Игрушки из домашнего окружения
Кухонная утварь
Сковородки, кастрюли, дуршлаг, сито, противни, формы для выпечки, мерные стаканы и т.д.
Кладите внутрь предметы, вынимайте их, стучите предмет о предмет или ложкой по различным предметам, сгребайте их вместе и раскладывайте, сравнивайте размер и форму. Используйте в игре воду и песок. Кладите в них кубики изо льда, чтобы ребенок почувствовал холод и понял, что такое таяние.
Пустые пластиковые бутылки и коробки
Коробочки из-под сыра, йогурта, контейнеры для яиц, бутылки из-под шампуня, молока, сока и др.
Сделайте погремушку, насыпав в емкость фасоль, бобы, орехи. Сделайте «нюхательные банки», положив в коробочки шарики из ваты, смоченные в духах, одеколоне, экстракте ванили, давайте их нюхать ребенку. Учите различать различные запахи.
Работайте с бутылками и крышками. Кладите и вынимайте из них предметы, завинчивайте и развинчивайте крышку. Сравнивайте цвета, формы и размеры. (Если вы насыпали в коробку рис, бобы, удостоверьтесь, что ребенок не сможет сломать или открыть ее, вдохнуть в себя продукты и подавиться).
Большие коробки и бумажные пакеты
Зафиксируйте коробки в определенном месте, чтобы ваш малыш мог вползать и выползать из них, открывая «окна» и «двери». Оклейте коробки внутри яркой тканью или бумагой. Положите внутрь мягкий коврик, кладите внутрь предметы и вынимайте их.
Лоскутки ткани. Пряжа. Фланель, сатин, вельвет, фетр и т.д.
Познакомьте ребенка с разными поверхностями, побуждая его прикасаться к ним. Потрите ему тело различными лоскутками ткани, что дает разнообразные ощущения. Называйте части тела, к которым вы прикасаетесь. Сделайте из кусочков ткани с разной поверхностью маленький коврик, на котором ребенок может лежать и ощупывать различные кусочки. (Наблюдайте, чтобы у ребенка не было возможности взять в рот и подавиться кусочками ткани, пряжи).
Бутылки с теплой и холодной водой
Приучайте ребенка различать тепло и холод, давая ощупывать одну бутылочку с теплой водой, а другую — с холодной. Когда ребенок трогает их, говорите: «Холодная», «Горячая».
Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается такая наука, как тифлопедагогика. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляется всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению.
В школьном возрасте дети получают общее среднее образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.
Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.
Основы деятельности дошкольных
учреждений
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте до 7 лет. Эти учреждения занимаются воспитанием, лечением, возможным восстановлением и развитием нарушенных функций зрения у детей, а также подготовкой их к обучению в школе.
Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в какой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.
Задача специальной педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы (Л.И. Плаксина, Т.П. Свиридюк и др.).
В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05-0,4 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользованию очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдаль, наблюдения за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.