Выбор темы курсовой работы. Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной
Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16].
Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика работ по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию [22].
По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы [9]:
1. Историко–педагогические и историко–психологические работынаправлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.
2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.
3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.
Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.
Предложенные преподавателями темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования.«Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и О.Попов) [12, С.210].
От правильного выбора темы исследования зависит успех работы в целом. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:
1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.
2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования - педагогика, психология, частные методики.
3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с ВКР и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. ВКР может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) ВКР.
4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития.
5. При выборе темы следует учитывать возможности и интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.
Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение исследования по одной теме группой студентов.
Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:
1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).
2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.
3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.
Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты.