Семейная жизнь ребенка

(Выдержки) (1885-1890 гг.)

Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и по­этому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и остав­ляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производитель­ностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом.

Семейная жизнь ребенка - student2.ru Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: 1) чистота; 2) последователь­ность в отношении слова и дела при обращении с ребенком; 3) отсут­ствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полное признание за ним права личной непри­косновенности19.

А.С.Макаренко(1888-1939), выдающийся педагог, писатель Книга для родителей

(Отрывки) (1937 г.)

«Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распрост­раненная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответствен­ности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении цели­тельные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям — за­дача невероятно трудная. Чтобы такая речь произвела полезное воспи­тательное действие, требуется счастливое стечение многих обстоя­тельств. Надо, прежде всего, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем необходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительнос­тью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нужно, чтобы ре­бенок отличался терпением. (...)

Дорогие родители!

Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на раз­говоры.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогичес­кого такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогичес­ких бесед.

Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует го­лосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответ­ствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.

Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта не­сколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам не­посредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи...

...Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием од­ной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспи-

19 Лесгафт П.Ф Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 295.

тание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, перепле­тается с другими отношениями, усложняется физическим и нравствен­ным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — зада­ча воспитателя.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание ин­дивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неуда­чей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитае­те урода20.

...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброше­ны. Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно от­ветственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь лег­ким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет вперед отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внима­ние и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего само­чувствия как личности не может существовать и воспитатель21.

А.Н. Острогорский(1840-1917),

педагог, писатель, редактор журнала

«Педагогический сборник»

Наши рекомендации