать дополнительную литературу, сделать краткие выписки.

4. Составить таблицу усложнений основных видов движений, строевых, общеразвивающих по разным возрастным группам.

5. Выписать виды построений и перестроений в старшем возрасте.

Основная литература:

1. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990.

2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Ф и С, 1991.

3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать – М., 1983.

4. Кенеман А. В., Хухлаева А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1985. – С. 109-136.

5. Развитие движений ребенка-дошкольника / Под ред. М. И. Фонарева. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – С 142-188.

Практическая работа № 9

Тема: Подвижные игры.

План:

1. Становление теории и методики подвижных игр в системе физического воспитания.

2. Комплексное воздействие подвижной игры на всестороннее развитие личности ребёнка.

3. Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

4. Использование подвижных игр в качестве средства разносторонней физической подготовки.

Вопросы для обсуждения:

1. Подвижная игра, ее определение и специфика.

2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.

3. Виды подвижных игр, их сравнительная характеристика.

4. Создание теории и методики подвижной игры (П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, Е. И. Аркин и др.)

5. Классификация подвижных игр.

6. Содержание и методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах, их специфика.

7. Специфика педагогических требований и методика проведения игр с элементами спорта.

8. Воспитание навыков самоорганизации детей в подвижных играх.

9. Русские народные подвижные игры.

10. Воспитание нравственных качеств в подвижной игре

Задания для самостоятельной работы:

1.Построить таблицу классификации подвижных игр.

2.Составить конспект подвижной игры с вариантами усложнения. Анализ конспектов по подвижной игре.

3.Анализ программ по разделу «Подвижная игра».

4.Выписать и выучить не менее 10 считалок, поговорок, зачинов и др.

Основная литература:

1.Детские народные подвижные игры /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – М., 1995.

2.Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения н прогулке.- М., 1992.

3.Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей. – М.: Просвещение, 1985. – С. 136-158

4.Литвинова М.Ф. Народные игры. – М., 1986.

5.Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни.- М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.- 92 с.

6.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – С. 188 – 231.

7.Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1979.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указ… Мурманск, 2004.- (раздел Подвижные игры.-С.67-70).

2. Геллер Е.М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека.- Мн.,1990.

3. Гришина Г. Не забывайте народные игры //Дошкольное воспитание.- 1993.- № 2.-С.26-29.

4. Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе.- М.: изд-во Дом МСП, 1998.- 240 с.

5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библ. указ. 1917-1990 (раздел Подвижные игры.- С. 57- 70).

Практическая работа № 10

Тема: Спортивные игры.

План:

1. Место элементов спортивных игр в занятиях физической культурой детей старшего дошкольного возраста.

2. Содержание и методика обучения элементам спортивных игр:

- баскетбол;

- футбол;

- хоккей;

- бадминтон;

- настольный теннис.

3. Создание необходимых условий для проведения спортивных игр.

4. Реализация дидактических принципов обучения с учётом специфики спортивных игр.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение спортивных игр в физическом воспитании детей.

2. Построение, организация и методика проведения занятий с элементами спортивных игр.

3. Содержание и методика обучения детей:

а) элементам игры в баскетбол;

б) настольному теннису;

в) игре в бадминтон.

4.Планирование спортивных игр и упражнений на прогулке.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выбрать одну из методик обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм.

2. Провести на учебной академической группе элементы игры (на выбор студентов: баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др.).

3. Подготовить план-конспект спортивной игры для детей старшего дошкольного возраста.

Основная литература:

1.Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992, - С. 5-9, С. 87-113, С. 119 – 122.

2.Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М., 1983.

3.Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.

4.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001 – С. 231-247.

5.Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

Дополнительная литература:

1.Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указ… Мурманск, 2004.- (раздел Подвижные игры.-С.67-70).

2.Васильков Г. А. Азбука мяча. – К.: Здоровья, 1986. – 100с.

3.Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой. – М: Просвещение, 1982. – 97 с.

4.Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. – М., 1973.

5.Геллер Е.М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека.- Мн., 1990.

6.Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе.- М.: Изд-во Дом МСП, 1998.- 240 с.

7.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библ. указ. 1917-1990 (раздел Подвижные игры.- С.57-70).

Практическая работа № 11

Тема: Спортивные упражнения.

План:

1. Виды спортивных упражнений, их значение и характеристика.

2. Методика обучения детей спортивным упражнениям в зимний период:

- катание на санках;

- скольжение по ледяным дорожкам;

- катание на коньках;

- передвижение на лыжах.

3. Летние виды спортивных упражнений, специфика обучения им детей дошкольного возраста.

4. Страховка и предупреждение травм в занятиях спортивными играми.

5. Характеристика подвижных игр и специфика применения их в спортивных упражнениях.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика спортивных упражнений и их значение.

2. Обучение катанию на коньках.

3. Обучение передвижению на лыжах.

4. Методика обучения плаванию.

5. Значение катания на велосипеде для ребенка-дошкольника. Методика обучения.

6. Другие виды спортивных упражнений (роликовые коньки, самокат).

Задание для самостоятельной работы:

1.Анализ программ по разделу «Спортивные упражнения»

2.Подобрать игры для обучения спортивным упражнениям.

3.Подготовить и провести презентацию книг по спортивным играм и упражнениям.

Основная литература:

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – С. 12-69.

2. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

3. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания. – С. 158-165.

4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду. М.: Просвещение, 1991. – 159с.

Дополнительная литература:

1.Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – 79с.

2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического и развития ребенка. – М.: Академия, 2001. – С. 247-262.

Практическая работа № 12

Тема: Формы организации физического воспитания в ДОУ.

План:

1. Многообразие форм работы по физическому воспитанию и их взаимосвязь.

2. Режим двигательной деятельности детей в различные периоды года.

3. Теоретические основы физкультурных занятий; специфика проведения их в разных возрастных группах.

4. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе.

5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

6. Прогулки, экскурсии за пределы детского сада, их значение.

7. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.

8. Самостоятельная двигательная деятельность – важнейшее условие современного развития ребёнка.

9. Виды активного отдыха, специфические особенности проведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение форм организации физического воспитания с другими видами деятельности.

2. Врачебно-педагогический контроль в процессе проведения разных форм работы.

3. Методика проведения физкультурных занятий в разных возрастных группах. Методика проведения нетрадиционных физкультурных занятий.

4. Утренняя гимнастика в детском саду. Методика проведения ее в разных возрастных группах. Требования к подбору физических упражнений.

5. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка.

6. Закаливающие мероприятия в детском саду.

7. Активный отдых.

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомиться с литературой в соответствии с вопросами для обсуждения.

2. Сделать фотозапись и анализ физкультурного занятия в одной из возрастных групп.

3. Составить конспект занятия по развитию движений с детьми второго года жизни.

4. Составить конспект физкультурного занятия для средней группы.

Основная литература:

1. Воробьева А. Н. Семья спортивная. – М.: ФиС., 1997 – 95с.

2. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников: Сценарии: старший дошкольный возраст. – М., 1999.

3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001. - С. 262-302.

Дополнительная литература:

1.Праздники и развлечения в детском саду //Сост. С. И. Бекина; Общ. Ред. Соболевой. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.

2.Осокина Т. И. Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

Практическая работа № 13

Тема: «Планирование работы по физическому воспитанию»

План:

1. Виды планирования.

2. Технология календарного планирования.

3. Виды учёта работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

4. Методика тестирования физической подготовленности; диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника.

5. Планирование различных форм работы с родителями по физическому воспитанию детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение планирования и учета работы по физической культуре в ДОУ»

2. Методика составления перспективных планов.

3. Календарное планирование раздела «физическая культура». Требования к нему.

4. Учет в работе по физическому воспитанию, его виды и характеристика.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план работы по физическому воспитанию для одной из возрастных групп по схеме, приведенной в учебном пособии Н.В. Алябьева. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998.

2. Подготовить годовой план по развитию основных видов движений (на выбор студента).

3. Подобрать тесты для обследования детей и уметь их применять.

Основная литература:

1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998. – 116 с.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – С. 201-221.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – С.346-360.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: библ.указ. (1990-2003). – Мурманск, 2004. (раздел планирование)

2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.

3. Засыпкина Л., Солдатенкова Т., Шестова Л. Планирование физкультурных занятий в зале и на воздухе // Дошкольное воспитание . – 1993. -№ 9. – с.25-29 (конспект статьи; 1994. - № 12. – С.2-6)

Практическая работа № 14

Тема: Преподавание курса «Методика физического воспитания» в

Наши рекомендации